Поэт от жизни и любви

2

186 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 115 (ноябрь 2018)

РУБРИКА: Критика

АВТОР: Яговкина Елена

 

–  У поэта нет карьеры, у поэта есть судьба, –  сказал, встречая свое 75-летие, о своем творчестве  Николай Алексеевич Полотнянко. Поэт  высокой духовной и человеческой организации, он в своей поэзии затрагивает самые разные стороны человеческого бытия, философски размышляет о прошлом, о настоящем, и мне порой кажется, что иногда он существует  вне времени, когда пишет о душе человека и  о своей, в частности, жизни – «неизбежности и бренности бытия».

 

«…Есть час, когда душа беседует со мной,

И словно храм величественный дума

О неизбежной бренности людской,

Парит на крыльях городского шума».

( «Две жизни»)

 

Как сочно, ёмко, правдиво сказано, не правда  ли?.. Его поэзия пронизана нитью откровения, мыслями о том, что лучшие годы уже позади, остается только сожалеть, что уходят любимые люди, и их уже не вернуть, их уход он сравнивает с листопадом.

 

«И смывает листву и смывает

На холодную землю дожди.

Зловременье грядёт, наступает,

От такого пощады не жди».

( «Две жизни»)

 

Он сожалеет о том, что в жизни людей всегда наступают холодные времена – «зловременье», но автор полон оптимизма и веры в жизнь:

 

«…Время солнца еще не пришло,

Но грядёт оно, к правде взывая,

И поставить стихи на крыло

Мне поможет гусиная стая!»

(«Две жизни»)

 

Николай Алексеевич Полотнянко в своём творчестве всё чаще обращается к философии бытия, времени, «ведь время будущего тает, а время прошлого растёт». Он говорит о том, что большая часть жизни прожита,за спиной интересная творческая жизнь, огромный опыт словопроизводства, но грустные нотки так и проскальзывают из строк большого поэта.

 

«Ледок прихватит  Волгу,

Замолкнет плеск волны,

Осталось ждать недолго

Мне полной тишины».

 

Поэт – очень чувствительная натура, и, конечно,  он не может пройти мимо такой темы, как времена года. Почти каждый поэт, художник слова в своих произведениях описывают явления природы, происходящие в разные времена года, вызывая определённые эмоции у человека, будоража душу, заставляя её острее чувствовать происходящее.

 

«….Вот такой ко мне осень пришла –

Сиротливой, без бабьего лета.

Под дождём проливным, без тепла,

Сентября проржавела карета.

Отменён листопад – карнавал,

Всю неделю дожди днём и ночью.

Листовой, листопад, листовал –

Все отправлены в отпуск бессрочный».

( «Две жизни»)

 

Конечно, нельзя не сказать о литературных приёмах, которыми пользуется Николай Алексеевич. В его стихах встречаются структурные, ориентационные, сложные метафоры: «Сентября проржавела карета»,  «Отменён листопад – карнавал», или «…поставить стихи на крыло, мне поможет гусиная стая», «Уже прошло России лето» «…и рваными свищет ноздрями,  буран в пугачёвской степи» и многие другие. Такие слова, как «листовой», «листобой», «листовал», произошедшие от слова лист,только усиливают смысл стихотворения, делая его более зримым,что говорит о высоком мастерстве поэта.

Николай Полотнянко – поэт мыслящий, и размышляя о прошлом и будущем России, он заставляет читателя тоже присоединиться к этим раздумьям, соучаствовать в творческом процессе. В стихотворении «Россия. Прошлое, будущее», поэт смело высказывает свои мысли по поводу происхождения Руси, делая это лаконично, образно, в пушкинском стиле. Он задаёт себе вопрос и сам отвечает на него.

 

«Откуда Русь – из тьмы и света?

Увы, на это нет ответа.

В каких неведомых краях

Она свершила первый шаг

В семью народа?»

 

Неизвестно…

 

Поэт погружает наше сознание в неизвестность «Давно пора признаться честно: своих начал мы не найдем, да, и зачем в потёмках рыться?...». Поэт не стоит на месте и пытается всё же найти ответы на поставленные вопросы, тем самым заставляет нас задуматься о будущем:

 

«…Да, мы построили пространство,

Создали царство – государство

И в одночасье всё сожгли.

И вновь воздвигли, возвели

Страну – мечту

И вновь сожгли…»

 

Размышляя дальше, поэт заостряет внимание читателя на том, что мы – россияне имеем нехорошую привычку винить не себя, а кого-то, и все-таки надеется найти справедливость.

 

«…Теперь виним, клянём за это,

Но не себя, а всех других.

Уже прошло России лето,

И не найдя начал своих,

Вступила в пору увяданья

Держава, но её народ

Не позабыл свои мечтанья

Он ими грезит и живёт,

Что справедливость обретёт».

 

И как человек, гражданин, любящий Россию задаёт опять вопрос «Надолго ли?» и опять отвечает в своей манере, образно, кратко, лаконично и ярко.

 

«… Никто не знает,

Ни бог, ни царь и не герой.

Скорей всего, он сам сломает

Свою мечту своей рукой.

Давно пора проститься с детством

Народу.  И пора начать

Жить не одним лишь только сердцем,

Но и рассудку слово дать».

 

Вот так описал свои рассуждения о прошлом и будущем России Николай Алексеевич Полотнянко, не вдаваясь в подробности, но кратко, понятно, как художник создавший картину, точными и объёмными мазками.

