Ближние наши

0

7289 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 73 (май 2015)

РУБРИКА: Публицистика

АВТОР: Брагин Ярослав

 

Ближние нашиЗима нынче, в 2015-м, выдалась особенная. Нам уже стало не привыкать, когда в декабре, январе или феврале приходит «весна» – ростепель, дожди и сопутствующий им грипп. Но такой погоды, как в этом году, ещё не было. День-два – плюсовая температура, потом несколько дней – снег и мороз до двадцати градусов, опять плюс, причём резкий, сразу на пару десятков градусов перепад!

Да и что сейчас постоянное? И рубль скачет, как погода. Только вот цены неуклонно растут, и складывающийся из сверхприбыли от этих цен капитал так же неуклонно утекает, подобно крови, из тела экономики нашей страны. Что-то ведь должно быть неуклонно стабильным на фоне всеобщей нестабильности. Вот и мигранты носятся туда-сюда: то к нам, то от нас – но в последнее время больше от нас. Сейчас, когда рубль упал до невозможности, им стало менее выгодно работать в России.

Всё как-то не так…

Вот лет тридцать пять тому назад, и погода была классической: январь – мороз и солнце, февраль – метель, март – потепление; и рубль был крепышом, и все люди жили по своим, Богом данным местам.

Ныне и в доме-то своём не знаешь кто, откуда и зачем. Да и что там говорить о приезжих, если зачастую и соседи друг с другом знаться перестают. Вот какие времена наступили.

А ведь как раньше дружили! Семьями отмечали праздники, совместно справляли свадьбы и помогали друг другу в тяжёлых жизненных обстоятельствах.

 

Вот так и народы бывшего Советского Союза дружно жили. Нужно сказать, что проживавшие и теперь живущие на территории бывшей Российской империи, СССР и нынешней Российской Федерации с Ближним Зарубежьем народы и народности всегда тянулись к русским. Это, наверное, объясняется той ролью – не колонизационной, а цивилизационной, – которую играла Россия в их судьбе. Да, русские присоединяли к своей империи земли, но как бережно и с каким уважением относились к культуре и верованиям местного населения.

Наиболее полно это выразилось в советское время. Порой, даже в ущерб себе, Россия поддерживала национальные республики. Так в Литве, Украине, Латвии, Белоруссии, Грузии и Армении жизненный уровень населения был выше, чем в ней самой.

И в трудные времена, как, например, после землетрясения в Ташкенте (Узбекистан) 26 апреля 1966 года, Спитаке (Армения) 7 декабря 1988 года и в случае других бедствий в различных районах СССР, именно Российская Федерация брала на себя основной груз финансовых и экономических расходов по восстановлению инфраструктуры и помощи людям, и больше всего добровольцев, участвовавших в устранении разрушений, было из России.  (1; 2)

Однако всё это не нравилось «товарищам волкам», обложившим наш дом. Огромные пространства, богатые ресурсами и возможной дешёвой рабочей силой, издавна привлекали многих. Поэтому Советский Союз вначале был ослаблен, а затем и развален. Ведь если продолжать проводить аналогию с хищником, гораздо проще, удобнее и легче пожирать оторванные куски, чем единое крепкое тело. Так обстоят дела с Грузией и Молдавией, но более и страшнее всего с Украиной. То же планируется сделать с Россией, и для этого используются разные методы и приёмы. Среди многих таких направлений деятельности есть и неуправляемая миграция, о которой нужно не просто говорить, но кричать. Тем более что естественное расширение Евразийского Союза – само по себе хорошее дело – приведёт к ещё большему притоку людей из стран-членов уже на законных основаниях.

Практика показывает, что мигранты из исламских стран (а есть ещё мигранты из Китая, Индокитая и т.д.) не хотят, да и не могут в силу своих этнических, религиозных, языковых и антропологических различий принимать культуру и обычаи страны проживания и ассимилироваться, то есть ведут себя подобно маслу в воде. Наблюдал недавно такую картину: группа среднеазиатов-гастарбайтеров, работающих на стройке, на свой религиозный праздник купили в деревне, благо она тут рядом, за стройкой, у бедной старушки козу. Представьте царящую там бедность, если за козу-кормилицу дали всего каких-то 500 рублей. Привели они эту живность в строительный цех и, помолившись аллаху, практически у всех на виду, зарезали её, сварили и съели на свой праздничный обед.

 

Вот и европейская действительность убедительно говорит нам о том, что даже родившиеся в стране дети мигрантов, получившие гражданство, образование, говорящие на местном языке, как на родном, тем не менее, живут изолированными общинами, достаточно враждебными по отношению к окружающему социуму и местному населению.

При этом в России мигранты занимают всё большее место в таких сферах жизни, как розничная торговля (на рынках, в общепите, включая рестораны, в магазинах, вплоть до сетевых, – это кланы из обслуживающего персонала, менеджеров и директоров), медицина, общественный транспорт и сфера услуг.

По отношению к мигрантам порой вполне закономерен термин – «подраспустившиеся гости». Ни для кого не секрет, что, не находя себя в указанных выше сферах деятельности или не удовлетворённые работой, не желая трудиться на стройке или перебиваться случайными заработками, они уходят в криминальную сферу. Дело доходит и до крайних проявлений. Не связанное никакими обязательствами, одурманенное ультраисламской пропагандой, воспринимающее социум страны проживания, как чуждый, а людей недостойными жить, криминальное сознание некоторых мигрантов может быть способным на всё. Достаточно вспомнить преступление Илхама Жураева, который в Ростове-на-Дону изнасиловал четырёхлетнюю девочку и, ещё живую, бросил на свалке.

Это, безусловно, достаточно редкий случай, но важно содержание сознания, которое может толкнуть на такое. И не менее важна готовность принять такое содержание. Речь идёт о том, насколько быстро из искры может разгореться пламя? Вот в чём вопрос. Горячность «южных кровей» здесь тоже значима, достаточно вспомнить беспорядки в Ясенево 22 апреля 2001 г., в Царицыно 30 октября 2001 г., в Частоозерье Курганской области в мае 2002 г., в Красноармейске (Подмосковье) 7 июля 2002 г., в Нальчике (Кабардино-Балкария) в сентябре 2003 г., в Кондопоге (Карелия) 3 сентября 2006 г., в Бирюлево 13 октября 2013 г. и др.

В России в настоящее время проживает около пятнадцати миллионов людей из других стран. Эта цифра весьма приблизительна, так как большое число их находится на нелегальном положении, в которое они переходят после окончания действия визы или по истечении срока пребывания в стране.

 

Многие в России задаются вопросами: почему у нас столько мигрантов, есть ли в этом необходимость и почему миграция неуправляема?

Будем говорить прямо: рабский труд необразованных и неквалифицированных людей выгоден бизнесу, ибо даёт максимальную прибыль. Можно по-разному относиться к К. Марксу, но нельзя не согласиться с одним из его высказываний: «…Раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживлённым, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы…» (3)

Бизнес хорошо использует ситуацию, которая сложилась в исламских государствах. Известно, что там 50% населения составляют люди до двадцати пяти лет, и обеспечить работой такое количество людей в расцвете сил там не могут. Поэтому свободная рабочая сила «течёт» туда, где на неё спрос, и неважно, что она неквалифицированная.

Бытует ложное мнение, что в силу ряда причин (называют низкую рождаемость, лень, эмиграцию и т.д.), в России не хватает рабочих рук, и потому экономическая жизнь в стране без мигрантов остановится. Да, большое количество россиян – квалифицированные специалисты и рабочие, не находя себя в рамках нашей сырьевой экономики и дикого капитализма, уезжают из России за границу на заработки или насовсем, другие же занимаются сугубо частной, индивидуальной деятельностью. А там, где кто-то из них и мог бы работать, их заменяют на готовых делать то же самое за в разы меньшие деньги. Таким образом, бизнес присваивает большую часть фонда заработной платы и экономит на социальных выплатах. Выгодно это и коррумпированным чиновникам, незаконно легализующим мигрантов. Всё это ведет к энтропии квалифицированного рабочего потенциала России.

Справедливости ради следует сказать, что ввоз дешёвой рабочей силы был организован через межправительственные соглашения в середине 90-х годов и не без коррупционной составляющей. Кроме того, тогдашняя власть была заинтересована в перенаправлении энергии социального протеста в сферу межнациональных конфликтов, а для этого нужна была масса мигрантов. И мы сейчас отчасти являемся заложниками такого решения.

Но есть причины и нынешние – это до сих пор ещё неправильная миграционная политика, недуги экономики и слабое внедрение автоматизации, механизации и компьютеризации производства. А также не следует сбрасывать со счетов влияние среднеазиатских и кавказских наркобаронов.

 

Читатель может подумать, что автор не любит мигрантов – представителей разных народов бывшего СССР и не только. Смею заверить – это не так. Каждый народ Земли несёт в себе неповторимую самобытность, неповторимые культурные, религиозные и ментальные особенности. Население нашей планеты подобно многоцветной ухоженной клумбе, где каждый цветок особенен и неподражаем, и так всё устроено Божественным провидением, что без каждого такого цветка нет гармонии. Поэтому автор, будучи верующим человеком, знает это и с уважением и теплотой относится ко всем народам мира.

И как же больно наблюдать положение той части мигрантов, которые используются у нас в качестве рабской силы. И это в России XXI века, победившей фашизм, помогавшей половине человечества освободиться от жесточайшей колониальной эксплуатации. Безусловно, речь идёт не о государстве, а о бизнесе, но тем не менее…

Достаточно посетить любую стройку, и вы увидите толпы людей чуть свет понуро бредущих на работу. Их привезли из общежития, находящегося порой за сорок километров от объекта. Они идут переодеваться в вагончики, больше напоминающие сараи. (В некоторых из них рабочие без регистрации, а также те, которым не хватило места в общежитии, даже живут). И потом люди так же уныло бредут на стройку. Настроение определяется условиями трудового дня. А он, как правило, начинается в семь утра и заканчивается в двадцать вечера, то есть, длится тринадцать часов кряду. И это, до полного возведения стен и крыши, – под открытым небом: под солнцем, дождём и ветром. И зарплата за такой труд – всего около тридцати тысяч рублей, то есть, примерно сто рублей в час. При этом охрана по три-четыре раза за день проверяет у них пропуска. Есть, правда, перерыв на обед. Но обеда, собственно, никакого нет, потому что нет столовой. Разве можно назвать обедом еду всухомятку? В лучшем случае есть возможность вскипятить воду на чай. Нет и элементарных бытовых условий: уличные (в любую погоду) биотуалеты, которые редко моются; отсутствие душевой и, зачастую, умывальников и возможности сменить и просушить рабочую одежду, промокшую под дождёем (не будут же семь-восемь человек на одном обогревателе это делать), которую, к тому же, в течение всего периода стройки не стирают. Да и когда её работникам стирать, если трудятся они по шесть дней в неделю, а к концу строительства и в воскресенье, и на ночь остаются. Приедет «домой» такой работник в двадцать один час, умоется (в душ очередь), поужинает, полчаса посмотрит телевизор (больше возможности нет, хоть и хочется, – сон одолевает от усталости) и заснёт беспробудным, тяжёлым сном до пяти утра. А далее всё снова по кругу…

 

Ни одна добрая совестливая душа не сможет без боли и сострадания смотреть на положение таких людей. А сколько их по всей стране? Но и других немало – тех, кто промышляет розничной торговлей на многочисленных рынках – тоже несладкий труд, хотя и в более человечных условиях, несмотря на работу практически под открытым небом (сейчас это всё, правда, переводится в павильоны), в течение тех же двенадцати-тринадцати часов и за те же, практически, деньги. Конечно, труд этот физически более лёгок, и жильё поблизости, хотя и в «резиновых» квартирах. Не забудем и тех, кто перебивается случайными заработками.

Лишь небольшая часть мигрантов – это менеджеры и хозяева, впрочем процент их такой же, как и среди всех народов.

А есть и ещё одна категория приезжих. По данным Следственного комитета «в первом полугодии 2011 года каждое седьмое убийство и почти половина изнасилований в Москве совершены нелегальными мигрантами». (4)  О причинах мы говорили выше.

Несмотря на всё вышесказанное, в отношении мигрантов преобладают две позиции: требование принятия жёстких мер в решении их вопроса или же полное равнодушие, как сейчас принято выражаться в постмодернистской среде, – полный пофигизм.

К тому же, во всём, что связано с неуправляемой миграцией и её последствиями, особенно когда происходит что-то ужасное, виновными называют и самих мигрантов, и исламские государства, и ультраисламистов, ваххабитов, ИГИЛ и пр., и пр. Да, всё это ни в коем случае не следует сбрасывать со счетов. Однако необходимо со всей ясностью понять, что главные виновники – внутри страны. Это мы с вами на всех уровнях и есть.

Достаточно послушать все наши «околополитические» шоу по ТВ, где люди горячатся, кричат, а порой и вовсе не слушают оппонента, чтобы ещё раз убедиться в правоте тезиса: у нас преобладает не разумение, а эмоциональные реакции. Разумение предполагает и чувства, но никак не эмоции. Там, где царят последние, разума мало, а порой и вообще нет. Вот «воз и ныне там». То есть, на вопросы не находятся ответы…

Однако есть и иной путь – не зла, глупости и равнодушия, которое тоже зло, так как при его попустительстве совершаются, как известно, самые большие злодеяния в мире, а путь добра, разума и любви. Да, да, именно любви! Этот подход заповедан нам всем Господом в Нагорной проповеди. И любой по-настоящему верующий человек знает, что только так можно преодолеть зло. Ибо любовь и есть мудрость. Только мудрым разумом можно преодолеть и тот негатив, и те опасности, которые несёт в себе неуправляемая миграция. И если мы считаем (а так оно и есть!), что православная традиция – основа России, то другого решения вопроса и быть не может.

 

А что ещё, кроме любви и уважения, мы можем испытывать к народам, с которыми мы связаны общей судьбой («Мы в ответе за тех, кого приручили» (5)): жесточайшей, тяжелейшей, но столь спасительно необходимой – и история это со всей очевидностью доказала – мобилизационной модернизацией 30-х годов; кровопролитной, унёсшей жизни десятков миллионов людей всех национальностей Великой Отечественной войной, когда, защищая Москву и Сталинград, гибли наравне с русскими деды и прадеды современных узбеков, таджиков, киргизов, азербайджанцев и других народов Средней Азии и Кавказа. Успехи в ходе восстановления народного хозяйства после войны и дальнейшего труда невозможно представить себе без вклада всех народов и народностей великой страны. А это отцы и матери нынешних среднеазиатов и кавказцев. Всего одно поколение отделяет их, нынешних, от советского прошлого. Неужели оно будет забыто? Перефразируя, скажем: нет сердца у того, кто это всё забудет, и нет разума у того, кто не хочет будущего союза старых друзей.

Две наиглавнейшие заповеди оставил нам Христос: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».  (6)  Из последней заповеди очевидно следует, что не любящий себя – не эгоистически, а как Божье дитя, то есть, Бога в себе, – не может любить и других. Каждый знает, что не уважающий себя, не может уважать и других. Так же, как любящий себя человек заботится о своём здоровье, и мы как народ должны делать всё, чтобы не «болеть», то есть, освободиться от всего, что вредит нам. Но делать это нужно не путём насилия, а любовью и добром, через принятие одобренных не только представительской властью, но и обществом, законов и норм, чтобы «некоторые» банкиры, бизнесмены и чиновники, которые у нас ещё «где-то и порой…» не могли заниматься использованием рабского труда и наживаться на этом.

Необходимо привлекать мигрантов в те регионы, где действительно требуется рабочая сила, с учётом специальности каждого. Да, из стран ЕАС они свободны въехать в страну, но далее  –  дело соответствующих органов их распределить, конечно, не без согласия человека и с нормальным, человеческим обустройством.

Единственно любовь и уважение к самим себе позволит нам избежать двух зол, двух болезней – экстремизма в любой форме его проявления и всеобщего равнодушия, которые, как и любой недуг, смогут разрушить нас изнутри. Только такой подход поможет нам создать разумную, взвешенную, одновременно строгую и гуманную миграционную политику, что неминуемо приведёт и к уменьшению количества мигрантов, и к другим отношениям между приезжими и местным населением, и к отсутствию «рабов» в нашем просвещённом государстве, и к устранению всех других рисков, связанных с мигрантами.

