Дикая розга. Духовная учеба. Божественный Промысел

1

10/10/2017 18:59, 73 просмотра

метки: Божественный Промысел

автор: Галина Николаева

           Господь дал человеку свободу для того, чтобы он сам избрал себе путь спасения, и этим бы сделалось возможным его свободное соединение с Божеством в вечной жизни. И если человек избирает путь зла, то есть отхождение от Бога, - это не есть активное выражение Божественной воли. Но это совсем не значит, что оно делается без Его воли. Божественная воля попускает быть этому отхождению».
            О Промысле Божием говорит профессор богословия Алексей Осипов:
            "Наш Бог есть Тот Врач, Который любит нас больше, чем кого бы то ни было на свете, и знает о нашем состоянии, о том, что нам полезно и что нам вредно, лучше всех врачей мира. Но этот Врач обладает интересной особенностью, которой, кстати, должен обладать и каждый врач: Он готов нам помочь чем угодно, но только, если мы обратимся к Нему. То есть Он никогда не предпринимает тех действий, которые уничтожали бы нашу свободу. Поэтому Промысел Божий полностью соотносится с нашим духовным состоянием, с нашей свободой, с нашими стремлениями, мыслями, намерениями, целями, и в зависимости от этого меняется Его действие…
           От нас зависит, в какой степени мы будем следовать тем указаниям Бога-Врача, которые называются заповеди Божии. Сначала врач дает слабенькую таблеточку. Не помогает. Дает сильнее, тоже не помогает. Еще сильнее – не помогает. Потом приходится операцию делать – вы буквально поставили себя на грань. Вот в чем состоит Промысел Божий: от нас зависит Его действие, а не от личного внезапного желания Бога. В том и познаются великая любовь Божия и то, о чём никогда не знали другие религии – великое смирение Божие, о котором сказано в Апокалипсисе: "Се стою у дверей и стучу. И кто откроет Мне, к тому Я и войду" (Откр.3:20), тогда, соответственно, будет благо для человека. Вот какой Врач любви и смирения! И все Его действия, в конечном счете, обусловлены нашей свободой.
          
           Промысел Божий зависит от нашей свободы, от нашего духовного состояния. Каждая моя дурная мысль уже меняет меня, уже нарушает целостность свободы, уже ранит меня. И в зависимости от этого меняется и действие Божие.
           Как? Самый лучший и доступный образ – Бог есть Врач, и Его действие, то есть Промысел, полностью обусловлено нашим состоянием, состоянием пациента. Но мы постоянно меняемся, раним себя, ведь грех – это рана, наносимая себе человеком. Как важно это понять. А то мы понимаем заповеди, как какое-то препятствие к вольной жизни. Ведь заповедь в чем состоит? Бог – это не государственный закон, это любовь, которая открывает нам, предупреждает нас: «Не ходи туда, не делай этого, ты себе повредишь – Я тебе не приказываю, а предупреждаю». Вот в чем разница между юридическим восприятием заповедей Божиих, которое, кстати, охватило всё западное христианство, и нравственным пониманием отношения Бога к человеку.
           Еще раз – Промысел Божий обусловлен нашей свободой. Свобода не уничтожается, а напротив, действует в полную силу, и таким образом действие Божие сопрягается со свободой человека.
          
           Как поступить по воле Божией?
           "Нет добродетели выше рассуждения», - это сказал Антоний Великий, когда к нему пришли три подвижника и начали рассуждать, какая добродетель высшая. Один сказал, что пост, второй - молитва, третий - послушание. Антоний же ответил: «Что и постом неразумным можно убить себя, и послушанием неразумным можно сделаться рабами человеков, а не Божиим рабом, и молитвою можно как вознестись на небо, так и впасть в бездну гордыни и заблуждения. Там, где нет рассуждения, нет добродетели.
           Так вот, человек должен всегда поступать по разуму и совести. По разуму – исходя из тех знаний идей христианства, которые у него есть, и по совести, поскольку совесть тонкий и живой индикатор наших поступков, - по разуму и по совести и пересечение этих двух линий дает искомую точку. И при этом, как пишет Исаак Сирин, мы должны говорить: «Господи, вот что говорит мое безумное рассуждение, вот что говорит моя очень сожженная совесть, но Господи, да будет Твоя воля, а не моя».
           Если человек искренне обращается к Богу с такой молитвой и принимает решение в соответствии со своим пониманием, то даже в случае ошибки человека Бог исправит это. Почему? Да потому что он возлагает искренне упование на Бога, а не на себя. Тогда и совершается Промысел Божий.
           Особенно важно упование на волю Божию, когда люди в молитвах обращаются с просьбой о каких-то земных вещах, о здоровье, внешнем благополучии. Когда же мы настаиваем, отвергаем Промысел Божий, волю Божию, хоть и со слезами, но требуем, чтобы было по-нашему, то конечно, ничего не получают по двум причинам. Первая – настойчиво просят у Бога: «Дай вот это, Господи», вторая – а веры-то нет. Просят, и сами не верят. И так вот жизнь проводит человек и остается без плода.
           Промысел Божий совершается, когда мы предаем себя в волю Божию, - но не бездейственно, вот сижу в кресле и говорю: «Господи, вырос бы у меня сад…» Нет, мы должны делать что можем, но результаты предоставить воле Божией.
         
           А какова роль сатаны в жизни человека? Как он влияет? По каким законам это происходит?
           Об этом законе очень хорошо написал преподобный Антоний Великий. «Когда мы стараемся жить по заповедям, то мы соединяемся с Духом Божиим, и благо бывает в нашей душе. Когда мы поступаем вопреки этим заповедям, где нет рассуждения, то есть этим указания на то, что для нас полезно, то мы соединяемся с духами-мучителями (так он называет бесов сатаны), этот процесс естественный, потому что подобное всегда соединяется с подобным».
           Масло с водой никак не соединяется, а вода с водичкой – прекрасно. Вот какой идет процесс: сатана лишь в той мере действует в человеке и может воздействовать на человека, в какой степени мы сами свободно, добровольно избираем то, что ему присуще, то есть избираем зло, совершаем поступки, противные нашей совести, даже нашему разуму. Мы подаем ему руку. Сам же по себе сатана (о чем говорят святые отцы) не может приступить к человеку, пока сам человек не протянет ему руку. Вот здесь, как говорят святые отцы, он соединяется с душой человека. Тогда действительно диавол может усиливать наши страсти, в силу нашего добровольного согласия, и тогда мы еще более страдаем. Это происходит, когда человек не борется со страстями, не противостоит им внутренне, не обращается к Богу за помощью, завидует и этой завистью весь горит. Здесь сатана подольет не только маслица, но и бензинчику в огонь».
         
           В чем же выражается Божественный промысел при попущении Богом злых деяний?
           «В том, – говорит протоиерей Валентин Свенцицкий, - что Господь промыслительно содействует пережить их во благо нашего спасения. Когда человек делает кому-то зло, мы разумеем под этим злом лишь его душевное состояние, те побуждения, которые руководили им. Разбойник, напавший на дом, сделал зло, потому что им руководила злая его воля. Но для пострадавшего – не с точки зрения мирской, а с точки зрения христианской, - это может быть злом и не злом, в зависимости от того, как он его переживает, и что это дает для его внутренней жизни. И ограбление, и избиение, и бесчестие – может быть для него источником озлобления и разорения душевной жизни. И тогда злодеяние разбойника будет для него злом.
           Но то же ограбление, и избиение, и бесчестие, - хотя они и злые деяния, взятые сами по себе и в отношении злой воли, их совершившей, - но для пострадавшего они могут быть источником великого блага, если скоро он переживет их во благо своего спасения с терпением, не осуждением, всепрощением… Тебя обманули, оклеветали, оскорбили – это поступки злые, но ты можешь сделать их для себя источником добра. Вот почему святые мученики говорили: «Вы можете убивать нас, но не можете сделать нам зла».
          Тюрьма – страшное зло, но сколько людей привела она к Богу. Истязание – страшное зло, но сколько людей стало через него святыми.
          Ни в чем так не ясно это, как в промыслительной заботе Господа о святой Церкви. Сколько зла было сделано Церкви её гонителями в эпоху мученичества. Господь до срока не пресекал этого зла. Но церковь, пережив все во благо, стала Церковью святых мучеников, и руками её врагов, проливших святую кровь, по действию Божественного Промысла, созидалось величие Церкви. И самые злые ее враги по действию Божественного Промысла не могут сделать для неё ничего, кроме блага. Ибо Господь созидает Церковь свою не только непосредственным действием Божественной силы, но и руками врагов, попуская злу, которое Церковь переживает во благо.   
         
           Божественный Промысел попускает зло только потому, что оно может быть пережито во благо нашего спасения и потому не допускает зла «непосильного». Если зло попущено Богом - это всегда значит, что оно для вашей жизни, для нравственной задачи посильно. А потому и каждый человек, не переживший его во благо, - согрешает, и сам за это несет ответственность перед Богом. Церковь не знает «непосильных искушений». В слове Божием говорится прямо: "верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил…" (1Кор.10,13). Значение Божественной силы в деле нашего спасения относится одинаково и к добрым, и ко злым. Он и злым помогает освободиться от рабства греху, помогает и их доброму произволению, вразумляя, наказывая и просвещая, каждому давая по потребности.
          А о страданиях, которые верующие во Христа претерпевают ради будущего блаженства в Царствии Небесном, апостол Павел говорил, что "вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него"(Флп.1,29). То есть страдания наши – это благой дар нам от Бога за нашу ревность и веру, ибо этими страданиями в жизни своей мы уже здесь похожи на Христа.            
          Когда человек не имеет в сердце своем чувства Божественного попечения о себе, отдается во власть слепого хаоса без основы, без порядка, без смысла, он – просто песчинка, которая кружится в каком-то вихре слепых сил и бессильна осмыслить или изменить свое движение. Совсем другое, когда сердце озарено чувствованием Божественного Промысла, тогда над собою человек ощущает твердое основание. Он знает, что жизнь его в руках Божиих и что эта всемогущая рука ведет его к спасению. Он идет по жизненному пути спокойно, радостно, с твердым упованием, что милосердный Господь видит каждый шаг его жизни. Все, что ни совершается с ним, все к «лучшему», все имеет высший смысл, все не «случайно», а разумно, ибо во всем, всегда и везде действует Божественная воля и сохраняет Его Божественное промышление».
             
           Благодарю Тебя, Господи, за вразумление, разрушившее мое представление о добре и зле. Хвала и слава Тебе, Создатель. Без Тебя ничего невозможно понять своим человеческим исковерканным умом.
           С моей знакомой произошел такой случай. Она жила летом на даче: новый дом, баня, а на выходные приехала дочь с семьей. Решили попариться. Все находились в бане, и в это время началась гроза. Как она рассказала: «Молния ударила в дом и на наших глазах он сгорел моментально, за 15 минут. Все вещи, документы, ну все сгорело, мы оказались в чем по пляжу ходят. Сначала было у всех шоковое состояние, но, когда она пришла в себя (она человек верующий) сказала: «Бог дал, Бог взял. Благодарю Тебя, Господи. Слава Богу, нашлись добрые люди, одели нас и накормили». И Господь воздал ей за смирение: с Божией помощью они за год построили новый дом.
              И другой пример. Это было летом. Старший сын решил с семьей провести отпуск на Украине у своей крестной и собирались ехать на машине. Накануне отъезда внучка впервые поехала со мной в храм святителя Филиппа на Литургию, причастилась, а после молебна отец Анатолий одарил её гостинцами, и мы радостные вернулись домой. А ночью, вдруг, у неё поднялась температура 40 без каких-либо симптомов, и в мой адрес были высказаны упреки. Поездка откладывалась, температура 40 держалась три дня. Я растерялась, не могла объяснить происшедшее, и тогда поехала в храм. Отец Анатолий выслушал и привел пример с поездом, потерпевшим крушение и добавил, что в нашем случае есть Промысел Божий и Господь уберег их. Но сына этот ответ не удовлетворил. И когда температура у внучки спала, они приняли решение уехать ночью. В час ночи сын проверил готовность машины. А через два часа она была взломана и внутренние части из неё выдернуты. Тут уже окончательно пришлось отказаться от поездки. А если бы внучка не причастилась, возможно, они и ухали бы, но вернулись бы? Страшно подумать. Через внучку Господь спас всю семью и показал, что всё в Его воле и просто так ничего не происходит.
           Благодарю Тебя, Господи, что Ты не попустил трагедии и сохранил моих детей.   
          
           Нельзя совершать какие-либо дела Без Божиего благословения. В Священном Писании так и говорится: "Послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль». Вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое». Вы по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло" (Иак.4,13-16).      

   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Яндекс цитирования
Бог Есть Любовь и только Любовь и Он Иисус Христос
Официальный сайт Южнорусского Союза Писателей
Омилия — Международный клуб православных литераторов