И помнит мир спасённый: к вопросу о поэтике произведения А. Абдулаева «Незабудка луговая»

2

2435 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 72 (апрель 2015)

РУБРИКА: Событие

АВТОР: Скопкарёва Cветлана Леонидовна

 

Александр Абдулаев. «Незабудка луговая». Повести. – Ижевск: «Удмуртия», 2015 – 320 с.Появление произведения – это всегда событие. Таковым  явлением в современном литературном процессе является книга А. Абдулаева «Незабудка луговая», поднимающая  проблему памяти.

Органичным образом писатель воссоздает  здесь правдивую картину исторических событий конца ХХ века. В их числе – трагическое повествование об Афганской войне, о ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. События, которые потрясли весь мир, не оставили равнодушными ни самого писателя, ни тем более читателей. Казалось бы, много чего уже написано об этих трагических событиях, но А. Абдулаеву удалось сказать свое, неповторимое слово, предельно объективно раскрывая подвиг современника. Несомненно, в подтексте произведения прочитывается  биографическое начало, свидетельствующее о том, что автор сам является участником изображаемых событий. От этого повесть прочитывается как документальная исповедь, написанная по законам художественного слова.

 

Присутствующие здесь автобиографические мотивы свидетельствуют о наличии элементов психологического анализа в раскрытии героев и обстоятельств. От этого исповедь главного героя придает повести  тот накал чувств и эмоций, который захватывает читателя.

Достаточно профессионально автор  воссоздает  портретные характеристики героев. Особенно хорошо удаются мужские портреты. Они настолько детально воспроизведены, что ощутимы их образы, зримые, вполне осязаемые. Умение мастерски работать с деталью сближает  творчество  А. Абдулаева с чеховской манерой письма.

Сопричастность героя к изображаемым событиям усиливает мотив памяти, который   имеет для писателя большое значение. Именно поэтому  квинтэссенцией повести «Незабудка луговая» становится легенда  о незабудке, в которой     повествуется о том, как Бог обустроил все живое на земле, всему и вся дал свое имя: «Все ли довольны своими именами?» – «Да, да», – отвечают в один голос цветы. – «Тогда все живите в мире и согласии, не ссорьтесь даже по пустякам», – напутствовал их Бог перед тем, как подняться в небо. – «А меня… меня забыли!» – прозвучал совсем тоненький голосок из густой травы. Бог нагнулся и, руками раздвинув траву, увидел маленький синий цветочек, который горько плакал. Бог задумался и говорит: «…отныне будешь называться  незабудкой. Наделю тебя волшебной силой возвращать людям память».  Данной легендой  автор взывает не только к памяти, но и к разуму. По мнению писателя, важно помнить о серьезных исторических вехах, чтобы не допустить трагических событий в жизни общества и человека. Это самый удачный прием, используемый автором в произведении. Вкрапление легенды в реалистический контекст повествования осуществляется за счет использованного здесь приема параллелизма, передающего прошлое и настоящее, их тесную и непрерывную взаимосвязь, выполняя, таким образом,  в повествовании функцию организации хронотопа. Архитектоника произведения напрямую связана с осмыслением темы памяти и беспамятства.

 

Главный герой повести по сути своей амбивалентен: без вины виноватый.  Его терзают сомнения: а прав ли он, что еще сделал не так? И это состояние души характерно для человека с обнаженной совестью, ощущающего ответственность за все происходящее на земле.

Практически каждое произведение А. Абдулаева – взывание к памяти. И это та важная миссия, которую самоотверженно выполняет своим творчеством писатель, делая современников сопричастными к известным гуманистическим ценностям человечества. Все это делает творчество А. Абдулаева актуальным, востребованным, особенно в условиях серьезных политических потрясений, апеллирующих к вопросам исторической памяти.

В современном отечественном литературном контексте, пожалуй, можно соотнести творчество А. Абдулаева с прозой Е. Гришковца. Именно он дал нам образец современной «мужской» прозы, характеризующейся скупой стилистикой, не ущемляющей достоинства собственно поэтики художественного произведения, воссоздающей мужские характеры. Эта манеру письма отличает и творческий феномен А. Абдулаева, в слове героев которого сквозит народный юмор и ирония. Вот, например, один из героев произносит уникальную фразу: «Мужик у нее справный был, работящий, завербовался на север и пропал, может, там себе новую жену справил».

 

Любовная линия в произведении выведена писателем несколько схематично, как это свойственно в целом риторике  «мужской» прозы. Но в этом и заключается мастерство художника слова, передающего взаимоотношения между мужчиной и женщиной. В такой компрессии текста раскрывается психология характеров героев. И достигается это с помощью пейзажных описаний, которым писатель уделяет особое внимание: «Утро только-только проклюнулось. Туман подрёмывал в близком лесу. В предрассветной мгле лес стоял тёмной щетинистой стеной. Сырая от росы асфальтовая дорога тянулась рядом с лесом и пропадала в густом белёсом тумане. Из леса тянуло прелыми мхами и хвоей».  Пейзажные вкрапления придают общему контексту повествования философичность в раскрытии мира  и человека, воссоздавая с помощью приема параллелизма гармонию природного  начала и дисгармония человеческого существования.

Несомненно, поэтика повести «Незабудка луговая» представляет интерес для литературоведческого анализа, а само произведения органично входит в контекст современного литературного процесса, значительно обогащая его.

 

 

   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Яндекс цитирования
Бог Есть Любовь и только Любовь и Он Иисус Христос
Официальный сайт Южнорусского Союза Писателей
Омилия — Международный клуб православных литераторов