О роли научно-методического наследия А.В. Конюховой в повышении квалификации педагогов республики

2

7271 просмотр, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 86 (июнь 2016)

РУБРИКА: Память

АВТОР: Скопкарёва Cветлана Леонидовна

 

А. В. Конюхова (1911 - 2014)

Повышение квалификации учителей удмуртского языка и литературы, учителей начальных классов национальных школ Удмуртии – это уникальная  система, имеющая свою историю. В её создании, формировании и развитии важную роль играют отдельные личности. В их числе следует назвать Августу Васильевну Конюхову (1911 - 2014). Это знаковая фигура в системе национального образования республики. Отличник народного просвещения (1953), заслуженный учитель школы УАССР (1961), лауреат национальной премии имени Кузебая Герда, автор учебников по удмуртскому языку и в начальной и средней школе, правил по орфографии и пунктуации удмуртского языка (1954, в соавторстве) (родилась 24 ноября 1911 г. в д. Удмурт Лем Дебёсского района). Она была знакома с  Кузебаем Гердом и Кедра Митреем, дружила с И. Гавриловым и М. Петровым.  

 

Получив педагогическое образование сначала в Ижевском педагогическом техникуме, затем в Ижевском учительском институте (г. Ижевск), А.В. Конюхова искала  себя в различных сферах и во всех областях проявила себя как высокий профессионал. Где бы она ни трудилась, простым учителем в школе, редактором и главным редактором Удмуртского издательства, руководителем Республиканской заочной средней школы, руководителем кабинета начальных классов, кабинета удмуртского языка и литературы, везде оставила яркий след и получила известность и признание в региональном обществе.

 

Все свои усилия А.В. Конюхова направила на развитие культуры и системы образования удмуртского народа и в целом Удмуртии. Но самый значительный вклад внесла она в развитие удмуртской учебной книги и системы дополнительного профессионального образования учителей удмуртского языка и литературы, учителей начальных классов национальной начальной школы. Для обеих сфер ей удалось создать прочную концептуальную и методическую основу. Поэтому и на современном этапе развития удмуртской учебной книги Научно-исследовательский институт национального образования Удмуртской Республики, миссия которого – научно-методическое обеспечение регионального и этнокультурного образования, принимает во внимание концептуальные идеи учебника по удмуртскому языку для средней школы «Синтаксис». А сама А.В. Конюхова является соавтором современного учебника для 8–9 классов.

 

Заложив основы системы повышения квалификации учителей удмуртского языка и литературы, учителей начальных классов Удмуртии, А.В. Конюхова в Институте усовершенствования учителей проработала 19 лет – с 1930 по 1940 годы и с 1962 по 1979 годы. Руководила кабинетом начальных классов, затем кабинетом удмуртского языка и литературы. Система её педагогической работы была выстроена по двум направлениям:

– повышение квалификации педагогов;

– выявление, изучение и распространение передового педагогического опыта.

 

А.В. Конюхова практиковала различные методы и формы работы. Но при всём их разнообразии ведущими были курсы и семинары. На курсах повышения квалификации наряду с лекционными и практическими занятиями слушатели имели возможность знакомиться с опытом работы коллег из других школ и посещать их уроки. Педагоги совместно с методистом А.В. Конюховой анализировали открытые занятия, что являлось ценным опытом в профессиональном росте педагогов.

 

В сферу интересов А.В. Конюховой в области повышения квалификации учителей удмуртского языка и литературы, учителей начальных классов входил ряд актуальных проблем и вопросов образования. Среди них: внедрение активных методов обучения в педагогический процесс, мотивация учащихся к познавательной деятельности на уроках, самостоятельная работа на уроках, развивающее обучение, использование технических средств обучения на уроках, проблемное обучение, преемственность. Но, пожалуй, самым значимым продуктом и результатом деятельности А.В. Конюховой в системе дополнительного педагогического образования является подготовка и издание учебников по удмуртскому языку для 3 класса (15 изданий) и для 6 – 8 классов (19 изданий). Должное внимание ею уделялось подготовке педагогов к использованию в своей педагогической практике учебно-методических изданий. Ценные советы и предложения способствовали совершенствованию дизайна и содержания учебных книг А.В. Конюховой.

 

Наряду с курсами повышения квалификации, проводимыми на базе Института, методист практиковала выездные курсовые мероприятия. Данная практика давала хорошую возможность знакомиться и открывать опыт учителей, посещать и анализировать их уроки. Так пополнялся банк передового педагогического опыта учителей удмуртского языка и литературы, учителей начальных классов.

 

Другим инструментом, методом развития профессиональной компетентности педагогических работников был выход в образовательные учреждения с целью изучения этнокультурных образовательных практик. Заметим, что в 1960 – 70-е годы большинство учителей не имели высшего педагогического образования, что негативно сказывалось на результатах их деятельности. В этой связи А.В. Конюхова постоянно выезжала в школы, знакомилась с работой педагогов, давала ценные советы и методические рекомендации по усовершенствованию уроков, знакомила с инновационными методиками.

 

С целью профессионального роста учителей она разрабатывала различные методические рекомендации. Её рекомендации помогали практикам выявлять проблемные зоны в их деятельности, работать с ними и решать вопросы различной сложности в области методики преподавания предмета. Нужно отметить, научно-методическая деятельность А.В. Конюховой была направлена на совершенствование профессиональной компетентности учителей Удмуртии и других регионов России, в частности, Башкортостана и Татарстана. Достаточно большой географический охват и диапазон ее деятельности способствовал формированию единого информационного поля в области методики преподавания удмуртского языка и литературы в школе, системы дополнительного профессионального образования учителей удмуртского языка и литературы, учителей начальных классов, что способствовало межрегиональному сотрудничеству, которое успешно сегодня развивает кафедра удмуртской филологии и национальных языков.

 

Бесспорно, А.В. Конюхова смогла выстроить систему непрерывного национального образования в республике, внедрить принцип преемственности этнокультурного образования начальной и средней школы. В области распространения передового педагогического опыта А.В. Конюховой удалось создать целую систему по выявлению учителей-профессионалов своего дела. Каждый педагог должен был представить  А.В. Конюховой не менее 50 уроков. Каждый урок вместе с учителем анализировали, выявляли методические ошибки и недостатки, искали пути их устранения. С целью оценки уровня знаний, умений и навыков учащихся А.В. Конюхова проводила контрольные работы. Таким образом, методист не только способствовала развитию профессиональной компетентности учителя, но и пополняла банк передового опыта.

 

Передовой педагогический опыт распространялся в республике и за её пределами (проведение открытого урока, участие в научно-практических конференциях регионального и межрегионального уровней, публикация в специальных методических сборниках). В частности, на региональном уровне учителя удмуртского языка и литературы  активно  участвовали в Педагогических чтениях, проводимых один раз в 3 года. Всего в истории развития системы дополнительного профессионального образования было проведено 18 Чтений. Для учителей удмуртского языка и литературы работала отдельная секция, что способствовало общению и обмену передовым опытом. На межрегиональных конференциях по развитию системы преподавания родного языка свои педагогические находки презентовали в самых различных географических точках России. Опыт учителей с интересом встречали, в частности, Москве, на Северном Кавказе. Тематический диапазон выступлений самой А.В. Конюховой был достаточно широким. В своих докладах она поднимала такие вопросы, как внедрение активных методов обучения, активизация познавательной деятельности учащихся на уроках, самостоятельная работа учащихся на уроке, проблемное обучение, создание кабинетов родного языка, преемственность обучения в начальном, среднем и старшем звене школьного образования.

 

В целях воссоздания живого портрета учителя-практика, отдающего своё сердце детям, воспитанию будущих поколений страны, издавала очерки.

 

В числе одного из важных направлений научной деятельности А.В. Конюховой следует назвать экспериментальную.  Так Институтом национальной школы (г. Москва) в качестве базовой была выбрана Якшур-Бодьинская средняя школа (ныне Якшур-Бодьнская средняя общеобразовательная школа № 1). Руководство экспериментальной деятельностью было возложено на Институт усовершенствования учителей. Выбранная школа стала инновационной площадкой по внедрению новых методов и форм в области национального образования. В экспериментально-исследовательскую деятельность по актуальным вопросам преподавания удмуртского языка и литературы активно включалась и А.В. Конюхова. В частности, проводила эксперименты по таким проблемам, как кабинетная система, использование наглядных пособий, самостоятельная работа учащихся, активные методы обучения.  Вот что в этой связи отмечает Р.Ф. Березин (директор Института с 1976 по 1999 г.): «Она душой болела за удмуртский язык, поэтому всегда занимала активную жизненную позицию и после выхода на заслуженный отдых, писала отзывы и рецензии на новые учебники по удмуртскому языку. И где только не работала, ежедневно, ежечасно заботилась о развитии удмуртского народа и его самобытной культуры».

 

Таким образом, научно-методическая деятельность А.В. Конюховой составляет целую эпоху в системе дополнительного педагогического образования учителей удмуртского языка и литературы, учителей начальных классов. И в эту эпоху имя методиста и автора учебников Августы Васильевны вписано золотыми буквами.

 

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов