Надеино Усолье

7

19/09/2013 16:14, 4597 просмотров

метки: надея светешников, уса, добыча соли

автор: Николай Полотнянко

...Более трёх с половиной веков назад Надея Светешников закончил свой земной путь на правеже, но память о нём живёт, в первую очередь, благодаря одному совершённому  им делу: он основал Усолье, первое поселение русских людей  на Волге в Симбирском крае. По складу своего характера Надея был рисковым человеком, его всегда привлекали новизна и масштабность предприятия и, конечно, прибыль. В XVII веке на Руси было немало людей предприимчивых, таких как Ерофей Хабаров. Их вела на "приискание новых земель" не  пустая жажда приключений, а практическая выгода торговцев. Кто знает, отдавали ли они себе отчёт,  что совершают великие географические открытия, что приращивают к России одним махом миллионы квадратных километров богатейшей земли, возможно, они и сознавали это, но в  первую очередь, их привлекали "мягкая рухлядь" и рыбий зуб.                     

Соляные промыслы Надеи Светешникова на Волге были предприятием не сравнимым по своему размаху с сибирскими, но  оно открывало счёт русским поселениям на Волге, куда русские в XVII веке  пришли навсегда. Русские органично вошли в разноплеменное население Поволжья не как победители, унижающие  и оскорбляющие инородцев, а как равная прочим, зачастую, даже более угнетаемая, чем другие, часть населения. Мордва, чуваши были, в основном, в Симбирском крае государственными или дворцовыми, а русские принадлежали  помещикам, которые выжимали из своих крестьян всё, что можно. Поэтому заселение русскими пустых земель не было колонизацией западного образца. Для добычи соли Надея перевозил крестьян из России, платил даже беглым за работу значительные деньги. Испанцы и американцы  решили бы проблему рабочей силы по-другому: наловили бы мордвы, чувашей, татар, надели  на них кандалы и заставили под бичом надсмотрщика добывать соль в Жигулях. В России подобное было немыслимо из-за православного менталитета и веры всех сословий в то, что все люди равны перед Богом.

 

 

В 1631 году, когда Надея Светешников находился в фаворе у царя Михаила и патриарха Филарета, ему было пожаловано в полную собственность Усолье под условием ежегодной  уплаты  в казны  оброка в размере "1126 рублей. 31 алт. 1 деньга". Причина столь щедрого подарка – заинтересованность правительства в добыче соли, которая всегда была на Руси товаром первой необходимости. В ней нуждались все – и богачи, и простолюдины. Много соли уходило на засолку рыбы, которая была повседневной пищей всего населения страны, как и различные  солёные овощи, особенно, в осенний, зимний и весенний периоды. Пошлина  на соль составляла важную статью денежных поступлений в государственную казну. Словом, соль была  на Руси стратегическим  товаром, и когда  в середине 1640-х годов была поднята пошлина на соль и, соответственно, выросли цены, это стало одной из главных причин бунта 1648 года  в Москве.

 

До основания Усолья Надея, видимо, по торговым надобностям прошёл Волгу на струге до Астрахани, оглядел пустые пространства Дикого поля, где кочевали степняки. Жигули, Самарская Лука не  могли не остановить на себе взора Светешникова своими красотами и природными богатствами. Наверняка, он сначала он самостоятельно исследовал соляные источники, убедился в перспективности их разработки и лишь потом решил просить пожалования поволжской земли.

 

В 30-х годах  XVII века русская колонизация далеко ещё не овладела всем течением Волги. Ниже Тетюшей, русские  жили, в основном, только вокруг укрепленных пунктов, а до Самарской Луки  не существовало ни  одной русской сторожи. Синбирск был основан в 1648 году. Всё пространство от  Тетюшей до Самары было пустынно и открыто для ногайцев и других кочевников, а также для воровских казаков, подстерегавших на " перевалке" торговые суда.  В 1630- годах в степях Нижней Волги появились новые опасные кочевники – калмыки – торгоуты, покорившие кочевавших там ногаев и нападавшие на русские и башкирские поселения. Поэтому со стороны Надеи Светешникова было большим риском организовывать промышленное предприятие, поселять рабочих в столь опасно открытом для нападений месте.

 

Надея имел опыт в организации соляных промыслов. В  Костромском уезде у него было несколько соляных варниц. Но они чем-то не устраивали промышленника, скорее всего слабой отдачей соли из рассола, поэтому всё оборудование, а также большие запасы дров, около 1,5 тыс. куб. сажен, ценное железо на плотах было переправлено по Волге в Жигули.

Когда Надея Светешников с караваном припасов и работными  людьми прибыл на Самарскую Луку, то смог, наконец, объехать приобретённые  владения. А они были чрезвычайно обширны и охватывали всю западную половину Самарской Луки. Тянулись они с " луговой стороны Волги" до Ягодного ярка (затем село Ягодное) через Волгу на горную сторону  к устью реки Тукшума, впадающей в Усу до "переволоки". Далее границы Надеиной земли шли вверх по Волге по нагорной  стороне на речку Брусяну, от Брусяны на речку Аскул, впадающую в  в Волгу ниже Усы, пересекали опять Волгу, захватывали богатую рыбными ловлями "Кунью волошку ", против устья Усы, где впоследствии возник Ставрополь ( Тольятти).

 

На полученной Надеей  земле имелись "чёрный лес", " бор", "сенные покосы" "рыбные ловли",  но главное богатство вотчины составляли "соляные горы" – многочисленные соляные  источники в районе речки Усолки, позволяющие развить здесь значительные соляныет промыслы. Успех предприятия способствовало наличие в округе значительного количества дровяного леса  к "варницам"  для выпаривания рассола.

Мы не знаем, сколько варниц было на промыслах при жизни Надеи. Есть сведения, что в 1646 году, когда промыслы вновь получил в своё владение его сын Семён, при  поручительстве гостя В.Г. Шорина и рассрочке выплаты отцовского долга на три года,  варниц было восемь: шесть на Усолке, а две в степи. Каждая из варниц имела своё название или прозвище: "Гостеня", "Новик", "Приезжая", "Волга", "Орёл", "Хорошава", "Любим". Кстати, попытка расширить район солеварения в степь была неудачна из-за нападений кочевников.

 

Как же производилась добыча соли, и какие "специалисты" существовали? По всей видимости,  на промысле была одна рассолоподъёмная труба, которая обслуживала варницы – специальные помещения, в которых на  больших сковородах (цренах) вываривался поступивший из трубы рассол. На каждой варнице варкой соли заведовал специальный  мастер с помощью подварка. Рабочие – водоливы заливали рассол  в црены. истопники занимались нагреванием раствора, разводя и поддерживая под цренами огонь. С испарением вроды осаждалась соль, которая выгребалась на наклонный помост для стекания рассола обратно в црен. Обтекшая соль  сушилась теплом, выходящим из-под цренов. Солоносы  перетаскивали готовую соль и набивали  ею рогожные кули. Сами црены быстро покрывались накипью, их приходилось часто  чистить и ремонтировать. В Усолье была  кузница: молоты большие и малые, наковальни, клещи, другой инструмент,  а также значительные запасы железных плиц для ремонта и изготовления цренов.

 

Первые рабочие, которых Светешников привёз из Комстромского уезда, были вольнонаёмными и поступали  на урочный сроки, с ними заключалась "ряда " как они уговаривались, "гостя Светешникова с прикащики". На варницы было нанято 13 человек: четыре человека вываривали соль  и получали сдельно 20 копеек за 100 пудов соли, из них двое ещё чинили црены и получали на год 30 рублей, очень большую сумму. Это была, так сказать, рабочая аристократия, остальные: сливальщики, истопники, За право жительства в  слободе получали по 3-4 рубля. Все работники пользовались хозяйскими  харчами: "ели и пили его, Надеино".

 

Этих людей для  нормальной работы промыслов было недостаточно, но само появление Усолья посреди степи, на Волге, далеко от властей, привлекало к нему людей, и очень скоро возникла "бобылья слободка", где со временем стало числиться 30 беспашенных бобылей, то есть неимущих крестьян. За право жительства в слободке, за ссуду, предоставление избы и инвентаря, они обязывались работать в промысловом хозяйстве. Удивляет щедрость Надеи: он ссуживал бобылям по 15 рублей, давал деньги на приобретение коров, сельхозинвентаря.

 

В первые же годы численность населения Усолья составила 60-70 человек. Продовольствие для этой рабочей  команды приходилось доставлять издалека, поэтому Надее пришлось заняться выращиванием хлеба, овощей, животноводством. Для этого разного рода "гулящих людей" Светешников сажал на землю. Скоро в Усолье появилось три десятка крестьян, которые  занимались исключительно сельским хозяйством. Это был решающий шаг к появлению в Усолье оседлого населения, которое неуклонно росло. На  промыслах в достатке появились: рожь, пшеница, овёс, греча, полба. Для переработки  зерна на речке Усолке была поставлена небольшая мельница. На скотном дворе хозяина Усолья появилась скотина: быки, коровы, подтёлки, бараны, овцы и другая живность. Кроме того, на конюшне содержалось 25 лошадей. Живя на Волге, усольцы имели в достатке рыбу. Лес  снабжал их ягодами и грибами.

 

 

-5-

 

 

На то, чтобы  создать устойчиво работающее производство и соответствующую инфраструктуру, укорениться на новой земле, требовались значительные финансовые издержки, привлечение людей и, конечно, время. При Семёне Светешникове, где-то в 1646 году, эти задачи были решены. Центром обширной вотчины, организованной на границе Дикого поля, стала хозяйская усадьба. За прочной бревенчатой оградой возвышался господский дом – горница на подклетях с сенями. Вокруг господского дома были расположены, по обычаю того времени, службы: баня. изба хлебная, поварня, два амбара, ледник, две избы, в которых помещались работные люди. За оградой находилась также церковь во имя "нерукотворённого образа Богородицы Казанской и Климента папы римского". Рядом с церковью стояла колокольница о четырёх сосновых столбах с шестью небольшими колоколами. По сути дела, усадьба Светешникова напоминала собой острог, какие строились на засечной черте. И тому  были серьёзные причины.

 

Деятельность промыслов находилась по постоянной угрозой нападения со стороны кочевавших по степи ногайских татар и появившихся в поволжских степях калмыков – торгоутов и дербетов. В 1639 году они едва не захватили Самару, находившуюся рядом с Надеиным Усольем. В  1644-1646 годах дважды на Усолье нападали ногайские татары и, как сообщают отписки в Москву, " конский табун отогнали и на полях и на хлебе жён и детей их в полон поймали".  По этим причинам Семён Светешников решил ещё сильнее укрепить усадьбу и превратить её в небольшую крепость. Для этих целей господский дом и поселок за оградой был окружён земляным валом и рвом. Вал был огорожен  частоколом. Вокруг усадьбы сделан палисад (стены  крепостного типа), построена башня с бойницами н конце бобыльской слободки. Таким образом, Надеин острожек представлял собой довольно внушительную крепость, своеобразный феодальный замок с системой предстенных укреплений.

 

 Семёну Светешникову пришлось за свой счёт содержать "боевых людей" числом 33 человека. Все они были вооружены огнестрельным оружием. Была и артиллерия: шестнадцать пушек разных размеров - пищали медные, железные полковые длинные, железные дробовые  с соответствующим припасом ядер, дроба и пороха. "Боевые люди" в бой вступали под знамёнами, были обучены строю, и командовал ими десятник Артемий Курьдюк. В состав  "войска" входили кабальные дворовые люди, 13 человек. Остальные были, по большей части "гулящие люди". Все они получали за свою службу хорошую плату. Пищальники, например, получали по 15 рублей в год, и кормились за  счёт хозяина.

 

Думается, жители Усолья не отличались законопослушанием и совершали противоправные действия. Наведение порядка среди работных и "боевых людей" зависело от хозяев вотчины Светешниковых, ибо им принадлежало право суда в пределах своих владений. провинившихся заковывали в кандалы, били батогами, держали взаперти. Вотчиник мог любым образом наказать преступника, кроме  лишения его  жизни.

Укрепление Усолья, видимо, стало известно кочевникам, и нападать на него они не рисковали, с другой стороны – присутствие русских вооружённых людей способствовало появлению вблизи от Усолья русских сёл. Но Усолье привлекало к себе и коренных жителей Поволжья, в первую очередь, чуваш. Первый крещёный чуваш появился в этих местах в середине 1640 годов. Причиной того, что чуваши и мордва бежали на частновладельческие земли, было желание избавиться от ясака. При этом крещение являлось одним из самых радикальных средств, так как "новокрещен" обычно исключался из состава ясачных.

 

Для того, чтобы укорениться на новом месте Светешниковым и их людям понадобилось 10-15 лет. По сравнению с пустыней, которую представлял тогда Казанский уезд ( по данным переписи, проведённой после Смуты, во всём  уезде за боярами, детьми боярскими, помещиками и монастырями числилось всего 5 сёл, два сельца, 68 деревень, четыре починка и 14 пустошей с населением всего 222 мужчин) – Усолье выглядело процветающей вотчиной. Здесь в 1646 году числилось 108 человек, не считая духовных, которые вели большое и сложное хозяйство. В 1660 году  в Усолье числилось112 дворов, в том числе, 101 бобыльский и 11 крестьянских с населением, считая захребетников и  подсоседников, в 158 человек. Рядом появились новые бобыльские слободки: Верхняя, Средняя, Нижняя, деревня Тёплый стан. А всего в вотчине в 1663 году числилось 165 дворов, среди них 96 крестьянских, 50- бобыльских и 12 – чувашских.

 

На, этом, к сожалению, история Надеиного Усолья заканчивается. Где-то в 1660 году после смерти сына Надеи Семёна его тётка Антонина Светешникова, которой перешло владение промыслами, отказалась от своих прав в пользу казны за 6500 рублей. Какое-то роковое число: Надея погиб на правеже за сумму на 70 рублей большую. Выкупив Усолье, правительство тотчас же пожертвовало его подмосковному Савво-Сторожевскому монастырю. Монах  продолжили колониальную деятельность Светешниковых. Быстро росло нач селение Усолья за счёт закабаления пришлых людей, в основном, мордвы и чувашей. В 1663-64 годах в Усолье были, кроме, городка, три бобыльские слободки, всего 165 дворов. То есть за 14 лет Усолье увеличилось почти наполовину.

 

 Монастырь продолжал эксплуатировать соляные промыслы, а также монахи организовали большие рыбные ловли, что было им разрешено царским указом. Во время разинского бунта монастырь попал в  руки восставших, которые некоторое время хозяйничали в городке, но большого  ущерба Усолью не нанесли.

Вот такая судьба получилась у Надеиного  Усолья, одного из первых поселений русских в Симбирском крае. Эта вотчина находилась в Симбирской губернии до 1928 года. Сейчас Усолье находится в Самарской области.

 

Иногда кажется, как давно это было, а приглядишься – совсем недавно. А какие люди были, какие характеры. Конечно, Надее Светешникову не повезло, но это был в первую очередь, человек дела, человек- строитель русской земли. Оглянемся вокруг себя: много ли мы имеем сейчас таких людей, которые собственную выгоду совмещали с общественной, работали на  благо России и не  хапали, не забывали свою землю, обустраивали бы её. На словах, таких людей легион, а на деле…А ведь времени с основания Надеиного Усолья прошло всего ничего- 370 лет. Но как мы состарились умом, очерствели душой.

 

   
Нравится
   
Комментарии
Светлана Демченко
2013/09/23, 14:09:46
Познавательно. Спасибо.
Лорина Тодорова
2013/09/22, 17:03:26
Подобные интересные матириалы (без литературной обработки) находятся в архивах интернета....Но я не об этом.
На Руси всегда водились люди , чья идея жизни была заняться ПОЛЕЗНЬІМ ДЕЛОМ ! И вот об этом Автор нам предлагает прочитать свой рассказ и задать себе вопрос: Почему они БЬІЛИ , а не ЕСТЬ. Например, откройте в интернете Павлово -на -Оке и поинтересуйтесь о ремеслах, которыми славились жители этой глубокой провинции?! Мне было так приятно читать(естественно в резюмированной форме) и осознавать, что люди ДЕЛОМ занимались на БЛАГО места, где проживали и на Благо Руси.
Вот почему так ценен этот рассказ, о основу которого положена истина. Разве сегодня перевелись такие инициативные ЛЮДИ? Нет, это заложено в нашей породе русской...Да вот только КТО ИМ ПУТЬ ЗАКРЬІВАЕТ....

Большое спасибо, Николай! С огромным удовольствием прочитала. Года полтара назад в ФБ был пущен исключительно интересный материал (если я не ошибаюсь) о предринимательстве людей наших русских, купцов, торговцев в ХІХв. - читала я тогда и плакала.....Сколько способен сделать один умный человек, если крылья ему не подрезают....
Серёга Петрович
2013/09/20, 18:14:52
Хороша статейка!
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Яндекс цитирования
Бог Есть Любовь и только Любовь и Он Иисус Христос
Официальный сайт Южнорусского Союза Писателей
Омилия — Международный клуб православных литераторов