Великие провалы, или Провалы великих (литературно-историческая миниатюра)

2

7879 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 93 (январь 2017)

РУБРИКА: Литературоведение

АВТОР: Грибков-Майский Виктор

 

Чехов и актёры МХТ.jpg

История искусства, в частности театрального, знает много курьёзов, когда, казалось бы,  очевидные шедевры оказывались, мягко говоря, не востребованными.

Наиболее хрестоматийным примером является провал «Чайки» – гениального произведения великого русского писателя и драматурга Антона Павловича Чехова.

Премьера  «Чайки» состоялась 17 октября 1896 года в Петербурге в Александринском театре. Если сказать, что пьеса успеха не имела, значит, ничего не сказать. Это был полный провал. Вот, как вспоминал очевидец той исторической премьеры И.Н. Потапенко: «Я не видел всего, но то, что видел, было уныло и странно до чрезвычайности. Ролей не знали, играли деревянно, все пали духом; пала духом и Комиссаржевская, которая играла неважно, и в театре было жарко, как в аду. Казалось, против пьесы были все стихии».

Но самое трагичное был не провал спектакля, а то, что его очевидцем был автор. Незадолго до окончания спектакля Чехов вышел из зала, а на следующий день и вовсе уехал из Петербурга.

Это  представление и последовавшая травля Чехова в прессе, когда дело дошло до того, что стали отрицать, какой бы то ни было талант у автора, сделали своё дело – Чехов заболел.

«Злополучное представление <…> состоялось поздней осенью 1896 года, а уже ранней весной следующего года – следовательно, менее чем через полгода – Чехов лежал в московской клинике с явно обнаруженными признаками чахотки» (И.Л. Щеглов «Из воспоминаний об Антоне Чехове»).

Как здесь не вспомнить одну из реплик, которая для самого Чехова прозвучала как пророчество. «Это началось с того вечера, когда так глупо провалилась моя пьеса», – говорит Треплев – один из персонажей  «Чайки».

Но и это ещё не всё. Самое удивительное в этой истории то, что она была лишь продолжением трагедии, которая разыгралась на сцене Александринского театра за шестьдесят лет до чеховской премьеры – 28 апреля 1836 года здесь впервые давали другое гениальное произведение другого великого русского писателя – гоголевского «Ревизора». Удивительно, как схожи описания этих двух премьер: «”Ревизора” нельзя было видеть без отвращения, все актеры впали в отвратительную карикатуру. Сосницкий сначала был недурён; много было естественности и правды в его игре; слышно было, что Гоголь сам два раза читал ему “Ревизора”, он перенял кое-что и ещё не забыл; но как скоро дошло до волнений духа, до страсти, говоря по-театральному, – Сосницкий сделался невыносимым ломакой, балаганным паясом». (С.Т. Аксаков «История моего знакомства с Гоголем»).

А вскоре после провала «Ревизора» Николай Васильевич Гоголь спешно покидает Петербург. Покидает, даже не простившись с самыми, казалось бы, близкими людьми –  Пушкиным и Жуковским.

Считается, что эта неудача не имела такого трагического значения в судьбе Гоголя, как провал «Чайки» для Чехова. Общеизвестно, что Гоголя «убил» второй том его «Мёртвых душ». Но, кто знает, как сложилась бы его жизнь, не будь той злосчастной премьеры в Петербурге. Ведь полученная рана была настолько глубока, что даже спустя полгода одно упоминание о театре вызывало у Гоголя отвращение: «Не води речи о театре: кроме мерзостей, ничего другого не соединяется с ним» (Из письма Гоголя Н.П. Погодину, 28 ноября 1836 г.). И если тот провал «Ревизора» не убил его физически, то, без всякого сомнения,  он убил в нём драматурга.

Даже спустя много лет, в 1848 году, будучи в Италии, Гоголь в письме  Жуковскому, что не может спокойно говорить о том провале: «Представленье “Ревизора” произвело на меня тягостное впечатление. Я был сердит и на зрителей, меня не понявших, и на себя самого, бывшего виной тому, что меня не поняли. Мне хотелось убежать от всего».

Чем же объяснить эти, казалось бы, необъяснимые провалы? Тем более что все последующие представления прошли с успехом. Одно лишь ясно – дело здесь не только  в плохой игре Комиссаржевской и Сосницкого…

Чтобы лучше понять природу подобных сценических провалов, казалось бы, неоспоримо-гениальных драматических произведений, углубимся ещё немного в историю театра и обратимся к творчеству не менее гениального, но теперь уже французского драматурга – Пьера Огюстена Бомарше.

Бомарше – автор знаменитой драматической трилогии о Фигаро, которую открывает комедия «Сивильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» – одно из лучших произведений не только самого Бомарше¸ но и всей французской литературы.

Премьера «Цирюльника» состоялась в пятницу 23 февраля 1775 года в Париже. Спектакль… провалился. Пьеса показалась утомительно длинной. Говорили о полном провале. Рецензенты воспользовались возможность, чтобы как можно больше унизить самого драматурга. Вот что писал один из них: «Репутация господина Бомарше сильно пошатнулась. Порядочные люди поняли наконец, что, когда из него выдёргивают павлиньи перья, то под ними окажется противная чёрная ворона, наглая и назойливая, как и все вороны».

Но в отличие от Гоголя и Чехова, Бомарше спокойно отнёсся к этому. Можно даже сказать, что неудача его только раззадорила. И вот, после небольшой авторской доработки, пьеса, так бесславно провалившаяся в пятницу, спустя всего лишь два дня снова была дана и прошла… с триумфальным успехом. Удивительный факт и, вполне возможно, исключительный по своей уникальности.

Вот как писала об этом современница Бомарше г-жа дю Деффан: «В первом своём представлении она была освистана, вчера имела необычайный успех».

 

 

***

 

«Чайка», «Ревизор», «Сивильский цирюльник» – сегодня эти признанные шедевры мирового искусства ни у кого не вызывают сомнений. И надо очень сильно «постараться» и режиссёру, и актёрам, чтобы зритель ушёл из театра недовольным.

Но тогда, когда они только что появились на свет – это было, как принято сегодня говорить, «ноу-хау» в театральном искусстве того времени. А то, что ново – не всегда можно понять и по достоинству оценить с первого раза.

 

 

Библиография

 

1. А.П. Чехов.  С/с в 12 томах. М. 1963 г.

2. Чехов в воспоминаниях современников. Серия «Литературные мемуары». М. 1952 г.

3. Н.В. Гоголь. С/с в 7 томах. М. 1967 г.

4. С.Т. Аксаков. С/с в 4 томах. М. 1956 г.

5. Бомарше «Избранные произведения». М. 1954 г.

6. Фредерик Грандель «Бомарше». Серия «Жизнь в искусстве». М. 1979 г.

 

 

 

 

Юридическая компания «Центральный округ» https://www.centraldep.ru оказывает юридическую поддержку бизнесу. Сотрудники компании помогут зарегистрировать недвижимость, вести корпоративные, семейные и наследственные споры в суде. Компания осуществляет юридическое сопровождение купли-продажи бизнеса, а также представительство интересов в суде. Более подробно о деятельности компании, об оказываемых услугах и о ценах можно узнать на сайте компании.

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов