Книга "Дикая розга". Духовная учеба - 1

1

07/09/2017 13:49, 84 просмотра

метки: духовная учеба 1

автор: Галина Николаева

                                                      ИСКУПЛЕНИЕ
            
          Период паломнических поездок для меня закончился. Вернулась я к духовной учебе и начала её с простых и понятных, как думалось мне, часто произносимых слов: свобода, промысел Божий, нравственное совершенствование, счастье.   
          Перед тем, как рассмотреть значение этих слов, протоиерей Валентин Свенцицкий раскрывает смысл ИСКУПЛЕНИЯ. 
          «Адам и Ева были богами, малыми богами, подобными Ангелам небесным. Это уже в словах Святой Троицы: "Сотворим человека по образу нашему". Об этом позже говорит пророк: "Вы боги и сыны Божии" (Пс.81,60). Эти слова подтвердил Спаситель мира Своими Божественными устами: "Вы боги" (Ин.10,34) Что бы это был за бог, хоть и малый, если бы не имел свободы действия? Только Великий и Единый Вечный Бог не злоупотребляет Своей свободой. Сатана, один из малых богов, употребил свою свободу себе во зло и во зло другим. Также и праотцы рода человеческого, как только утратили любовь, омрачили ум. С грехом была утрачена и свобода. Обнищала и обнажилась душа без благодатной любви Божией. Бог оставил ее. Бог и диавол не могут быть под одним кровом.
          Еве не на кого было больше положиться, только на сатану и на свои телесные очи. И, устремив взор, увидела, что запретный плод хорош для пищи, приятен для глаз и дает знание. Но знание не только о добре, но и о зле. А смешанное вместе добро и зло дают зло. Злой дух вложил в ее сердце три главные страсти - те же самые, которыми он позже искушал Христа Спасителя в пустыне Иерихонской, - чтобы изгнать из ее сердца любовь, а именно: страсть к земным наслаждениям (похоть плоти), похоть глаз и жажду знания мирского – и все это против Бога и Божией любви. А Иисус твердо отринул искушения (не так как Ева): "Отойди от Меня, сатана!" (Мф.4,10). Утратив Бога, она стала искать опору в вещах. Но ту пустоту, которая остается в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может восполнить.
          Обманутая любопытная жена сорвала и съела сначала плод зла, а затем плод добра. Поэтому первый родился злой Каин, а не добрый Авель. И с того времени продолжается рождение злых и добрых через все века и человеческие поколения. Отсюда все столкновения, ссоры, войны, которыми наполнена история человечества. Говорят, что страшного в том, что жена сорвала какой-то запретный плод? Так говорят они как бы в оправдание не только своей праматери, но и себя, зараженных грехом. Искуситель назвал Бога лживым. И жена ему поверила – разве это не страшно? Ибо он сказал жене: вы не умрете, как вам сказал Бог, но станете богами, как и Он, как только съедите плод с запретного древа. И поверила жена, что Бог лжет, а диавол говорит правду. Диавол обещал прародителям то богоуподобление, какое они уже имели («будите как боги» (Быт.3,5), но только через преступление заповеди Божией.
          Восстанавливался невидимый хаос, явилось зло, страдание и смерть. Мог ли человек сам воссоединиться с Богом?  Нет. Ведь жизнь в соответствии с волей Божественной могла быть потому, что человек был с Богом. Его свободная воля была достаточна для того, чтобы сохранить это единство. Но ей было совершенно не по силам без Бога, самой выйти из поднявшегося после отпадения общего хаоса, вновь восстановить общую гармонию. Ведь вместе с человеком начал жить вне Бога весь мир. Таким образом, ему надлежало и весь мир возвратить к единству в Боге.
           Но это еще не всё. Зло явилось в мире. И сколько бы человек сам ни исправлял свою жизнь, зло не могло быть уничтожено. При этих условиях не могло быть восстановлено абсолютной гармонии, а, значит и безусловного единства с Богом. Между тем и в таком отпавшем состоянии не мог существовать мир, так как этого не могла допустить Любовь Божия.
          И вот Сам Бог-Любовь восхотел сделать то, что не мог сделать человек. Сам Бог восхотел воссоединить человека, а через него и весь мир, с Богом. Воссоединить не насильно, а сохраняя в полном объеме человеческую свободу. Бог Отец, как совершенный Разум, помыслил отдать этому делу Искупления Своего Единородного Сына в предведении Своем, зная все, что будет. Должен был воплотиться и жить среди людей Сын Божий, второе Лицо Пресвятой Троицы Господь наш Иисус Христос. Он должен был стать человеком, оставаясь Богом. В Нем должно быть два естества и две воли: Божественная и человеческая. Он должен был иметь все, кроме греха. Зло, воцарившееся в мире, должно было убить воплотившегося Богочеловека. И это величайшее злодеяние должен был простить людям Христос, в этом прощении вновь излив на мир всю полноту любви Божией. Человек вновь примирялся в Спасителе с Богом, в нем восстанавливалось единство, уничтожался силою Любви и прощения грех, совершенный Адамом.
          Этим удовлетворялось требование и Божественной Любви, и Божественной Правды.
          Восстанавливалась абсолютная гармония, побеждалась смерть воскресением Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа. Первый Адам соединял с Богом мир, - и второй Адам – Христос соединял с Богом мир отпавший. Человеку вновь открывается путь к богосовершенству. Таким образом, вера в Христа освобождает от греха, страдания и смерти человека и весь мир. Вот об этом слова Писания: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1Кор.15,22). "Первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий. …Первый человек - из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1Кор.15,45,47-49).
           Вся жизнь земная получила иной смысл, иную невидимую основу, ибо она для верующих – путь для вечного блаженства. Верующий человек чувствует, как это непостижимое для разума Божественное откровение охватывает всю жизнь вселенной и невольно находит отклик в его душе. Он ощущает, как разрешаются все неразрешимые вопросы, все сомнения, как успокаивается боль встревоженной совести, как удовлетворяется, не удовлетворяемая земной жизнью, тоска о совершенной правде и как, наконец, вся жизнь его получает высшее свое оправдание и высший свой смысл. Внутренняя жизнь их – совершенно особый мир.      
           Верующие и неверующие люди только по внешнему своему виду одинаковы, на самом деле - они разные существа. Может ли чувствовать неверующий человек, для которого мир – бессмысленное, бездушное движение вещества, радостное чувство любви Божией? "И возрадуется сердце ваше и радости вашей никто не отнимет у вас" (Ин.16,22). Как сбылись эти слова Спасителя! Какую великую, неотъемлемую радость дает вера! "Не оставлю вас сиротами; приду к вам" (Ин.14,18). И воистину, приходит в сердце каждого верующего человека. И воистину, каждый верующий человек не чувствует своего одиночества. Это постоянное чувство любви Божией воспламеняет и в сердцах любовь ко Христу, к миру как созданию Божию, к людям, ко всей жизни.
           Страдания земные верующие переживают как спасительную Голгофу, и жизнь для них не беспорядочное чередование приятных и неприятных событий, а крестный путь, которым они идут в вечное Царствие Божие. Все это делает их свободными. Ибо где Дух Господень - там и свобода. Всё умирает, всё предается тлению, но верующий ликует, потому что уничтожена смерть, и за преходящим тленным миром открывается вечная жизнь, новое небо, новая преображенная земля. Вот почему: "Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим" (1Кор.4,12-13).
           И по сей день диавол искушает и губит души людей тем, что склоняет людей найти смысл бытия и свою жизнь построить помимо Бога, через преступление Его закона; тело же искушает различным видом чревоугодия (Быт.3,6). Но если диавол искушает людей, повергает их в грех и погибель, то Господь Иисус Христос спасает грешных (Мф.9,13;Лк.5,32;1Тим.12,15)».
                                                      
                                                             СВОБОДА
            
          Далее протоиерей Валентин Свенцицкий переходит к теме «Что такое СВОБОДА».   
          Первородный грех был свободным актом человека. Он сам выбрал свой путь, не совпадающий с волей Божией, и, нарушив данную Богом заповедь, встал на путь своего волевого самоутверждения. Этот акт, свободный сам по себе, привел человека к рабству и по последствиям своим был потерей, дарованной ему свободы. Дело искупления было делом освобождения не потому, что упразднился грех, а потому, что уничтожалась власть этого греха в мире. Ибо через жизнь в Боге каждый воссоединялся с Богом, по слову апостола: "соединяющийся с Господом есть один дух с Господом" (1Кор.6,17). Первородный грех искуплен, и возможность соединения с Богом восстановлена. А тем самым восстановлена и свобода. Вот почему в слове Божием говорится: "стойте в свободе, которую даровал нам Христос. И не подвергайтесь опять игу рабства" (Гал.5,11). "Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков" (1Кор.7,23).
           Эта свобода дана всему миру, как реальность, но человек как совершил свободно первородный грех и тем самым отказался от своей свободы, также свободно отказывается и теперь или не отказывается от той свободы, которая дарована ему искуплением.
           Отказ от свободы – это отказ от веры в Христа Воскресшего, ибо только через веру освобожденный человек остается освобожденным, а не отдает себя вновь в рабство греха и смерти. Неверие и проистекающее отсюда состояние души человека есть отказ от свободы и признание внутреннего рабства. Этим отказом человек, по внешности оставаясь человеком, ставит себя в общий ряд с бытием животных, но как более совершенный вид этого ряда. Он не делается «вещью», но отказывается от высшего достоинства свободного человека. Апостол говорит верным: "Грех не должен над вами господствовать" (Рим.6,14). "Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?" (Рим.6,16).
           Это состояние рабства греху апостол Петр изобразил следующими словами: "Они, как безсловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребляются" (2Пет.2,12). "Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия" (2Пет.2,14)." Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб" (2Пет.18-19). И напротив: "кто вникает в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании" (Иак.1,25).
          Истинное состояние свободы есть исполнение воли Божией по свободному произволению человека, то есть в Боге живущий человек, прежде всего ищет Царствия Божия и тогда всё остальное ему дается.
           Велика милость Божия: эта свобода дает возможность человеку духовно расти и совершенствоваться, даже уподобляться Богу. Однако нравственная свобода налагает на человека ответственность за свои поступки. Сознательное нарушение заповедей Божиих ведет к духовному и физическому вырождению, рабству, страданию и, в конце концов, - к катастрофе.
           Так, например, еще до того, как Бог создал наш видимый мир, трагедия произошла в ангельском мире, когда гордый денница восстал против Творца и вместе с другими ангелами образовал свое царство, ставшее местом мрака и ужаса, именуемое адом.                     
           Другая трагедия произошла в жизни человечества, когда наши прародители Адам и Ева нарушили заповедь Божию, в результате чего зараза греха непослушания перешла к их потомкам, и жизнь людей наполнилась преступлениями, страданиями и несчастиями.
           К катастрофам меньшего размера относится всемирный потоп и наказание современников Ноя; уничтожение городов Содома и Гоморры; разрушение Израильского, а потом – Иудейского царства при Навуходоносоре и, вторичное, в 70 году нашей эры; падение Византийской и Русской империи и многие другие бедствия, которые постигают страны за грехи их народа.
           Законы природы временны и условны: они появились вместе с физическим миром. Нравственные же законы – вечны. Они содержат основные моральные нормы, которые неизменны, потому что отображают собой сущность вечного и неизменного Творца. Основы нравственного закона заложены Творцом в самую духовную природу человека. Мы чувствуем в себе этот закон каждый раз, когда совесть нам говорит, что следует, а чего не следует делать. Сравнивая нравственный закон в Священном Писании, мы видим, что они имеют одно содержание: заповеди Божии в конкретной словесной форме подтверждают то, что нашему сердцу говорит внутреннее чувство, именуемое совестью».    
 
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Яндекс цитирования
Бог Есть Любовь и только Любовь и Он Иисус Христос
Официальный сайт Южнорусского Союза Писателей
Омилия — Международный клуб православных литераторов