Николай Бурашников – недописанная строка

0

10161 просмотр, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 68 (декабрь 2014)

РУБРИКА: Портрет писателя

АВТОР: Абдулаев Александр

 

Николай Бурашников (28.11.1952 – 20.09.1999)Николай Бурашников (родился 28.11.1952 – погиб 20.09.1999)

 

Человек не предполагает, когда он появится на белом свете и когда покинет его – на всё воля небесного Творца. У Николая Бурашникова жизнь оборвалась внезапно: недолюбил, недописал. Среди плеяды пермских поэтов он выделялся своей остротой восприятия бытия, может и поэтому стих складывался пронзительно и остро. И жить ему было от этого больно и совестно. Сам родом из посёлка лесорубов Савино Чайковского района, и как он писал о себе: «Места на родине божьи: холмы, поля с перелесками и обширные леса с вырубками, где сам чёрт ногу сломает». Мужики у нас говорят: «С каждым годом жись всё труднее и труднее: водку не пей, в лес не ходи, на речку не ходи. Накипело». Я сам вырос среди этих мужиков, знаю, как хлебушек достаётся, когда работа не в радость, а всю душу выматывает. Уехав из родного очага, он постоянно в своих мыслях возвращается в свой дом, используя местный колорит, что приближает к реальному и зрительному восприятию образа отца.

 

 

В избе отца нет ничего такого,

Что бы мешало, было бестолково,

Есть печь, она всему тут голова,

Когда в ней жарко топятся дрова.

Надёжно, крепко сбиты табуреты,

Садились мужики – не дармоеды,

Как добрая открытая ладонь,

Стол под святыми ликами икон.

А вот сундук и для души и сердца.

Он вам для бани выдаст полотенце.

На дне потёртый ранец под бельём.

В нём фотографии, чтоб вспомнили о былом…

 

Поэзия по сравнению с другими видами искусств всегда несёт в себе элементы самовыражения. У каждого поэта в связи с его собственным мировоззрением используются различные приёмы. В стихотворениях Николая Бурашникова звучат  драматические и тревожные ноты за судьбу России, с которой он связан неразрывной пуповиной:

 

Ах, родина – ива плакучая

На фоне электроопор,

И в небе железо гремучее.

Оглохший безумный простор,

И камень на прошлом побоище

В честь павших геройских дружин,

И холм на далёком урочище

С локатором сторожевым…

   

В ранних произведениях романтический настрой превалирует, давая понять настроение молодого поэта, его ощущения и попытки понять бесконечное непознаваемое. Поэт находиться в постоянном поиске формы и содержания, стремлении осмыслить бытие.

 

Мысль изречённая есть ложь…

Но чувство изречённое не ложно.

И если больно – высказаться должно.

Иначе для чего же ты живёшь?

  

В поисках своего поэтического пути Николай Бурашников не замыкается в себе, его поэзия становиться чётче и очерчивается реалистическими ощущениями нашей жизни конца восьмидесятых годов прошлого столетия.

 

…Ох уж это нелёгкое дело –

Быть в толпе и работать плечом!

У толпы очень потное тело,

Очень сильное тело причём.

На исходе двадцатого века

Эту силу попробуй, уйми.

Вне толпы быть легко человеком,

А попробуй в толпе, чёрт возьми…

 

Некоторые стихотворения по форме короткие. У поэта возникла потребность осмыслить мгновенность душевных переживаний и попытка запечатлеть уходящее невозвратимое время.

 

Душа… она не без потёмок:

В ней есть такие уголки,

Где мысль блуждает, как ребёнок,

И страшны в тишине шаги…

 

Для поэта душа не аморфность, не отстранённое чувство человека, а его наполненность физического пространства, своей оболочки, отсюда такое болезненное восприятие времени и действительности. В конце двадцатого века поэзия порой содержала уход от художественных ценностей и требовала воспевания несуществующих значений, отчего происходил разрыв между официальной и неофициальной, в которой ощущался настрой общества и предтеча нового времени, которое наступило только в форме болезненного искательства устройства общества, а в нём человека со своёй душой.

В стихе «Молитва» поэт обращается к Господу, сотворившему наш мир:

 

Храни, Господь, народ наш русский.

Чтоб не раздавался плач кукушки,

И да вернётся блудный сын!

Храни Москву, храни деревни

От шибко грамотных голов.

Храни от тёмного безверья.

Пусть прольётся звон колоколов!

Храни, Господь, народ наш русский

И возлюби – он плоть твоя!

   

Эта молитва раскрывает душу поэта, которая рвётся из тесного, погрязшего в грехах мира к глубокому небу и чтоб печальный звон колоколов очистил от всякой скверны людей.  Трепетность и чувственность к родной природе проходит лейтмотивом во многих стихах поэта. Душа – тончайший инструмент, который способный воспеть прекрасные порывы, краски родной природы, порой невидимые и незаметные простому глазу.       Стихотворение «Осеннее утро» – пейзажная зарисовка уральской осени. Яркость красок перед увяданием природы восхищает художника. Читая стихотворение, чувствуешь, как природа тихо замерла в ожидании зимы, прихваченная первым ночным морозцем.

Переехав в областной центр, Николай Бурашников не становится истинным городским жителем, его не влечёт шумная суета большого города, вечерние огни проспектов. Слишком шумно и слякотно на душе, от всего протекающего мимо него. Он накрепко привязан к земле, к простому мужику, который ему близок и понятен, и он не видит себя в разрыве от того истинного, что близко его трепетному сердцу.

 

А в городе нету простора,

Где глазом бы мог отдохнуть:

Вон – дом, вон – решётка забора,

А там, там ещё что-нибудь.

 

Короткие строки стиха московской поэтессы Риммы Казаковой:

 

И сладостно – любить Россию,

Хотя любить и нелегко!

 

можно напрямую соотнести с творчеством Николая Бурашникова, заявившего о себе, как о русском, национальном поэте. Некоторые тексты имеют ярко исповедальный характер, поэт не скрывает своего настроения, видения реальности, которая обжигает его сердце и не даёт успокоиться. Любя Россию, какая она есть, он выстрадал своё философское мировоззрение, порой обращаясь к Богу, не ища у него защиты, а что бы Он указал заблудшим правильный путь к свету.

В своих стихах часто использует диалектические слова, которые употребляются в разговорной речи местными жителями, таким образом придаётся колоритность и красочность векового быта. Поэт большого дарования, искавший в стихотворной форме сущность нашего бытия, вечные для человека темы, многое мог бы написать, но жизнь оборвалась как-то нелепо. Сентябрьским вечером 1999 года поэта забили насмерть уличные подонки.

Московские кинематографисты сняли о Николае Бурашникове фильм «Святой №», где поэт сыграл самого себя. В последних кадрах он взбирается по глубокому снегу к Храму на Белой горе. Это символично, он и прожил жизнь, всходя на свою Голгофу.

 

 

***

 

Я говорю себе: не спи!

Ты будешь спать года.

Высоких звёзд не разлюби,

Не разлюби пруда.

 

Сойдя тихонько под угор,

На берегу ночном

Послушай тайный разговор:

О чём они, о чём?

 

И Млечный Путь через века

По сердцу будет течь.

Свет языка, плеск языка –

Волнующая речь.

 

 

***

 

В открытое окно шумит осенний дождь.

На улице темно, и в комнате темно.

И плачу я, ну что с меня возьмёшь:

Так хорошо в душе, как не было давно.

 

Я не кричу: подать сюда огня.

Не надо ничего, и лучше ни гугу.

Я счастлив тем, что слёзы у меня,

А я-то думал – плакать не могу…

 

 

***

 

Дороге нашей не было конца.

Бил снег в лицо. Мы гроб несли отца.

Без горьких слёз из-под опухших век.

Отца несли, проваливаясь в снег.

Но тяжело дышала в спину мать.

Так на её дыхании и шли:

Бил снег в лицо, и мы отца несли.

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Анастасия
2022/12/09, 09:01:14
В последнем стихотворении пропущена строка.

***

Дороге нашей не было конца.
Бил снег в лицо. Мы гроб несли отца.
Без горьких слез из-под опухших век
Отца несли, проваливаясь в снег.
Хотелось нам упасть и не вставать.
Но тяжело дышала в спину мать.
Так на ее дыхании и шли:
Бил снег в лицо, и мы отца несли.
доогорд
2019/01/09, 13:33:07
таким непросто среди никаких
Вера
2014/12/10, 19:07:20
Спасибо, что показали самобытную поэзию Н. Бурашникова. Впечатляет простота и чувственность его стихотворений.
Брагин Михаил
2014/12/07, 22:20:56
С Николаем Бурашниковым я познакомился случайно, он по приезду в город Чайковский всегда заходил в школу-интернат (он там как то учился со своими братьями), где я работал преподаватель ИЗО и вел студию детского творчества, он зашел и мы реальном познакомились, Николай читал детям свои стихи, а они ему показывали свои картины, в вообщем состоялся превосходный творческий союз, перспективы были много обещающие. Но увы, пака готовили и собирали материал, через два года Коля трагически погиб. Его поэзия оставила теплые и волнительные оттенки в душах детей-сирот. Да и я лишился превосходного друга, про которого давно слышал, а повидаться в реальном времени досталось мало. Только в памяти он будет жить долго.
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов