Жан Миндубаев. Симбирский глагол

2

30/07/2017 16:33, 244 просмотра

метки: споры, литература, провинция

автор: Николай Полотнянко

                                                Про лето и про "Лито"

 

 

Начну с лета, нас изумившего. Оно весь июнь и половину июля колбасилось, являя собой то ли взбалмошную осень — то ли изрядно хлебнувшего мужичка, перепутавшего свой дом, свою деревню и свое местоположение. Короче, климат как-то слегка взбеленился, наполненный катаклизмами и зигзагами небесного мудромыслия…


Впрочем, хаотичное «броуновское движение» замечено не только в сферах погоды.. Интеллектуально-управленческий мыслительный процесс тоже как-то — возможно, в связи с погодой — обрел тоже сильно озадачивающие признаки и проявления.
Так, например, с неким изумлением мы узнали о явлении какой-то десятилетки по воспитанию не агрессивных и равнодушных к чужим бедам мальцов- а исполненных доброжелания и стремления помочь страждущим мальчиков и девочек. Проще: объявлена загадочная «десятилетка выращивания добрых детей». Меня тянет добавить в духе сталинских и послесталинских эпох: «Пятилетку- в три года!» Следовательно, есть возможность «десятилетку» освоить в семь лет.
А дальше опять пойдут самые обычные детки..


Затем зачем-то понадобилось привычный термин «бракосочетание» менять на таинственный «семейный союз». Кто-то из остряков начал гадать, повлияют ли переименование на крепость брачных уз — или все останется как было в жизни семей, о которых Лев Толстой выразился кратко и емко: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Есть над чем задуматься нашим словотворцам. От себя тоже хочу внести лепту: давайте расширим терминологию! «Семейный союз» ( сокращенно «СС») расширим до аббревиатуры «СССР» Расшифровка такова: «Семейный союз — семейные радости». Тем более, что дело вроде идет к созданию в Ульяновске «Музея СССР». Так что все будет к месту и вовремя
Ну и так далее…
Вот так плавно перейдем мы от шутливой темы «Лето» и к теме «Лито» — то бишь к разговору о словесности, о литературе…


А повод серьезный, существенный. Как уже сообщала «Улпресса», ульяновский писатель Николай Полотнянко, автор множества стихов,романов и даже пьес, обратился с открытым письмом по поводу литературных дел аж к самому Президенту России господину Путину! Суть письма: автор просит Президента помочь русским писателям выйти из того плачевного состояния, в котором они ныне находятся: то бишь, без почитания, без значимости в жизни общества и ,как правило, без средств к существованию.(Автор исказил смысл моего письма: в нем речь идет о русской культуре и русскоязычных писателях и нет каких - либо просьб о финансовой поддержке Н.П.)
Это послание (а вернее крик души литератора) «Улпресса» уже публиковала (см. «Симбирский глагол» от 22.07.2017) — с призывом обсудить публикацию…
Она, конечно, не осталась незамеченной. Комментарии были — но, как это принято в российском быте, в большинстве ругательно — язвительные, не более. И самое удивительное: все безымянные! Но еще удивительнее — ни одного представителя писательского сообщества губернии! Ни одного! А ведь в регионе одних только «членов СП РФ» чуть ли не полсотни! И все — безголосые? Даже тогда, когда речь идет о деле их жизни? Им сказать просто нечего? Или боятся слово молвить?
Тогда придется мне вернуться к теме, поднятой товарищем Николаем Полотнянко.
Его письмо – это, конечно, боль души человека, ощущающего нелады в современном литературном мире.


Поговорим об этом подробнее. Да, литература в качестве духовно-образующей силы современного общества существовать в реальности, перестала — и этот прискорбный факт неотрицаем.
Оставим в стороне те мотивы письма, которые требуют отдельного обстоятельного разговора. Остановимся на двух аспектах темы.
Первый, основной: чем была русская литература в духовно-нравственной жизни России? Какое место отведено ей было в процессе личностного становления человека — а значит и всего общества? Как она влияла на мир, в котором семейные и национальные традиции, религия, менталитет, история народа являют собой весьма сложный «коктейль»?
Ту ответ однозначен: ее влияние на сущность человеческой личности, на ее моральные устои и житейские обычаи неоспоримы. Тут даже гадать и дискуссировать не надо: бессмертный Пушкин утвердил: без литературы не могут состояться ни полноценный человек и, общество, ни гармоничная и великая держава.
И в этом смысле, литература — это дело государственной важности, Те люди, которые взялись управлять страной, как бы должны это понимать и литературе помогать всячески. Тут с Полотнянко трудно не согласиться.


