Сергей Скорый. "И пусть там, где-то, ждут дела..."

6

24/01/2015 01:47, 2238 просмотров

метки: жарища, колеса, мир, вино

автор: Лорина Тодорова

Передо мной встал довольно трудный выбор....ЧТО выбрать?... и я предпочла ДИНАМИКУ!

 

И ПУСТЬ ТАМ, ГДЕ-ТО, ЖДУТ ДЕЛА...

 

Жарищу дня кромсает " крайслер",

Колеса с гулом рвут шоссе...

И ты уже далек от всех,

А мир вокруг почти что райский.

 

И пусть там, где-то, ждут дела:

Они потом возьмут за горло...

Ну, а пока дорогой горной

Мчим вдоль молдавского села.

 

Летим планетою, пылим...

Пьем дивный мир, набравши в горсти,

И дарит нам водитель Костик

Со щедростью адреналин.

 

И друг мой, domnule Олег,

Легко "командует парадом",

Он - мудр, как римский император,

А значит - будет нам ночлег

Во славном граде Кишиневе,

С кувшином славного вина...

 

А значит - оценю я снова

Дары Молдавии сполна.

 

29 июля 2011 (из молдавской тетради)

 

 

 

 Какой динамизм! Интересно проследить как , на базе каких оперативных законов, он интегрируется. Думаю, что внутренний мир этого динамического, как бы "движущегося" самому по себе  тексту, разделен на "сейчас -тут"  настоящего времени и недетерминированного "сейчас-тут " в близком будущем; или движение-отдых этап настоящий / работа - этап последующей. и тут есть одна особенность: этап настоящий полный динамики не пораждает этап последующий ="Дела, они потом возьмут за горло", т.е. в тексте не существует семантической связи между ПОЕЗДКОЙ и дальнейшим возвращением к работе. Это очень важно, для передачи веселого настроения друзей, отправившихся с шоферем Костиком отдыхать. И эта бесшабашность передается очень точным подбором слов ; использованием превосходной степени с самого первого слова - "ЖАРИЩУ дня" и потрясающими метафорами , передающими бешеную скорость автомобиля...."крайслера".

 Основная роль отведена глаголам в  метафоризированной форме .доводящей до иллюзии превосходной степени. Вот эти "перлы" вводящие движение! настроение!беззаботность! - "кромсает ->рвут ->мчим - > летим - > пылим" - вынутые из контекста глаголы , выражающие идею действия ( делать ), составляют восходящую метафорическую градацию и она становится гиперболичной в сочетании каждаго из указанных тут глагола со словами строфы и на уровне целого  текста.

 Но прежде чем рассмотрим подробно этот "бешено сремящийся к "дарам Молдавии" текст , предлагаю обратить внимание на заглавие, повторяющийся в самом стихотворении:

               

                   заглавие

 

                     И ПУСТЬ ТАМ, ГДЕ-ТО, ЖДУТ ДЕЛА...

 

                     из текста:

 

                     И пусть там, где-то, ждут дела

                     Они потом возьмут за горло.....

 

внимание в заглавии привлекают два момента: 1. повелительная форма - " пусть"; 2. использование будущего времени - "пусть....ждут". Таким образом, Автор вводит ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ наклонение,т.е он повеливает самому себе забросить все и отправиться с друзьями туда, где душа может отдохнуть. С точки зрения оперативной лингвистики это выглядит  следующим образом: идея "приказа" самому себе = решение сводится к двум различным идеогенетическим позициям -" пусть ждут" в своей основе содержит самую сильную модальную идею: "необходимым быть"= мне НЕОБХОДИМО уехать, а с точки зрения КОНТЕКСТА - едут друзья повеселиться , "пусть ждут" редуцируется до коварного модального глагола "ХОТЕТЬ" , вводящего эгоистическую идею типа:хочу молдавского вина! воздуха...! т.е. все заглавие вводит идею ЖЕЛАНИЯ ИМЕТЬ.....ОТДЬІХ. И силу этого желания  Автор успешно передает глаголами, выражающими идею о действии и умопомрачающими метафорами, переходящими в развернутые гиперболы.

 Но вернемся к моменту повторения заглавия в тексте стихотворения: тут повторенная форма заглавия сопровождается выражением"брать за горло" , что вводит идею ПРИЧИНЬІ  поездки - усталость! и она вводится имплицитно/эксплицитно: самым слабым модальным глаголом "мочь"/"не мочь= устал и одновременно выражение "ОНИ ПОТОМ ВОЗЬМУТ ЗА ГОРЛО" доводит до гиперболической степени, передающую высокую степень занятости Автора на работе...

 И еще одна деталь - многоточие , позволяющее Автору избегнуть объяснения и предаться полноценному отдыху!

 

 Этот поэтический текст построен двупланово, т. е. одновременно присутствуют две идеи: скорость движения и радость начавшегося и предстоящего отдыха так что их можно легко показать:

 

идея движения                                                                                идея отдыха

 

Жарищу дня кромсает "крайслер",                   И ты уже далек от всех                          

Колеса с гулом рвут шоссе...                              А мир вокруг почти что райский.

 

Идея движения передана развернутой гиперболой: вводятся Субъектно - Объектные отношения: Субъект= "крайслер" кромсает Объект "Жарищу дня" - темпорално-локативная гипербола, где создается очень высокое напряжение и использонанным глаголом "кромсать," и темпорально- локативной идеей:"Жарищу дня"Вторая строха  - смена инцидентного ряда, где роль Субъекта исполняют "колеса" и Объектом их действия - "шоссе". Можно совершенно спокойно сказать - идея абсурда!? - Да нет, все дело в том, что согласно теории Хр. Тодорова глагол существования "быть" обладает бесконечной растяжимостью и может принимать как Субъект все! как например тут - "крайслер". Впечатляет очень удачный выбор лексики, вводящей не только идею высокой скорости движения, но и идеи чувственные и перцептивные: "жарища" "гулом"  - использаванные в превосходной степени:"жарищу дня/ кромсает"; "колеса с гулом рвут/ шоссе" - вертикальная линия, поставленная мною, обращает внимание Читателя на то  как ловко Сергей Скорый сочетает совершенно несочетаемые слова! А эффект блестящий

 

  Идея об отдыхе составляют две следующие строфы первого четверостишия, где вновь меняется Субъект - Авторское "Я"="Ты" - эта быстрая смена Субъектно-Объектных отношений тоже способствуют поддержанию идеи о быстрой скорости движения. Меняется и Объект - он интегрируется на базе двух идей - идее перцепции, т.е восприятия: " А мир вокруг почти что райский"-метафоризированный пейзаж и на базе увеличивающейся дистанции между Авторским "Я"="Ты"и "пусть там где-то ждут дела"                                         

 Идея быстрого движений продолжется и во втром четверостишии , но она представлена во второй и третьей строфах:" Ну, а пока дорогой горной // Мчим вдоль молдавского села" - где включена и локативнаю идея - "молдавское село" и идея дистанции от пусть там где-то ждут дела..."

 И вновь меняется Субъект - вводится первое лицо множественного числа - "мчим"=( Мы) , что инсинуирует идей приятного ощущения приятельства и предстоящего отдыха -дела забыты и внимание автора концентрируется на приятелях:"водитель Костик"; друг мой  domnule Олег и его характеристика как человека успевающего организавать хорощий отдых:"А значит - будет нам ночлег// Во славном граде Кишиневе //С кувшином славного вина..." - многоточие - вводит идей чувственности - наслады.

 

 Финал две строфы- Авторское заключение и радость:

 

                                 А значит оценю я снова

                                 Дары Молдавии сполна.

 

Ну вот и достигнут желанный миг Авторским заключением

 

Красивый текст, темпераментный, как бы движущейся на большой скорости туда , где вновь предстоит "оценить дары Молдавского вина" - если Автор исписывает слово "Молдавского вина" с заглавной буквой - означает только одно : введена идея ОБОЖЕСТВЛЕНИЯ МОЛДАВСКОГО ВИНА.

                      

                          

 

 ЛИТЕРАТУРА

 

1. Christo Todorov, La linguistique opérative et la littérature française, FABER , 2003г-

 

 

   
Нравится
   
Комментарии
Лорина Тодорова
2015/01/31, 16:35:09
Благодарю, Сергей за внимание!
Сергей Скорый
2015/01/31, 16:03:12
Спасибо, уважаемая Лорина, за интересный разбор этих строчек из молдавского цикла! Удачи Вам!
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Яндекс цитирования
Бог Есть Любовь и только Любовь и Он Иисус Христос
Официальный сайт Южнорусского Союза Писателей
Омилия — Международный клуб православных литераторов