Евразийский Союз – великолепный проект, проект XXI века, может быть реализован не только на основе экономической и финансовой кооперации государств, но, прежде всего, на гуманитарной основе – на взаимоуважении и позитиве, не на злопамятстве, а на добротолюбии. Когда будет выстроен гуманитарный фундамент, общая экономика будет развиваться быстрее и будет прочнее.

 

И в этом гуманитарном направлении большую роль играет не только правильно выстроенная, без дискриминации государств и народов, миграционная политика, но и уважение к представителям других народов, проживающих на нашей территории, к их культуре, традициям и верованиям. Большое значение имеет и отношение самих мигрантов к народам, культуре и традициям страны их временного проживания. Всё очень и очень взаимосвязано в наше сложное время, и только с помощью Любви можно решить все вопросы, которое оно ставит перед нами.

Однако следует понимать, что заповедь: «Кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую» (7) не означает, что нужно предоставить злу делать всё, что оно пожелает. Добро должно быть «с кулаками», то есть должно твёрдо стоять на своём: государство – исполнять свои функции, общество – стремиться к идеалу, человек – к совершенствованию. Но всё это только на основе Любви и взаимоуважения. Ибо отношение к человеку – мерило всех вещей. Ещё раз вернёмся к двум наиглавнейшим заповедям христианства. Из них следует, что, даже применяя адекватную силу (правоохранительные органы в подавлении противоправных действий; человек, если нападает сумасшедший, маньяк, убийца, террорист или дикий зверь, защищая самого себя и других людей; организация, фирма, компания, предприятие, ведущие конкурентную борьбу), нельзя иметь зла в своей душе к душе другого человека, пусть и преступника или злейшего врага твоего народа. Так, Преподобный Сергий Радонежский благословлял Дм. Донского с воинством и монахов Пересвета и Ослябя – двух братьев из брянских бояр, опытных в сечах: «…Чтоб еси, господине, таки пошел, а поможет ти Бог и Святая Богородица» на войну с Мамаем. (8)

Неимение зла предполагает как уважение к святыням других и неприятие неуважения к таковым, так и действие против террористов-убийц в рамках закона, как это было в Беслане, на Дубровке и недавно во Франции, включая причинение смерти, если нет другого выхода, не забывая о милости к побеждённому и помощи человеку, людям, организациям и народам.

Поклонники «общечеловеческих ценностей», главными из которых являются: свободное конвертирование рубля и свободное же движение (то есть, утечка) капиталов, могут возмутиться: «Но ведь управляемая миграция – это ограничение свободы людей!» Здесь необходимо чётко понять, что свободы в чистом виде нигде в мире не существует, если не принимать за неё «махновщину», «пугачёвщину» и прочие вольницы-вседозвольницы, как, например, якобы право журнала «Шарли Эбдо» кощунствовать над чувствами верующих.

Такое разумение основано на Божественном откровении: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». (9) И хватит теоретизировать, нужно действовать. Конечно, будут и ошибки. Но, кто не ошибается, мы хорошо знаем.

Только такая позиция поможет в решении и вопроса о неуправляемой и нелегальной миграции, только такое отношение к субъектам этого процесса поможет выработать необходимые для решения действия и меры. Так постепенно уйдут и все связанные с миграцией опасности. А это – требования со стороны бизнеса и чиновников всё большего увеличения квот на мигрантов; привлечение в строительство и производство нелегалов; постоянный рост алчности российской буржуазии и коррупционного чиновничества; отсутствие эффективного санитарного контроля; прикрываемый беспорядками на межнациональной основе передел собственности и захват сфер влияния; выталкивание мигрантов из правовой сферы в сферу криминалитета и лоно террористических организаций; стремление к замене русского, славянского населения на мигрантов; угроза безопасности России; трансляция бытовых отношений на отношения всей России к мигрантам; консервация безработицы и нищеты среди коренного населения России и технологической отсталости из-за дешевизны (демпинга) рабочей силы мигрантов; уменьшение внутреннего потребительского спроса и снижение стимула для инвестирования в производство; изъятие массы денег из российской экономики из-за перевода мигрантами большей части заработной платы за границу и неплатежа налогов; ухудшение криминогенной обстановки; увеличение социальной и межнациональной напряжённости; использование межнациональных конфликтов для дестабилизации жизни в стране; использование антигастарбайтерских протестов для отработки антигосударственных действий; массовое переселение в Россию молодёжи из исламских государств; превращение России в мусульманско-азиатскую страну, ввиду крайне низкой рождаемости среди русского и славянского вообще, православного населения страны; превращение России в отстойник для мусульманских стран; создание условий для скрытия и пересидки людей из стран массовой миграции, совершивших там противоправные действия или участвовавших в антиправительственных выступлениях и межнациональных конфликтах, и приезда людей, воспитанных в русофобской традиции, ненависти к России, в духе ваххабизма и религиозной нетерпимости; сокрытие за массой мигрантов целенаправленно засылаемых в нашу страну террористов и даже целых террористических организаций, до поры до времени ждущих команду для развёртывания своей деятельности, и многое другое.

 

Подход, когда разделение по политическим, экономическим, цивилизационным и прочим воззрениям не подменяет собой единственное и реальное разделение, которое только и существует на самом деле, – на добро и зло, любовь и ненависть, – может позволить разрешить такие вопросы, как профессиональная подготовка мигрантов в специальных обучающих центрах; знание ими русского языка и элементарная осведомлённость ими в области культуры, истории и традиций России; целевое направление рабочей силы мигрантов на определённые стройки и производства; создание в каждом областном городе культурных центров, вокруг которых будут формироваться общины, где руководителем будет представитель данной национальности, а заместителем – русский, специалист по межнациональным отношениям, где будут решаться все вопросы: культурные, образовательные, профессиональные, трудовые, юридические, социальные, финансовой взаимопомощи, а также вопросы межнациональных и межрелигиозных отношений; разработка норм сотрудничества правоохранительных органов с мигрантами, в том числе и нелегальными; введение единой унифицированной системы контроля – электронная карта мигранта; опубликование на родине мигранта, совершившего преступление (-ния), информации о нём и его деяниях; силами собственного населения России создавать экономику и обихаживать территорию, данную Богом и предками.

 

Русская цивилизация изначально была евразийской. Более того, это – единственная евразийская цивилизация в мире, которая стояла и стоит на принципах справедливости, правды, взаимоуважения, солидарности и сострадания. А иначе она и не была бы таковой. И решение вопросов миграции – это ключевое решение, которое позволит состояться не только ЕАС, но и всей евразийской цивилизации. Без него ничего не будет, так как гуманитарные отношения между народами, гражданскими обществами и людьми – это основа, на которой могут строиться экономические и производственные связи, а не наоборот. И основа таких отношений, заповедана нам Богом Любви.

Конечно, чтобы всё пришло в норму, нужно время. Чтобы вырастить хорошее плодовое дерево, необходимо терпение, знания и труд по уходу за ним.  

Правильно же выращенные межнациональные отношения, в том числе и благодаря разумной регулируемой миграции, станут поистине многовековым деревом, дающим всем нам прекрасные плоды любви и гармонии.

 

 

Примечания:

 

1. «Ташкент-1966…» Столетие. Информационно-аналитическое издание фонда исторической перспективы. Интернет-газета.

https://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/tashkent-1966_shhedrost_i_neblagodarnost_918.htm

2. «Дрожь Земли. Армянская трагедия». Голос России.

https://news.rambler.ru/9969449/  

3. К. Маркс. «Капитал». Гл. 24, примечание в конце п.6. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения.  2-е изд. Т. 23. С. 770.

4. «Эксперт Online» совместно с журналом «Русский репортёр».

 https://expert.ru/2011/07/21/lish-odin-dva-idiota-na-sotnyu/

5. Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». М.: «Эксмо». 2007, С. 104.

6. Мф. 22:38-40.

7. Мф. 5: 39.

8. Дейниченко П.Г. Эпоха Рюриковичей. От древних князей до Ивана Грозного. М.: Олма Медиа Групп. 2008 г. С. 74.

9. Лк. 6:31

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов