«Мой костёр в тумане светит»

4

4895 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 128 (декабрь 2019)

РУБРИКА: Юбилей

АВТОР: Трещев Евгений Иванович

 

Яков Петрович Полонский (1819–1898) – поэт, прозаик, журналист, родился в городе Рязани в небогатой дворянской семье.

И.С. Тургенев писал о Полонском: «Талант его представляет особенную, ему лишь одному свойственную, смесь простодушной грации, свободной образности языка, на котором ещё лежит отблеск пушкинского изящества…»

Его творчество занимает видное место в нашей литературе. В каком-то смысле он был центром пересечения множества литературных, общественных и личных отношений своего времени. У него немало произведений, поражающих совершенством художественной формы. Всё написанное им носит на себе печать прекрасного и истинного таланта. Его поэзия бывает радостной и грустной, возвышенной и холодной, как лёд, но всегда неповторимой. Он – один из выдающихся русских поэтов послепушкинской поры, созвучен своему времени. Слова под пером Якова Петровича приобретают новое звучание и смысл. Творческая смелость, добросердечие, спокойствие, благородство и мужество, уникальный талант и огромная работоспособность – отличительные черты этого одарённого человека.

«Всю жизнь серьёзно я был только поэтом и больше ничем…» – писал он, окидывая взглядом прожитую жизнь.

 

Поэзия Я.П. Полонского многолика, удивительно оптимистична. Он писал А.Фету: «По моим стихам можно проследить всю жизнь мою». Многие стихотворения поэта представляют собой своего рода маленькую исповедь. Он писал о том, что пережил и прочувствовал сам: «В одной знакомой улице – / Я помню старый дом, / С высокой, тёмной лестницей, / С завешенным окном… / И тихо слёзы капали – / И поцелуй звучал – / И ветер занавескою / Тревожно колыхал» («Затворница»). В них предельная простота формы, лиричность содержания, естественность интонаций, много звуков, запахов, света. И нет жалоб, раздражения, злости. Оригинальны и многообразны сравнения и метафоры.

Стих льётся легко и непринуждённо, будто разговорная речь. Автор выражает свои чувства правдиво и естественно. В них есть таинственность, трепетная лирика: «Мой костёр в тумане светит; / Искры гаснут на лету… / Ночью нас никто не встретит; / Мы простимся на мосту…» («Песня цыганки»).

Поэзия, по мнению Полонского, везде – и в стремлении к славе, и в любви, и в сочувствии к ближнему, и в страстной и искренней вере: «Пока в тебе кипят и замыслы и чувства / И можешь ты негодовать; / Пока язык идей и красота искусства / Тебя способны восторгать; / Пока в друзьях свой суд, в любви награда, / И не страшит тебя с врагами честный бой, / Поэзия ещё с тобою, милый мой.» («Поэзия»).

Поэзия – это влюблённость в жизнь – светлая и восторженная, страстная и роковая. Поэзия и любовь – слова синонимы. Источник поэтической энергии один – любовь. Любви без жертвенности не бывает, но любовь светла, она радость, она счастье.

Тема любви раскрывается поэтом в стихотворениях: «Поцелуй», «Подойди ко мне, старушка…», «Последний вздох», «Любви не боялась ты…», «Напрасно», «Влюблённый месяц», «Встреча», «Песня цыганки», «Затворница», «Соловьиная любовь», «Узница», «Утрата» и др.

Любовная лирика Я.П. Полонского – образец нежности и проникновенности, во многом автобиографична. Любовь и переживания автор умеет передавать в стихотворной форме намёком, в том числе тонкие, едва уловимые движения души: «Вижу снова наш старый, запущенный сад: / Отражённый в пруде, потухает закат, / Пахнет липовым цветом в прохладе аллей; / За прудом, где-то в роще, поёт соловей…» («Диссонанс»). Мы видим, что даже недосказанность его лирической поэзии приобретает особое очарование. А за внешней простотой скрывается естественная красота и неповторяемость. Стихи производят чистое и трогательное впечатление: «Перед непризнанной любовью / Я весел был в прощальный час, / Но – Боже мой! С какою болью / В душе очнулся я без вас. / Какими тягостными снами / Томит, смущая мой покой, / Всё недосказанное вами / И недослушанное мной».

 

Задушевными и простыми словами он говорит о России, о Боге и вере, о дружбе, жизни и смерти: «Россия, веру призови!... / В сей день торжественный и славный, / Нас бережёт Отец Державный / Для новых подвигов любви…» («День крещения Руси»). Идея Божественного света, которым наделена человеческая душа, составляет основу мировосприятия поэта. Он ищет гармонию в тихом сочетании фрагментов мироздания, раскрывает духовный мир человека, его переживания и страдания, готовность дарить счастье и любовь. В этих его произведениях нашли место: свобода выражения, глубина содержания и твёрдая ясность идеала.

Тонко чувствующий и необыкновенно восприимчивый, Полонский с удивительным подчас мастерством улавливал биение пульса жизни и в очеловечивании природных явлений.

Автор пристальным взглядом всматривается в судьбы и души людей и описывает места действия. При этом красота русской природы всегда служила ему неисчерпаемым источником вдохновения. Любимые образы: дали, простор, степи, придают его стихам ширину и раздолье: «Пахнет полем воздух чистый… / В безмятежной тишине / Песни птички голосистой / Раздаются в вышине… / Внемля ей, невольно стыдно / И досадно, что порой / Сердцу гордому завидна / Доля птички полевой!» («Птичка»). Человек и природа в его творчестве неразрывны. Он не жалеет эпитетов, чтобы описать звуки, краски, запахи: «В облака свиваясь / Ярко золотые… / Ни единой тучки / На лазурном небе!» («Утро»).

Неуловимая прелесть ночного пейзажа, таинственные сумерки не смогли оставить поэта равнодушным: «Посмотри – какая мгла / В глубине долин легла! / Под её прозрачной дымкой / В сонном сумерке ракит / Тускло озеро блестит…» («Посмотри – какая мгла»). «Вечерний звон… не жди рассвета; / Но и в туманах декабря / Порой мне шлёт улыбку лета / Похолодевшая заря…» («Вечерний звон»).

 

Есть писатели и поэты, которые приносят красоту в жизнь. Таким был Яков Петрович Полонский. В стихотворении «Памяти Ф.И. Тютчева» им утверждается вечность красоты и весны. Он воспевал красоту, считая её основной целью творчества.

Сочетание фантастического и будничного делают его поэзию тонкой и привлекательной: «Глухая степь – дорога далека, / Вокруг меня волнует ветер поле, / Вдали туман – мне грустно поневоле, / И тайная берёт меня тоска» («Дорога»). Стиль этого стихотворения лёгок, переживания и грусть передаются достаточно светло и мягко.

Особой мелодичностью отличаются стихотворения, посвящённые Кавказу, где он служил. Здесь он создал много прекрасных стихотворений, насыщенных фольклорными мотивами и восточным колоритом: «Земли, полуднем раскаленной, / Не освежила ночи мгла. / Заснул Тефлис многобалконный; / Гора темна, луна тепла…» («Старый сазандар»). «Одинокое сердце оглянется / И сожмётся знакомой тоской.– / Вспомнит домик твой – дворик, увешанный / Виноградными лозами – тень – / Где твоим лепетаньем утешенный, / Я вдавался в беспечную лень…» («На пути из-за Кавказа»).

Поэзия и музыка в нашей жизни просто незаменимы! Как незаменима чистая родниковая вода и чистый воздух. И Полонский всем своим творчеством утверждал право на чувственное, музыкальное восприятие мира. Многие его стихи положены на музыку композиторами: П.И. Чайковским, А.С. Даргомыжским, С.В. Рахманиновым, С.И. Танеевым, А.Г. Рубинштейном, М.И. Ивановым и стали популярными песнями и романсами. Основными мотивами романсов на его стихи были: воспоминание о прошедшем счастье, расставание и прощание с любимой, возвращение любви.

В них живёт трепетное, неуловимое, глубинное ощущение музыкальности («Из вечности музыка вдруг раздалась…», «И плывут, и растут эти чудные звуки…», «Запой, и всё в пленительном покое…», «Молитва», «За окном в тени мелькает» и др.).

«Песня цыганки» и «Затворница» стали народными песнями. А на либретто Полонского композитором Чайковским написана опера «Черевички».

 

Современники поэта, которым доводилось с ним общаться, отмечали его душевную щедрость, благородство, добродушие, удивительную общительность, внутреннюю и внешнюю привлекательность. Д. Григорович писал: «Я ещё в жизни не встречал человека с душой более чистой, детски наивной; сколько подлостей прошло мимо него, он не замечал их и положительно не верил, что есть зло на свете».

Материально он всегда жил трудно, вынужден был заниматься репетиторством, быть воспитателем.

Он прожил интересную, насыщенную трудами и идеями жизнь. В своих последних произведениях он заглядывает в самые коренные вопросы бытия: «Нет конца стремленью – / Есть конец страданью» («Утро»). В стихотворении «Лунный свет» он воспевает «безотрадную былую радость» и «былое счастье»: «Жизни лучшие мгновенья – / Сердца жаркие мечты, / Роковые впечатленья / Зла, добра и красоты; / Всё, что близко, что далёко, / Всё, что грустно и смешно, / Всё, что спит в душе глубоко, / В этот миг озарено…».

Поэзия Полонского в каком-то смысле стоит особняком от творчества писателей и поэтов его времени. Он не стремился кого-то обличать и высмеивать, что тогда было характерно для многих его современников.

Уже под конец жизни он писал А. Чехову: «Наши большие литературные органы любят, чтобы мы, писатели, сами просили их принять нас под своё покровительство – и тогда только благоволят к нам, когда считают своими, а я всю свою жизнь был ничей, для того, чтобы принадлежать всем, кому я понадоблюсь, а не кому-нибудь».

 

Умер поэт 18 (30) октября 1898 года в Санкт-Петербурге и был похоронен в Ольговом монастыре под Рязанью. В 1958 году его прах перезахоронили на территории Рязанского кремля.

Литературное наследие Якова Петровича Полонского включает в себя несколько поэтических сборников («Гаммы», «Стихотворения 1845 года», «Сазандар», «Вечерний звон», «Снопы», «Озими»), поэмы («Мими», «Келиот», «Ночь в Летнем саду», «Кузнечик – музыкант», «Собаки»), романы («Признание Сергея Чалыгина», «Женитьбы Атуева», «Дешёвый город»), пьесы, очерки, статьи, рассказы.

Проходят годы, а самобытный талант и незаурядная личность Я.П. Полонского продолжают вызывать у читателей глубокий интерес. В творчестве этого замечательного поэта мы находим всё больше глубины и прозрения, испытывая на себе его красоту и очарование.

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов