Люди не могут не общаться

18

580 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 168 (апрель 2023)

РУБРИКА: Публицистика

АВТОР: Пернай Николай Васильевич

 
soviet-art-zoya.jpg

Невооружённым глазом видно: с каждым годом у нас падает не только уровень реальных доходов и уровень жизни, падает и уровень общения.

Из опыта нам хорошо известно, что чем чаще и свободнее люди общаются друг с другом, с природой, животным миром, окружающей средой, чем больше читают книг, газет и журналов, смотрят телевидение, читают материалы Интернета, – тем более широким становится их кругозор, тем чаще им приходят в голову полезные и оригинальные мысли и тем взвешеннее решения, которые они принимают. Именно люди, свободно общавшиеся друг с другом, придумали в далёком историческом прошлом такую форму политической жизни общества, как демократию  (греч. demos – народ и kratos – власть).

Теперь-то мы знаем, что демократические формы правления обществами-государствами не всегда проявляли себя наилучшим образом. Демократия эффективна тогда (и только тогда), когда люди часто, непринуждённо, легко и охотно общаются друг с другом и совместно решают общие дела.

Казалось бы, этот простой тезис должен быть понятным человечеству со времён Перикла, когда (как считают европейские историки) две с половинный тысячи лет назад в Древней Элладе родилась демократия как таковая. Древние греки, особенно афиняне, свободно и широко общались, хорошо ели, пили разбавленное водой вино, гуляли, посещали академию и ликей, на общих сборищах спорили и решали серьёзные вопросы. В долгих спорах оттачивали своё мышление учёные, в том числе величайшие философы, такие, как Сократ, Платон, Аристотель.

Однако в последующие средние века, во времена междоусобных и религиозных войн, господства инквизиции и мракобесия, воинствующей борьбы со всяким инакомыслием, массового сжигания на кострах еретиков, ведьм и передовых мыслителей возможности свободного общения людей всё более и более ограничивались, что крайне отрицательно сказалось на развитии науки, образования, искусств, ремёсел и промышленности.

Почему-то (не очень понятно – почему?) человечество крайне медленно продвигалось (и продвигается) по пути познания и реализации простейших законов и правил социального развития и общежития.

Но вот, в СССР во времена советской власти, особенно в 1930-1960-е годы, началось  невероятно бурное, широкомасштабное, мощное развитие страны. Строилось много предприятий и городов в новых и необжитых местах, происходили многомиллионные миграции населения, смешения наций и людей с различными политическими и религиозными воззрениями. В масштабах огромного Союза лавинообразно нарастало общение. Растущему общению способствовали средства связи, железнодорожный и авиатранспорт, телевидение и радио, газеты и журналы, школы и вузы, пропагандисты и учёные. И всё это вместе взятое способствовало самореализации личностей советских людей.

 

Широкие возможности самореализации лично меня, провинциального парня, привели к выбору места учебы – в МГУ им. Ломоносова, места работы – в Братске (в 1960-е годы это – самый знаменитый город СССР), к выбору мест совершенствования знаний и умений и повышения квалификации – в различных точках страны, где пахло чем-то оригинальным и интересным. 

Меня, молодого начинающего учителя, опекали опытные наставники, посещая уроки которых я набирался ума-разума. Как комсомолец, а потом партиец, я участвовал во всевозможных городских и областных конференциях и партхозактивах, где общался с первыми руководителями и различными полезными для дела должностными персонами. Как лектор общества «Знание» сам выступал перед аудиториями рабочих, колхозников и студентов, а также часто слушал лекции заезжих спецов и профессоров из Иркутска и Москвы. Как директор школы, техникума, профтехучилища, профессионального лицея многократно бывал на курсах повышения квалификации в Иркутске, Москве и Ленинграде, изучал инновационный опыт учебных заведений в Ростове-на-Дону, Ставрополе, Абакане, Красноярске, Хельсинки (Финляндия), Салоники (Греция). Как вице-президент Ассоциации профессиональных лицеев России часто общался со светилами профтеха академиками Беляевой, Новиковым и Ткаченко, выступал на конференциях ЮНЕСКО и на равных обменивался опытом с немецкими, британскими, приднестровскими, азербайджанскими  и другими педагогами. Правда, иногда случалось выпивать слишком много водки (которую я очень не люблю), однако всё, что было ново и полезно, отфильтровывалось и оседало в мозгах.

 

После уничтожения Советского Союза ситуация резко изменилась.

Сегодня почти ничего из того старого, хорошего опыта не осталось. Всё – очень дозировано, в пределах крайне ограниченных ассигнований. Обмен передовыми наработками, распространение чего-то нового, важного, интересного почти не практикуется. Иногда создаётся впечатление, что это по чьему-то заданию «сверху» тайно осуществляется некий план, с целью деградации нашего образования. Так ли это – трудно сказать. Но профессионализм учителей-преподавателей заметно снизился. Также резко упал уровень общего среднего школьного, начального профессионального и среднего профессионального образования, особенно – в части содержания и качества воспитательной работы с учащимися. К сожалению, это пока мало кого волнует.

С широкими массами происходит то же самое – люди в быту всё меньше и меньше вживую общаются друг с другом, даже по праздникам, даже (извините!) по пьянке. Многие надеются на Интернет, в котором уровень виртуального общения просто зашкаливает. Однако совершенно очевидно, что виртуальное общение не в состоянии заменить общение живое. Интернет, конечно, позволяет любому человеку окунуться в колоссально громадный, безбрежный мир информации  – и в этом его большое благо. Однако наряду с полезной, достоверной информацией в Интернете блуждает масса фейков, материалов всевозможных сатанистов, личностей с патологическими наклонностями и агрессивными намерениями. И распознать всё это враньё и непотребство дано не каждому. Многие понимают, что Интернет – своего рода джинн, выпущенный из бутылки; но обратно в бутылку его не запихнёшь, и – как быть? Вероятно, нужны какие-то меры по ограждению масс нормальных людей, особенно детей и юношества, от заведомо ложной и токсичной информации. Но, к сожалению, такие проблемы всерьёз пока не обсуждаются ни учёными, ни политиками. А потому пока нет гарантии, что свободное, но  бесконтрольное развитие Интернета не приведёт наш мир однажды к очередному мракобесию. К такому мракобесию, которое окажется более страшным, чем в средние века!

Одно пока хорошо: виртуальное общение хоть и не заменяет живого, но позволяет обмениваться идеями. А нам именно это и нужно. Очень нужно! Обмениваясь идеями, мы однажды, может быть, додумаемся, как нам следует обустроить свою сегодняшнюю жизнь и будущее наших детей и внуков. И, вопреки нашим недругам, недоброжелателям и лукавым Правителям, – мы сумеем объединиться в борьбе за наше, более справедливое и достойное, чем нынешнее, мироустройство.

 

Художник: Зоя Одайник-Самойленко

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов