Кресальгия по Смоленску
Анатолий Агранин

Кресальгия по Смоленску

В польском Люблине, что недалеко от границы с Украиной, в скором времени ожидается открытие музея восточных земель древней Речи Посполитой. Восточными землями поляки называют территории Украины, Белоруссии и Литвы, бывшие под властью польской короны.

В более широком понимании восточные земли — это, вообще, все территории на востоке, до которых смогли дотянуться польские короли. Сейчас все привыкли, что для поляков Львов, Вильнюс и Гродно — это польские восточные территории. Но было время, когда восточными территориями Польша считала также Латвию, кусок Молдавии, Эстонии и России вплоть до Смоленска!

Так что, если вкладывать в понятие «польские восточные территории» максимальный смысл, под ними следует понимать не только Западную Украину и Западную Белоруссию, но и чуть ли не Подмосковье.

О чем будет рассказывать музей восточных территорий в Люблине? О благодеяниях, будто бы оказанных польской короной этим землям и населяющим их народам. Отдельный мотив — противостояние с Россией. Дескать, Польша защищала эти земли от российского империализма, что есть наглая ложь, ибо сам «российский империализм» в значительной степени есть идеологическое клише, постоянно запускаемое в оборот польскими пропагандистами.

Музей в Люблине будет музеем, воспевающим польский шляхетско-католический колониализм. Представьте, если бы во Франции появился музей, воспевающий колонизацию Алжира и Вьетнама. Или в Великобритании — музей, воспевающий покорение Индии или Африки. А вот Польша себе позволяет пропагандировать своё колониальное идеологическое наследие.

Во Франции говорят о ностальжерии — ностальгии о периоде французского господства в Алжире. В Польше есть кресальгия — ностальгия по «кресам всходним» (так по-польски называются восточные территории польской короны).

Интересно проследить идеологическую эволюцию самого понятия «кресов всходних». Сначала «кресами» называли линию военных постов, защищавших Польшу от нападений с востока (крымских татар, запорожских казаков и т.п.). Позже «кресы» сместились дальше на восток, вобрав в себя Галицию, Волынь и другие куски Западной Руси.

Ещё позже, когда польская корона достигла пика своей славы, «кресами» называли уже Киев, Минск, Смоленск. Затем история посмеялась над заносчивыми панами, и территория Польши начала скукоживаться как шагреневая кожа.

Вернулись к Руси её древние города — Смоленск, Киев, Минск. Потом поляки лишились Львова, Вильнюса, Гродно и оказались в тех границах, в которых живут теперь. Но фантомные боли польского империализма не дают спокойно спать потомкам польских панов. Им все ещё видятся Киев, Минск и Вильнюс в составе Речи Посполитой.