«Звёзды закрыли ресницы»

7

3413 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 134 (июнь 2020)

РУБРИКА: Литературоведение

АВТОР: Трещев Евгений Иванович

 

 

Брюсов.jpg

Я жизнью пьян. Напиток жгучий.

По жилам разошёлся… жжёт.

Не стынь, огонь, кипи и мучай,

Кружи, влеки, водоворот.

В. Брюсов

 

Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 года в купеческой семье в городе Москве. Он был человеком необычайной эрудиции и обширной культуры, выдающимся поэтом, прозаиком, литературным критиком, переводчиком и историком. Противоречив и сложен облик Брюсова – поэта и человека.

Самые ранние стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году. В период с 1894 года по 1895 год он издал три сборника под названием «Русские символисты». Стихи и переводы, помещённые в них, были подписаны разными именами. Создавалось впечатление, что выступает большая группа поэтов. А в действительности большинство стихов написал Валерий Брюсов. Появление сборников было воспринято как литературный курьёз и вызвало за собой множество критических статей, рецензий. Для поэта в это время характерно стремление уйти «от будничной действительности». Он ищет новые формы стиха, создаёт экзотические рифмы. В 1895 году на свет появился его первый поэтический сборник («Шедевры»). В 1897 году из печати вышла следующая книга его стихов «Это – Я». Стихи поражали своей необычностью: «…И в фосфорическом сияньи / Открылся бледный мир чудес: / Дома стоят, как изваянья, / Висит, как полог, свод небес. / Как декорации феерий, / Деревья тянутся к луне. / И кто-то есть в пустынном сквере, / Поднявши руки к вышине» («Белеет ночь. Деревья сквера»).

Организаторская роль Брюсова в русском символизме очень значительна. Он был основателем и признанным вождём этого направления в русской литературе. Но поэт довольно быстро перерос узкие рамки декадентской школы.

Сущность символизма сформулирована Брюсовым во «Вступительной заметке» ко второй книге «Русские символисты», в стихотворениях «Творчество», «Сонет к форме», «Юному поэту».

Символ рождает не смысловую, логическую, а лишь ассоциативную связь. Основа стихотворения – движение души, а не событие в реальном мире: «Тень несозданных созданий / Колыхается во сне, / Словно лопасти латаний / На эмалевой стене. / Фиолетовые руки / На эмалевой стене / Полусонно чертят звуки / В звонко-звучной тишине…» («Творчество»).

«И страстно полюбил я мглу противоречий / И жадно стал искать сплетений роковых, / Мне сладки все мечты, мне дороги все речи…» («Я»).

Таинственность, призрачность, дань чистой форме, поэтизация подсознательного – основные черты символизма. Во время творческих озарений, по словам Валерия Яковлевича, поэта посещают удивительные и странные образы, которые можно передать только с помощью символов, чтобы «как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нём известное настроение».

В это время Брюсов тяготеет к выражению неуловимых, мгновенных впечатлений, используя образ-символ, смутный и недосказанный.

Таковы, например, метафоры и эпитеты в его стихах: «запах тьмы», «сумрак духов», «мгла и криков, и видений», «фиолетовые руки», «пьян от синего огня». Как видим, слова в таких образах утрачивают реальный смысл. Сплошное нагромождение звуков непонятных читателю.

Хаосом красок, простым набором красивых звуков предстают эти стихотворения, за которыми отсутствует реальность. В них – неясность, смутность, неосознанность изображаемых явлений.

Так, в стихотворении «Творчество» «тишина» оказывается «звонко-звучной», а «месяц» всходит при «лазоревой луне».

Сущность символизма Брюсов отчётливо сформулировал в стихотворении «Юному поэту»: «Не живи настоящим», «никому не сочувствуй, сам же себя люби беспредельно», «поклоняйся искусству, только ему, безраздельно, бесцельно».

Такие мотивы преобладают в значительной части его стихов девяностых годов девятнадцатого века.

 

В начале двадцатого века обозначился новый этап в его творчестве. В эти годы происходит решительный перелом в творчестве поэта и его отход от символизма. А также расширяется тематика его поэзии. Развитие Брюсова идёт от поэтики символизма к реалистичности: «Серебро, огни и блёски, – / Целый мир из серебра! / В жемчугах горят берёзки, / Чёрно-голы вчера. / Это область чьей-то грёзы, / Это – призраки и сны ! / Все предметы старой прозы / Волшебством озарены…» («Первый снег»).

Но, даже обращаясь к новым темам, открывая новые возможности в поэзии, он в то же время оставался адептом символизма, от которого пытался уйти.

Теперь он в своём творчестве обращается к ярким личностям в мировой истории («Александр Великий», «Клеопатра», «Ассаргадон», «Мария Стюарт»), пишет стихи о любви и труде («Фабричная», «Работа», «Каменщик»), а также стихотворения на революционные темы («Грядущие гунны», «Довольным», «Близким», «Паломники свободы»).

Его стихотворения «Цусима», «Цепи» проникнуты чувством горечи за поруганную честь русского оружия.

После революции 1905 года историческая тема ставится Брюсовым в аспекте современности. Так, написанное им стихотворение «Юлий Цезарь» имеет явно бунтарское содержание. В нём слышится прямой вызов царской власти: «Брошен жребий. / Плыви, мой конь, чрез Рубикон!»

Величав и торжественен строй его поэзии: «И всё суровей, всё окресней, / Как гром, как вызов, как судьба, / Росла далёкая пальба / На улицах упорной Пресни».

Творчество поэт приравнивает к кинжалу: «Из ножен вырван он и блещет вам в глаза, / Как и в былые дни, отточенный и острый. / Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, / И песня с бурей вечны сёстры».

Это стихотворение является образцом гражданской лирики Брюсова. Оно проникнуто высоким пафосом освободительной борьбы.

Стихи его более зрелых сборников привлекают к себе внимание уже ясностью и отчётливостью, музыкальностью и певучестью. Наиболее сильная и творчески значительная книга «Зеркало теней» представляет собой новое слово в поэзии.

 

При этом дальнейший литературный путь поэта не был гладким и ровным. Так, после поражения революционного движения 1905-1907 годов в значительной части произведений Брюсова звучит настроение подавленности, растерянности и безысходности.

Теперь он воспевает одиночество, обречённость, холод и сумерки. Его лирика окрашивается в мрачные тона. Автор не верит даже в такое чувство, как любовь.

В 1909 году им был издан поэтический сборник «Все напевы», о котором сам автор говорил, что в нём «больше искусства совершенства». В сборнике нашли воплощение: послания и элегии, акростихи, дифирамбы и оды, триолеты, романтические поэмы и буколики.

Но несмотря на декадентские мотивы, Брюсов остаётся поэтом, жадно тянувшимся к реализму. Он пишет: «Вновь я хочу всё изведать, что было… / Трепеты, сердце, готовь! / Вновь я хочу всё изведать, что было: / Ужас, и скорбь, и любовь!»

«Звёзды закрыли ресницы, / Ночь завернулась в туман; / Тянутся грёз вереницы, / В сердце любовь и обман./ Кто-то во мраке тоскует, / Чьи-то рыданья звучат; / Память былое рисует, / В сердце – насмешки и яд» («Звёзды закрыли ресницы»).

 

В 1914 году поэт отправляется военным корреспондентом «Русских ведомостей» на фронт. Его первые статьи были насыщены воинственным духом. Но постепенно, видя страдания народа, он разочаровывается в войне. В стихотворении «Последняя война» автор выражает надежду, что «из огненной купели преображённым выйдет мир»: «Пусть рушатся былые своды, / Пусть с гулом падают столбы; / Началом мира и свободы / Да будет страшный год борьбы» («Последняя война»).

В это время Брюсов сближается с горьковским журналом «Летопись».

А.М. Горький писал В.Я. Брюсову: «Очень хочется работать с Вами много и долго. И – это не комплимент, поверьте! – я не знаю в русской литературе человека более деятельного, чем Вы. Превосходный Вы работник!»

Брюсов искренне и с энтузиазмом принял Великую Октябрьскую революцию и активно включился в строительство новой культуры и литературы. Тема Родины составляет основное содержание его поэзии в этот период.

Брюсов не только замечательный поэт, он и великолепный прозаик, автор романов: «Огненный ангел», «Алтарь победы», «Юпитер поверженный», повести «Рея Сильвия» и незаконченного романа «Семь земных соблазнов».

Умер Валерий Яковлевич Брюсов 9 октября 1924 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

Мне видеть не дано, быть может,

Конец, чуть блещущий вдали,

Но счастлив я, что был мной прожит

Торжественнейший день земли.

(«Я вырастал в глухое время»)

 

За годы жизни он прошел необычайно яркий путь. Убеждённость в неумирающей ценности завоеваний человеческого духа, вера в силу человека соединяли между собой все этапы его творческого пути.

Поэты-символисты: Бальмонт, Мережковский, Блок, Гиппиус, Белый во главе с Валерием Брюсовым оказали огромное влияние на русское общество. А стихи Брюсова выдержали испытание временем.

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов