Олимпийское спокойствие

2

8207 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

АВТОР: Николаев Сергей

 

Олимпийское спокойствиеБолее безопасных Игр, чем московские, в олимпийской истории не было — утверждают и спортсмены, и сотрудники правоохранительных служб. Действительно, не только на спортивных объектах, но и во всей Москве в те июльские дни 1980 года царило небывалое спокойствие.

 

Чтобы добиться такого результата, спецслужбы и правоохранительные органы провели гигантскую работу. Обычно, говоря о безопасности московской олимпиады, все тут же поминают пресловутый 101-й километр, за который выселяли бомжей, вокзальных проституток и прочий «нежелательный элемент». Было и полное закрытие города для приезжих. Но на самом деле задача стояла гораздо более серьезная. Основное внимание уделялось противодействию террористической угрозе. Еще свежа была в памяти бойня Олимпиады 1972 года в Мюнхене, когда палестинские экстремисты убили 11 членов израильской сборной и полицейского.

 

— Когда СССР готовился проводить свою Олимпиаду, к тем, кто обеспечивал ее безопасность, обратился обер-полицмейстер Мюнхена с такими словами: «Заклинаю, не повторяйте наших ошибок! Мы уступили давлению прессы и общественности, требовавших большей открытости. Вас будут обвинять в излишней строгости, но если из-за ее отсутствия произойдет трагедия, вы будете в десятки раз более виновны», — рассказывает «Культуре» полковник КГБ в отставке историк спецслужб Олег Хлобустов. В 1980-м он и сам участвовал в обеспечении безопасности Игр.

 

В мире было беспокойно.  Взрывы, похищения, убийства... Если кто-то думал, что террор возможен только на Западе, он сильно ошибался. В Москве 8 января 1977 года было произведено три взрыва: в метро на перегоне между «Измайловской» и «Первомайской» и в магазинах — на примыкающей к Красной Площади улице 25-го Октября и на Дзержинского, совсем рядом с КГБ. Погибли семь человек, более сорока получили ранения. Террористами оказалась группа армянских националистов, связанных с зарубежной Армянской секретной армией освобождения Армении. Все они были схвачены и приговорены к расстрелу.

 

Возможно, этот теракт повлиял на то, что были ускорены работы по формированию «Группы А» (впоследствии известной как «Альфа»). Инициатором ее создания был, к слову, тогдашний глава КГБ Юрий Андропов.

 

— Уточню, что это подразделение было сформировано не специально к Олимпиаде, а в июле 1974 года. Тогда еще не было ясно, выберут Москву столицей Игр или нет, — уточняет Хлобустов.

 

Численность «Группы А» была увеличена с первоначальных 30 человек до 60. Перед самым началом игр «Группа» показала свои возможности представителям руководства страны, а также старшим офицерам МВД и КГБ, входившим в структуры, отвечающие за порядок на Олимпиаде.

 

— Наибольшее впечатление произвели специальные гранаты для вышибания дверей, — рассказывал автору полковник милиции Николай Перекрест, состоявший тогда в одном из подразделений по обеспечению правопорядка в спорткомплексе «Лужники». — С виду они напоминали обычные бублики к чаю. Комитетчик с расстояния нескольких метров, как в доме отдыха на кольцебросе, накидывал их на рукоятку двери, грохотал взрыв, группа захвата врывалась в помещение и освобождала условного заложника.

 

Понятно, почему так высоко оценили новинку. В отсутствие «бубликов» двери, если требовалось, вышибали плечом, расстреливали замок, но в любом случае оперативник находился напротив двери и рисковал получить пулю от забаррикадировавшихся преступников. «Бублик» же можно было набрасывать, например, сбоку, риск гибели на этом этапе был сведен к нулю. 

 

— Учения проводились постоянно на каждом из 99 олимпийских объектов, — вспоминает Хлобустов. — Одна группа сотрудников имитировала террористов, другая им противостояла. Нередко «террористы» находили слабое звено, и потом этот пробел устранялся. Огромное внимание уделялось и надежной управляемости сил безопасности. На случай, если основная система связи окажется поврежденной, создавались дублирующие.

 

Особое внимание уделялось контролю за канализационными трубами и другими подобными коммуникациями. По такому каналу можно было попасть, например, из киноконцертного зала «Россия» в одноименную гостиницу, за периметр оцепления. Кстати, в последующие годы тем же путем фанаты кино проникали из гостиницы в зал, где проводились мероприятия Московского международного кинофестиваля.

 

Если КГБ занимался «внешним врагом», то на плечи МВД легла задача обеспечить спокойствие на улицах. Она была решена радикально.

 

— 10 июля около семи часов утра было задержано примерно тридцать, как сейчас бы сказали, криминальных авторитетов, — рассказывает Хлобустов. — Кого-то взяли в постели, кто-то с собачкой выходил погулять... Потом их всех собрали в один автобус и повезли на Огарева, 6, где находилось тогда главное здание МВД. Под конвоем провели в конференц-зал. Через некоторое время к ним вышли в форме министр внутренних дел Николай Щелоков и его первый заместитель Юрий Чурбанов.

 

«Мы собрали вас для того...» — классически начал министр. Далее он недвусмысленно предупредил: во время Олимпиады на улицах должно быть полное спокойствие.

 

— Как рассказывал один из участников той встречи, они уже думали, что их тут же отправят на зону, — продолжает Хлобустов. — Но после краткой речи министр сказал: «Вы свободны». И все, облегченно выдохнув, поспешили на выход.

 

На улицах столицы воцарилось спокойствие. Не говоря уже об олимпийских объектах. Кстати, службу несли практически без огнестрельного оружия — олимпийские «кольца безопасности», созданные от государственных границ до периметра каждого объекта вселяли уверенность, что вероятность проникновения злоумышленника сводилась к нулю.

 

— Пожалуй, единственное место, где можно было увидеть вооруженного человека — это Олимпийская деревня, — говорит Хлобустов. — Там у забора, ненавязчиво маячил часовой с АК-76. Даже не столько по необходимости, сколько для спокойствия живущих здесь спортсменов.

 

В итоге самым крупным «происшествием» во время Игр стало, пожалуй, выступление одного из зарубежных зрителей.

 

— На церемонии открытия он вдруг достал большой флаг Америки и начал им размахивать, — рассказал Хлобустов. — Когда наши сотрудники спросили, зачем он это делает, он пояснил, что сожалеет об отсутствии США на таком замечательном празднике.

 

А далее произошло вот что. Сам ли болельщик догадался, или ему подсказали «спортсмены в штатском», но спустя три дня он и еще человек двести под прицелом западных телекамер устроили пробежку в поддержку мира, дружбы и московской Олимпиады.

 

 
   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов