Знаток обычаев и нравов

0

219 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 112 (август 2018)

РУБРИКА: Портрет писателя

АВТОР: Трещёв Евгений Иванович

 

Перед тем, как написать эту статью, сидя за письменным столом, я долго рассматривал портрет Глеба Ивановича работы художника М.В. Серегина. Хотелось понять, что это был за человек.

С портрета на меня, как живой смотрит мужчина средних лет. На худощавом лице писателя выделяются глаза – пронзительные и печальные. Глаза человека, повидавшего в жизни многое, перенесшего лишения и тяготы жизни.

 

Родился он 13 (ст. ст.) октября 1843 года в городе Туле в семье коллежского секретаря Ивана Яковлевича Успенского и его жены Надежды Глебовны (урожденной Соколовой).

Корни его родословной уходят в сельское духовенство. Детство и юность Глеба прошли в кругу обеспеченной семьи, он получил хорошее для того времени образование.

 

До десяти лет он обучался на дому, а в 1853 году его приняли в первый класс Тульской гимназии. Высшего образования он не получил, хотя некоторое время в университете учился. Из Петербургского университета Глеб был отчислен в декабре 1861 года в связи с волнениями среди студентов и закрытием университета. Дальнейшее образование в Московском университете из-за тяжелого материального положения ему уже получить не удалось. В это время к молодому человеку пришло новое увлечение – он начал писать рассказы.

 

Его жизнь и творчество в эти годы были тесно связаны с Крапивенским уездом Тульской губернии. Достаточно сказать, что в издании его самого первого рассказа принял непосредственное участие Л.Н.Толстой. Как же это произошло? Перевернем несколько страничек истории. К концу 1861 года при содействии графа Л.Н.Толстого на четвертом Крапивенском участке, где он был мировым посредником, была открыта 21 школа. Толстой очень внимательно наблюдал за жизнью этих школ. Их учителя периодически приезжали к нему в Ясную Поляну для совместного обсуждения своей работы. Кроме того, в 1862 году Лев Николаевич начал издавать журнал «Ясная Поляна». Он полемизировал в нем с правительственными проектами и уставами народных школ.

 

Среди молодых людей, приезжающих в Ясную Поляну был и Глеб Успенский, тогда студент Московского университета. Хотя дело народного образования в те далекие времена еще не было организовано на должном уровне, но деятельность графа Л.Н.Толстого не могла не обратить на себя внимание правительственных кругов. В Ясную Поляну был направлен с проверкой чиновник Е.Марков (в будущем известный беллетрист). Контролер не обнаружил грубых нарушений, но систему обучения не одобрил. Свое отрицательное мнение об этом выразил в статье в «Русском вестнике».

Л.Н.Толстой и его сподвижники вынуждены были в 1863 году прекратить свою деятельность по народному образованию и выпуску журнала «Ясная Поляна». Но до закрытия журнала в нем было опубликовано в 1862 году первое печатное произведение Глеба Успенского – рассказ «Михалыч». С этого момента начинается литературная деятельность Г.И.Успенского.

В 1863 году он переезжает из Москвы в Петербург, где пишет и издает целый ряд своих рассказов и очерков.

 

Но в следующем году умирает отец писателя, и он помогает семье переехать из Чернигова – последнее место работы отца, в Тульскую губернию.

Его мать и сестра поселяются в г. Крапивне, а брат в с. Селиваново.

В 1866 году появляются очерки Г.И.Успенского «Нравы Растеряевой улицы», принесшие широкую известность писателю, но не улучшившие его тяжелого материального положения. Денег на жизнь катастрофически не хватает и Глеб Иванович в 1868 году начинает работать учителем в уездном училище г. Епифани Тульской губернии (с августа по декабрь), но в скором времени возвращается в Москву.

 

В этом же году он знакомится с учительницей и переводчицей Александрой Васильевной Бараевой, которая в мае 1870 года становится его женой.

В период с 1872 по 1877 гг. писатель многократно выезжает за границу, много пишет, печатается в журнале «Отечественные записки».

Отмена крепостного права разрешила один коренной вопрос – крестьяне получили личную свободу. Но при этом возникли сотни новых вопросов, решение которых затягивалось, а это приводило к конфликтным, а иногда к трагическим ситуациям. Успенский одним из первых обратил внимание на проникновение капиталистических отношений в деревню и на разлагающее их действие на крестьян.

 

Глеб Иванович часто путешествовал по стране (Кавказ, Сибирь), выезжал за границу (Франция, Германия, Англия, Бельгия, Сербия), проживал довольно длительное время в деревнях Сябреницы Новгородской губернии и Сколково Самарской губернии. Результатом каждой его поездки были очерки и рассказы, в которых широко использовался местный материал.

Он писал: «Подлинная правда жизни повлекла меня к источнику, т.е. к мужику. Мне нужно было знать источник всей этой хитроумной механики народной жизни, о которой я не мог доискаться никакого простого слова и нигде».

Сегодня трудно представить, в каких условиях жили в те годы простые люди. Низкие, почерневшие избы деревень стояли под соломенными крышами. Обычно жилой дом состоял из четырехугольного сруба, с одним окном. Кроме этого, были еще волоковые окна, через которые вытягивался из избы дым при топке печи. Эти окошки на ночь закрывались толстыми досками.

Вот что писали о жизни крестьян члены Тульской губернской земской управы: «Тяжела и неприглядна жизнь крестьянина даже в моменты сравнительного благополучия…»

 

Успенский прекрасно знал деревню. За ним в нашей литературе закрепилось звание знатока крестьянских обычаев и нравов. Его очерки и рассказы всегда привлекали читателей яркостью образов, тонким юмором, искренностью. «Оторвите крестьянина от земли, – говорил Г.И.Успенский, – от тех забот, которые она налагает на него, от тех интересов, которыми она волнует крестьянина, добейтесь, чтоб он забыл «крестьянство», и нет этого народа, нет народного миросозерцания, нет тепла, которое идет от него». Народная жизнь без прикрас была в диковинку читателю, поэтому популярность писателя росла.

Писатель в 1874 году несколько дней гостил у брата Александра, работающего лесничим в с. Селиваново. Здесь он стал свидетелем насильственного переселения крестьян села Переволоки в другое место, потому что их земля после реформы 1861 года отошла помещику. Избы крестьян были снесены, хозяйства разорены. Переселенцам выделили землю у д. Браженка.

 

Вспоминая эту поездку в село Переволоки, младший брат Г.И. Успенского Иван писал: «Когда Г.И. кончил свои наблюдения и собрал нужный материал, и воспринял в достаточной мере подробности ужасной картины разорения и бедственного положения крестьян, – мы уехали с ним домой, – в лес к А.И. В тот же вечер Г.И., очевидно обремененный полученными за день впечатлениями и потребностью поделиться ими с читателями, спешно уехал». Вскоре Г.И.Успенский написал рассказ «Книжка чеков», в котором есть такие строчки: «Как только какой-то кусок леса или поля стал чужим, барин сообразил, что все это – «мое», и как только увидел это же самое мужик, то он тоже сообразил, что ведь это – «наше».

После революции 1917 года часть жителей д. Переволоки вернулась на старое место жительства, дав новой деревне название «Возвратные Переволоки». А богатое и ухоженное барское имение было полностью и до основания разгромлено и разграблено.

 

Как видим, реформа 1861 года освободила крестьян от крепостной зависимости, но не решила вопроса о справедливом разделе земли, породила тысячи новых и неожиданных конфликтов.

Глеб Иванович часто бывал в доме на Верхней улице Крапивны, где жили мать и сестра. В память об этом одна из улиц села Крапивна в наше время носит имя писателя.

 

Во второй части трилогии «Разоренье» Глеб Иванович использовал материал, полученный в результате наблюдения за работой своей сестры – учительницы Е.И.Успенской – Марченко. В этой повести описывается состояние деревенского общества, положение, освобожденных от крепостной зависимости крестьян, жизнь местных обывателей. Эта часть трилогии носит всеобъясняющее название «Тише воды, ниже травы». После ее публикации в «Отечественных записках» (1870 г.) среди крапивенцев прошла волна возмущения из-за большого сходства героев повести со своими прототипами. Успенский писал об этом своей жене: «Моя повесть «Тише воды» наделала здесь дел, – все перессорились и переругались и я боюсь, как бы не сорвали зло на матери и сестре».

 

Во многом его опасения оправдались. Бедным женщинам пришлось услышать немало упреков и злых слов как в свой, так и в его адрес.

В циклах очерков (1873-1883) «Новые времена, новые заботы», «Из деревенского дневника», «Крестьяне и крестьянский труд», «Из разговоров с приятелями» Г.И.Успенский описывает события, которые происходили в Крапивенском уезде.

В 1879 году Успенский поселился в Петербурге, а в деревне Чудово Новгородской губернии он построил себе дом.

Глеб Иванович писал в очерке «Власть земли»: «Народ, который мы любим, к которому идем за исцелением душевных мук, – до тех пор сохраняет свой могучий и кроткий тип, покуда над ним царит власть земли, покуда в самом корне его существования лежит невозможность ослушания ее повелений, покуда они властны над его умом, совестью, покуда они наполняют все его существование».

 

И как показала вся последующая история нашей страны, он был абсолютно прав.

В 1902 году, 24 марта, после тяжелой и продолжительной болезни Глеба Ивановича Успенского не стало. Он был похоронен на Волковском кладбище в Петербурге.

 

   
Нравится
   
Комментарии
Алексей Курганов
2018/08/06, 09:30:18
Согласен с автором. Можно знать или не знать. Может нравится или не нравится. Но нужно ПОМНИТЬ.
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Яндекс цитирования
Бог Есть Любовь и только Любовь и Он Иисус Христос
Официальный сайт Южнорусского Союза Писателей
Омилия — Международный клуб православных литераторов