Теперь второй аспект: о пресловутой «господдержке».литературного творчества.
Говорят, в нашей стране ее утвердили большевики. Это не совсем так. В России взаимоотношения литературы и власти существовали издавна — и в разных видах. На памяти, скажем, золотая табакерка, усыпанная алмазами, дарованная Державину — «киргиз-кайсацкой» царицей; не забыта и забота императора Николая Первого о финансах и семействе того же Пушкина; посылал властитель России и деньги в Италию писателю Гоголю — дабы он продолжал свое творчество. Задумайтесь-ка: власть помогала литератору, сотворившему «Ревизора» и «Мертвых душ»! Каково, а?
И истекали эти милости — совсем не из желания «подкупить» авторов — а из того, что властители понимали: они , как и все в этом мире, уйдут — а литература–то останется!
Не в связи ли с таким пониманием роли словесности незадолго до своего убиения, на крыше теплицы в Тобольске уже отрекшийся от власти император Николай Второй читает своим дочерям произведения Салтыкова-Щедрина? И вся семья весело смеется! А не обзывает автора дурными словами – типа, «либерасты», «пятая колонна», «очернители». – и все такое прочее……


Да уж- власть о пишущих помнит всегда. Но- по разному. Кое-кто из этой братии и ныне весьма успешно обеспечен. Способы «обеспечения» разнообразны; кто-то получает (или «выигрывает» — глагол выбирайте сами) денежные «гранты»; кого-то власти обеспечивают за «преданность и веру» разнообразными должностями и трудоустройствами (в виде создания неких медийных конструкций; «избрания» в депутаты, выделения средств на различные «гуманитарные проекты» — и так далее. Не буду называть имена этих «счастливчиков» — они у всех на слуху…
«Где власть — там и сласть» — давно замечено.


Но уж не дай Бог смотреть на власть критически — это тоже «вознаграждается» (на себе испытал),
Кое-кто из комментаторов обвиняет писателя Полотнянко в том, что он, де хочет вернуть советскую эпоху, когда писательство было кастой привилегированны; оно имело многие преференции в чисто материальном, в социальном положении — и так далее. Я ничего плохого в этом не вижу- это ремеслу не вредит, при условии, что власть за свою поддержку «инженеров человеческих душ» не требует от них преданности, лизания сапог и прочих видов чинопочитания и «идеологической отработки»..
Но это уже задача власти — а не пишущих. Умная власть всегда понимала роль Слова в жизни общества и государства…


Закругляюсь, боясь утомить читателя. Писатель на Руси — не просто раб пера и мысли, движимый своими фантазиями и тщеславием. Это если по большому и всерьез — это некий «глас и глаз» нации, народа.. Он не только развлекает радостно ликующих ,не только повествует о высоком, радостном, безупречном и беззаботном — но он еще и судья, и обличитель, и даже прозектор с печалью и гневом повествующий о горестях и бедах наших; обнажающий язвы наши, обличающий пороки и язвы нашего весьма далекого от совершенства бытия. Об этой очевидности классики выражались точно: «Глаголом жечь сердца людей!», «Кто живет без печали и боли — тот не любит Отчизны своей!» — и так далее. Еще можно вспомнить заповеди Радищева, Пушкина, Гоголя, Лермонтова… Увы! Всё вышесказанное классиками вряд ли можно отнести к категории так называемых «членов СПРФ», «интересов человеческих душ» (как выразился товарищ Сталин). И совсем не потому, что их принимают в этой самой «СПРФ» при наличии финансового взноса.


У меня такое впечатление, что при наличии писательского билета с таких «рыцарей слова» берут «Подписку о неразглашении». Точнее: «о не обнажении» человеческих нелепостей, дури, скотства, жадности, вороватости — и прочих вечных примет «гомо сапиенса»..
Ныне «Молчание ягнят» наблюдается повсеместно — «…от Москвы до самых до окраин». Писать и говорить о достижениях, «креативах», «инновациях», «возвышенностях и святостях» — приветствуется и поощряется.


А если ты отклонился, посмотрел «не в ту сторону»; «не тем взглядом» — и ты уже обозван, унижен, отринут и даже отлучен… Естественно, отлучен в первую голову от этой самой «господдержки»… в любой форме ее проявления…


И совершенно зря, добавлю я под конец. Писателей надо любить всех: от веселых сказочников и сочинителей частушек- до язвительных сатириков. Почему? Об этом я вроде уже сказал выше.. Но еще добавлю: без писателей и литературы нам всем просто ужасно скучно будет на этом свете. 

   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Яндекс цитирования
Бог Есть Любовь и только Любовь и Он Иисус Христос
Официальный сайт Южнорусского Союза Писателей
Омилия — Международный клуб православных литераторов