Николая Алексеевича очень интересует история родного края, города Симбирска. Он пытливо вглядывается в историческое прошлое как всей России,так и  своего города, и ищет ответы на процессы,происходящие сегодня. И делает он это талантливо, пользуясь всеми литературными приёмами.

В стихотворении «Пожар 1864-го» он говорит о пожаре, который случился в Симбирске в 1864 году. И сравнивает его со зловещим «змием», который снёс с лица земли большую часть симбирских деревянных построек и пострадало много людей, оставшись без крова над головой. Жители города оказались загнанными в огненную ловушку, многие теряли своих близких, знакомых соседей. Пытаясь выбраться из огненного плена,  люди бросали нажитое, и бежали,  куда глаза глядят.

 

«… И над Симбирском раскалённый вихрь,

Сжигая всё, как змий летел к  Венцу».

 

Поэт сравнивает пожар с «Раскаленным змием», который никого не жалея сметает всё на своём пути, стихия огня беспощадна.

 

«…Московский тракт усыпан был вещами

Людей, бежавших из своих домов.

Настало время скорби и печали

И покаянных запоздалых слов».

 

Но в то же время автор  подмечает, что не один Симбирск горел, горели в это время и другие города. Русь погружена в огненную пучину.

 

«… И не один Симбирск горел в то время,

Горели Петербургские дворы,

Но ветер окаянства и безверья

Лишь только начал раздувать костры».

 

Это костры «братоубийства» и «безбожной розни», которые охватили Россию и в наши дни. Автор надеется , что люди опомнятся, обратятся к Богу и поймут «Когда Россия начала гореть».

 

«… Не избыть из души

Приснопамятных дней.

Как и всюду тогда

В государстве Российском

Три собора

И тридцать приходских церквей

Возвышались призывно

Над градом Симбирском».

( «Не избыть из души»)

 

И Николай Алексеевич плавно переводит наше сознание, на наше революционное прошлое, которое, как и пожар 1864 года,  в1917 году сметал на своём пути церкви, ломая созданные народом духовные ценности, ломая – строили новое будущее.

Необходимо, говоря о творчестве Н. Полотнянко, затронуть любовную лирику поэта, без которой не может обойтись ни один поэт. Боготворя, любя женщину, он создал много прекрасных, нежных, образных, милых стихов. Стихотворение «Прекрасной даме» явное подтверждение моих, ранее сказанных слов:

 

«Я ждал звонка

Она не позвонила.

Тогда решил я от неё бежать.

Из страха догадаться и понять,

Она меня нисколько не любила»

 

Любовь – чувство, трудноуловимое,  и лирический герой этого стихотворения посылая любимой «нежные послания», естественно ждал взаимности, но она не последовала, и он решает уйти в «самоизгнанье», чтобы не видеть никогда её, но тут же он ловит себя на мысли, что « в разлуке весь измаюсь,не выдержу и сам себе признаюсь, что чувства не завяли, не ушли».

 

«… И навсегда в душе моей остались

Под хладным пеплом тлеющим огнём.

Не затоптатьего и не залить вином,

И женщиной другой не заслониться».

 

Лирический герой в стихотворении Николая Алексеевича Полотнянко понимает, что любовь не проходит бесследно, она оставляет в душе другого человека глубокие раны, если она  безответная, но и она заставляет героя чувствовать, любить, несмотря ни на что.

Можно очень долго и подробно говорить о творчестве Николая Алексеевича Полотнянко, чья судьба целиком связана с поэзией. Она пронизана любовью к родному городу, к его истории, к женщине, к природе. Читая его строки можно только восхититься тем, как автор может находить такие слова, словесные выражения, которые убеждают читателя в его правоте. Как он ловко обыгрывает природные явления, применяя образы, метафоры, сравнения. Удивляюсь, как лаконично он рассказывает о глобальных исторических процессах, проходящих в государстве, сжав мысль и форму до предела. Конечно, такого мастерства достигает не каждый поэт, а только очень одарённый и трудолюбивый.

Хотелось бы закончить свою презентацию  Полотнянко Николая Алексеевича его стихотворением «Искусство жить»:

 

«Когда смотрю я на берёзу,

Роняющую лист с ветвей,

Свою поэзию и прозу

Вдруг забываю перед ней.

Меня охватывает чувство,

Что до неё я  не дорос:

Что стоит всё моё искусство

Пред тем, что вижу?

Вот – вопрос!».

 

   
Нравится
   
Комментарии
Лев
2018/11/06, 17:48:01
Согласен с Дианой.
Нина Шеменкова
2018/11/06, 16:38:37
Диана, я вас понимаю, чувствую нутром... Николай Алексеевич - автор глубинный, каждая строка - открытие, философский подтекст присутствует всюду в его произведениях. Читаю и наслаждаюсь.
Виталий Б.
2018/11/06, 11:29:00
Замечательный материал! Что говорить, Николай Алексеевич талант! У него есть чему поучиться. Неиссякаемой Вам работоспособности, Николай Алексеевич! Здоровья!
Диана
2018/11/06, 11:24:51
К сожалению, об этом поэте невозможно рассказать обычными христоматийными фразами. Уверена, что Полотнянко нужно чувствовать на почти подсознательном уровне. Даже бы не стала заниматься литературоведением, поскольку всегда считала, что его стихи - это воздух, небо, земля, трава... То, без чего просто не выжить. Это, конечно, мое личное восприятие, но тот, кто сам пишет - он поймет о чем я.
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Яндекс цитирования
Бог Есть Любовь и только Любовь и Он Иисус Христос
Официальный сайт Южнорусского Союза Писателей
Омилия — Международный клуб православных литераторов