Наедине с деревом

0

6759 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 104 (декабрь 2017)

РУБРИКА: Публицистика

АВТОР: Грибков-Майский Виктор

 

В. Грибков-Майский . Автопортрет.JPG

Дерево – богатейший скульптурный материал. И правильнее было бы говорить не о дереве вообще, а о той или иной породе древесины – как и люди, внешне схожие, внутренне они сильно разнятся. Сам я работал с разными породами: ясенем, яблоней, березой, вишней, буком, грабом, осиной, акацией, елью, но все же, предпочтение всегда отдавал березе.

 

Для скульптуры можно брать практически любую древесину, главное в работе резчика – это «понять» то дерево, которое попало тебе в руки. Ведь любой кусок дерева – частица живой природы и надо постараться услышать, что хочет это дерево «сказать».

 

Уже при первичной обработке топором, если внимательно приглядеться, можно увидеть какие-то детали, которые затем стоит использовать в работе. Даже легкий изгиб может впоследствии значить очень многое.

 

В. Грибков-Майский . Скульптурная группа Тати.JPG

Затем идет обработка стамеской. Если работа даже не очень большая по своим размерам, все равно, самыми удобными зажимами остаются собственные колени.

 

Очень важна при этом «культура реза». Чем чище работаешь стамеской, тем меньше придется снимать затем резцом. Когда же скульптура обрезана «начисто», начинается шлифовка и тонировка. И этот период в работе не менее значим, так как даже хорошо вырезанная, но плохо обработанная скульптура теряет очень многое.

 

В. Грибков-Майский. ПЕтрушка на столике из вишни..JPG

В связи с тем, что текстура произрастающих в нашей полосе деревьев, и в первую очередь березы, непривлекательна с художественной стороны, приходится работы тонировать. Я никогда не пользовался при этом такими искусственными покрытиями как лак или олифа, считая, что дерево под лаком перестает «дышать». Блика же, причем более глубокого, можно достичь и без лака. Для этого процесс морения и шлифовки необходимо повторить несколько раз, при этом лучше брать наждачную бумагу на тканевой основе. А в конце работы стоит пропитать маслом – подсолнечным или оливковым.

 

Трещины. К ним каждый мастер относится по-своему, так же, как и мы сами относимся к своим морщинам. Если трещины есть, то их лучше всего «обыграть», используя как дополнительное средство выразительности.

 

В. Грибков-Майский.Яблоко, рельеф, дерево тонированное. 2015 г.с..JPG

Многие породы деревьев – яблоня, вишня, груша при высыхании трескаются по всей длине ствола, поэтому избежать здесь трещин, работая над скульптурой, практически невозможно. Другие породы – береза, осина, ясень – тоже трескаются, но в основном, по концам ствола, и если необходимо обойтись без трещин, то достаточно обрезать эти концы у хорошо высушенного дерева.

 

И еще одно замечание – выбор сюжета и порода дерева должны взаимно дополнять друг друга…

 

В 1991 автор этих строк выступил с предложением создать Тверское товарищество резчиков по дереву и проводить выставки резьбы по дереву, которые проходили в Твери в 1991 (совместно с Тверским отделением Всероссийского фонда культуры), в 1993 (совместно с Тверским областным краеведческим музеем), и в 1995, 1997/1998, 2002, 2006, 2013 годах, когда выставки вошли в официальный перечень мероприятий комитета по делам культуры Тверской области. Непосредственным организатором выставок стал Областной Дом народного творчества в лице музейно-выставочного Центра им. Лизы Чайкиной. Здесь же собрана наиболее полная информация о тверских мастерах резьбы по дереву.

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов