Владимир Смык: "Вперёд к Пушкину". Проблема фундаментализма в русской литературе

5

12/08/2016 06:39, 1612 просмотров

метки: литература, Бог, традиции, пушкин, культура

автор: Лорина Тодорова

                                                               

 

Итак, Вл. Смык ставит сложный  вопрос:какова основа  фундаментализма в русской литературе - если свести этот вопрос к философскому понятию "инсайт" - "озарение", "проницательность" , то содержание всей работы представляет литературно-исторический анализ оперативного процесса актуализации в направлении метафоризации и одновременно параллельно: потенциализации, т.е.  процесса создания произведения Человеком (актуализация с мемафоризацией и параллельно в обратном направлении, а именно к Богу  процесса потенциализации) Схематично этот бесконечный оперативный момент выглядит так:

          

           актуализация и метафоризация мысли - творческий процес - инсайт

Автор......................................................................................................>.

                           потенциализация

Бог <........................................................................................................метафоризация

 

 Однако , Вл. Смык ставит вопрос фундаментализма русской литературы гораздо глубже, прослеживая оперативный творческий процесс русских писателей как процесс исторический.  Почему?

 На этот вопрос мы находим подробное объяснение в СЕМИ частях (мною используются лишь отдельные цитаты ):

1.Вводная часть.

" Оглядываясь на прошедший век, оценивая  масштабные произведения советской литературы, признавая преемственность ее с произведениями русских классиков от Пушкина до Чехова, зададимся,  однако, вопросом: почему даже в лучших своих проявлениях она все же не смогла встать с ними в один ряд?.... Ответ думается думается заключается в том, что русские писатели ХІХ столетия ставили своего героя перед Богом

 

 2.Солнечный центр нашей истории.

 

" Стояние перед Богом героя отечественной классической литературы было, конечно, наследием многовековой православной традиции, восходящей к "Слову о законе и благодати" митрополита Илариона, но путь к этому лежал через преодоление практики Петра Первого и его наследников, направленной на слом генетического кода православной русской культуры и замены его протестантским; требовал нейтрализации влияний - эпохи Просвещения, масонской идеологии, европейского позитивизма.....

 

Связать отрубленные Петром концы, восстановить традиционный ход русской жизни было предназначено великому Пушкину, "солнечному центру нашей истории", по определению Ивана Ильина.....Трагедию ( Борис Годунов) завершает потрясающая немая сцена:" Народ безмолствует"...

 

3 "От Ревизора к Мертвым душам."

 

   "Немой сценой" завершается и великая комедия "РЕВИЗОР", сюжет которой, как известно, подсказал Гоголю Пушкин....

   "Между тем замысел Гоголя был рассчитан как раз на противоположное восприятие: вовлечь зрителя в спектакль, дать почувствовать, что город, обозначенный в комедии, существует не где-то, но в той или иной мере в любом месте России, а страсти и пороки чиновников есть в деше каждого из нас. Гоголь бращается ко всем и каждому" (Вл. Воропаев).

 Для автора "Ревизора", "Выбранных мест", "Мертвых душ" смысл и цель литературы заключается в том,  чтобы вести людей к Спасителю. Этот смысл воспринял  Достоевский Великий наследник Гоголя, продолжатель его дела, он всей мощью  своего гениального дарования звал Россию ко Христу. Исследуя добро и зло в человеке, показывая человеческое сердце  как поле  битвы  Бога с дьяволом, Достоевский сделал русскую литературу явлением всемирного масштаба. Велик талант Льва Толстого, и тоже принят всеми, но все же о России, о русском человеке мир судит, в первую очередь по произведениям автора "Преступление и наказание" и "Братьев Карамазовых".

 

 4.С вершины в пропасть.

 

 "Русская литература закончилась Чеховым...

 Со смертью Толстого и Чехова угас "золотой век" русской литературы - на смену пришел "серебряный". Ему стало тесно в стенах  отечественной художественной традиции, опиравшейся на христианский фундамент, он захотел автономии. Истина в глазах авторов начала двадцатого столетия стала, по меньшей мере, двоиться. Зло получило в лучшем случае те же  права, что и Добро....

 

Нельзя не обратить внимание на то,  что Шолохов по отношению к своим героям находится в той же позиции, что и авторы "Бориса Годунова" и "Евгения Онегина", "Мертвых душ", "Войны и Мира"....

 

 5. Что сожжем во имя "очередного нашего завтра"?

 

  " Октябрьская революция явилась второй после петровских реформ попыткой переделать Россию. Пришедшие к власти  в Октябре 1917 г. поманили потребительским раем коммунизма, с тем чтобы перекроить духовный уклад, катком репрессий расплющить культурное многообразие страны."Во имя нашего Завтра - сожжем Рафаэля, разрушим музеи, растопчим искусства цветы", писал первый председатель Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей В. Кириллов. ...

 Процесс раскультуривания страны привел к тому, что "толстые журналы", со времен  пушкинского "СОВРЕМЕННИКА", определявшие литературные вкусы читающей публики, практически перестали существовать. Зато открылись шлюзы для всего низкопробного. "Функцию литературы, -  пишет известный историк и политолог Андрей Фурсов, - начинает выполнять антикультура ( акунины - донцовы ), культуры - антикультура ( от Дом-2 до версии "Руслан и Людмила" в режиссуре" Д. Чернякова)". Затянувшийся третий социальный эксперемент, имеющий целью встроить Россию в "цивилизованный мир", грозит потерей культурной идентичности, прежде всего русского народа, а затем и других народов, входящих в Федерацию.

 

     6. Веленье Божие  и Муза

 

 Век победившего атеизма миновал, но очень немногие - буквально единицы - ставят своих героев, свое творческое я перед Богом.  А ведь это именно значит возвратиться к Пушкину, к великой русской литературе....

 

 7. Осторожно религия!

 

 Православная Церковь учит: без благоговения нет общения с Богом, ну здесь не о благоговении идет речь, а о том чтобы хотя бы не было кощунства и неправды. Лермонтов сказал о себе:"И в небесах я вижу Бога". Всатать перед Богом вот задача! И если мы ее осознаем, мы сможем выполнить задачу, которую предельно четко сформулировал Валентин Непомнящий:" Заново постигнуть себя, обрести целостное понимание русской культуры как такого явления, которое вне религиозной своей природы и традиции не имеет смысла, а значит, и необходимости существовать"

 

ВЛАДИМИР СМЬІК

                                             

 

 Вернуться или идти вперед к ПУШКИНУ означает (согласно твердению Вл. Смыка)  поставить себя(Автора) и героев перед Богом.

Мое исследование начинается с объяснения и схемы оперативного (ментального) процесса, на базе которого интегрируется человеческая мысль . (Хр. Тодоров)

 

Встает вопрос: ЧТО ЗНАЧИТ ПОСТАВИТЬ СЕБЯ И ГЕРОЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕРЕД БОГОМ? Достаточно ли только ВЕРИТЬ и МОЛИТЬСЯ?!

 

Владимир Смык проделал колосальнейшую работу и совешенно точно определил место названных им русских авторов в истории развития русской литературы. Однако возникает вопрос: почему ОНИ , а не другие? Почему советская литература не успела достигнуть ЗОЛОТОГО уровня нашей литературы ХІХ в. Действительно ли все связано с АТЕИЗМОМ? или скорее с  ПАРТИЙНЬІМ ФИЛОСОФСТВУЮЩИМ руководством.?

 

 Давайте обернемся НАЗАД и остановимся на ПЛАТОНЕ , ученике Великого Сократа.

 Это Платон назвал Человека "небесным цветком"( fleure céleste)!подчеркнув два начала у Человека - Земное и Небесное  Это Платон разделил людей на два типа: "фирософствующие люди" и "настоящие философы".   ФИЛОСОФСТВУЮЩИЕ люди, это те, которые руководятся идеей обладания="ХОТЕТЬ ИМЕТЬ" , когда транзитивный глагол "хотеть" становитса ИНТРАЗИТИВНЬІМ - они ХОТЯТ ИМЕТЬ ВСЕ и наслаждаются жизнью. Это те люди, для которых сбособ бесконечного обогащения становится "НЕОБХОДИМОСТЬЮ" в достижении своих ЦЕЛЕЙ - ВЛАСТЬ, например.

 

 "Настоящие философы", организируют свой мысловный процес не на базе накопления богатств, а  ЗНАНИЙ, входя в контакт с Божественной информацией, выходя ментально за пределы своего идеогенезиса: именно в момент контакта с Божественной информацией , эти люди испытывают чувство ОЗАРЕНИЯ! ЭВРИКА! (этот  момент есть момент ИНСАЙТА)

 

Таким образом Платон еще ДО появления Евангелия понял двойственную природу человека и разделил людей на две категории.

 

А вот что об этом пишет Святой Павел в своем Первом послании к римлянан:

 

"... но те, которые были избраны Богом, нашли Истину, а остальных оставил  слепыми.(ХІ:7)

И как пишется : Бог им дал заспанное сознание и бесчувственность и до сегодняшнего дня он все еще НЕ ДАЛ ИМ  Г Л А З А, чтобы ВИДЕТЬ, НИ  У Ш И, чтобы С Л ЬІ Ш А Т Ь ( ХІ:9 )..." - это и есть характеритика "философствующих" людей" ( Epître de St Paul aux Romains)

 

Таким образом Бог выбрал ПУШКИНА и других наших русских Писателей и Поэтов, упомянутых в публикации Вл. Смыка.

 

 Что же касается писателей и поэтов при социализме или сегодня, то ВРЕМЯ ИХ ПОКАЖЕТ.

 

 Благодарю моего коллегу Владимира Смыка за интересный материал, который меня заставил ПОРАЗМЬІСЛИТЬ

 

 

 

   
Нравится
   
Комментарии
Лорина Тодорова
2016/09/04, 23:11:22
Спасибо Вам, Владимир! Это Ваша реакция на мой комментарий, заставил меня поставить вопрос РЕБРОМ! Я знаю как Вы почитаете Господа, а и я не меньше....Вот и решила показать! Хороший Вы Друг! Благодарю!
Владимир Смык
2016/08/21, 21:35:17
Спасибо, Лорина, за интересный комментарий, который тоже заставляет размышлять.
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Яндекс цитирования
Бог Есть Любовь и только Любовь и Он Иисус Христос
Официальный сайт Южнорусского Союза Писателей
Омилия — Международный клуб православных литераторов