Исповедь, или "Для духа поражений нет!.."

6

22/01/2017 14:58, 2343 просмотра

метки: поэзия, лирическая поэма, сэда вермишева, литературоведение, светлана демченко

автор: Светлана Демченко

Читая лирическую поэму Сэды Вермишевой[1] «Здравствуй, новый мой век!»



Пусть твоя жизнь будет равна тебе, пусть ничто не противоречит одно другому, а это невозможно без знания и без искусства, позволяющих познать божественное и человеческое.

Луций Анней Сенека (Младший)[2]



Знаю наверняка: имя русско-армянской поэтессы Сэды Константиновны Вермишевой всегда будет светить, ибо она живёт с солнцем внутри.

И честь её горда: не зависит от общественного мнения; её защита - честная и достойная жизнь, которая «равна ей».

О Сэде Вермишевой и её поэзии я уже писала. И не только я.

Писали многие и, уверена,- ещё долго будут изучать феномен поэтессы, явивший нам «обручённое с душой поэта» уникальное русское слово.

Сэда Вермишева – одна из немногих современных поэтов-мыслителей.

Её поэтическая вселенная - это концентрированное воплощение собственной художественной философии.

В ней сходятся и органично сосуществуют многие разрозненные образы и события, темы и идейные мотивы, цельные сюжеты и отдельные картины.

В последние годы поэтесса создала несколько лирических поэм, в которых отбор тем мотивирован не их объективной взаимосвязью, а ходом личной мысли и собственного чувственного восприятия мира.

*

Сама автор с какой-то настороженностью принимает придание упомянутым текстам статусного жанра лирических поэм.

Возможно потому, что вопрос о жанровой специфике лирической поэмы в литературоведении остаётся ещё во многом не прояснённым.[3]

Отчасти это связано с пробелами в теории лирического жанра вообще. Как отмечает В. А. Грехнёв, " нет, пожалуй, менее изученной области в современной науке о жанрах, чем теория лирических».[4]

Если иметь ввиду, что, по словам поэта Ю. Марцинкявичюса, любая поэма "вырастает из других жанров как философская, эпическая, и эстетическая система эпохи" [5], то элементы лирики присутствовали в ней всегда. Где-то больше, где-то меньше. Когда же лирическое начало, вытесняя другие составные, завоёвывало себе доминирующее звучание, литературоведы заговорили о появлении сравнительно молодого жанра – лиро-эпической, а затем и лирической поэмы.

Исследователи считают, что появление лирической поэмы совпадает с началом "серебряного века".

Изучением лирических поэм занимались Л. Долгополов, А. Карпов, М. Числов, В. Альфонсов, П. Попов и другие.[6] Хотя они не пришли пока к единому определению именно лирической поэмы, в то же время единодушно признав за ней статус разновидности лиро-эпического произведения.

Эта разновидность имеет свои особенности. А. С. Карпов пишет: "Генетически лирическая поэма связана скорее с лирическим стихотворением и лирическим циклом, чем с распространённой в поэзии XIX века стихотворной повестью. От лирического стихотворения отличает объём, а от лирического цикла большая целостность поэтического организма".[7]

Она достигается благодаря иносказанию, аллегории, лирическому монологу, лирическим зарисовкам, иными словами, когда «сама лирика берёт на себя функцию эпоса».[8]

Это происходит, когда мысли и чувства автора об идеальной России выражаются в лирических отступлениях, наполненных чувством глубокого патриотизма и любви к Родине, чувством неприятия зла и несправедливости.

В лирических отступлениях мысль писателя уходит далеко от событий из жизни главного героя и охватывает весь предмет изображения, «всю Русь», и даже выходит на всеобщий философский уровень.

Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа контрастно противопоставляются негативным образцам и картинам жизни.

Лирические отступления, разбросанные по всей поэме, органически вплетаются в повествование и звучат как крик боли, негодования и восторга. Они затрагивают актуальные для всех времен вопросы и усиливают впечатление от изображаемых представлений.

*

Всё указанное присутствует в лирических поэмах Сэды Вермишевой.
В их центре личность самого автора, его отношение к жизни, которую она посвящает служению людям.

«Назначение человека – служить, и вся жизнь наша есть служба. Не забывать только нужно того, что взято место в земном государстве затем, чтобы служить на нём Государю Небесному и потому иметь ввиду Его ЗАКОН. Только так служа, можно угодить всем: Государю, и народу, и земле своей».[9]

Только так и «угождает всем» - Богу, стране и людям - Сэда Вермишева.

Каждая из вермишевских поэм – своеобразная лирическая исповедь, объяснение с эпохой и временем, свидетельство стойкости человеческого духа.

*

Остановимся на одной из них - «Здравствуй, новый мой век!», которая и положена в основу этих заметок.

Поэма привлекла моё внимание не столько авторским, порой негодующим, иногда исключительно сентиментальным, видением прожитой жизни, сколько глубоким самоанализом, художественным исканием назначения поэта, причём, не в час благоденствия, а в лихие годины для страны и народа.

Обращаясь к своему времени, она взывает именно об этом:

Между небом и небом, между мной и тобой

Научи быть поэтом,

В злой юдоли земной...

Ни весной или летом,

А холодной зимой…

Как видим, личная жизнь поэтессы всецело соизмеряется с окружающим миром и его проблемами. В этих иносказательных лирических откровениях эпос присутствует по умолчанию. Говоря о «злой юдоли земной», автор не прибегает к описанию причинно-следственных связей явлений и конкретных событий, а включает их в глубинное философское обобщение необыкновенной силы.

Все глазею на свой я

Разыгравшийся век –

Как же мало он стоит,

Как же пал

Человек!..

А смиренная мудрость – смесь лукавства

И лжи!

Сыты ею по горло...

Да ступились ножи...

В этом и подобных отрывках текста, безусловно, бал правит художественная лирическая доминанта, иносказательная боль за страну, когда уже «ступились ножи», «погибли полки» и уже «грехи не грехи».

Эта боль выходит на общечеловеческий уровень сожаления и сострадания. Ибо лжи накопилось так много, что она приносит лишь «грозные ненастья, частые гробы», «злую юдоль и хаос», правящие столицей и страной.

«Рано жизнь обмелела/, продолжает скудеть…». Эта и  другие такие же   строки напоминают затянувшийся стон смертельно больного человека.

«Мой плач в этой поэме,- говорит сама Сэда Вермишева,- о деградации  личности, общества... И какой будет страна после этого?!».

Понимаешь, что далеко не процветающей. Читаешь и кажется, что разрушительной тенденции, разъедающей души людей, убивающей в них всё гуманное, не будет конца…

Эти шапки с верхами, эти лисьи хвосты

Матерели и брали все подряд, и бразды.

Я бы шла по дорогам, я ушла бы в леса, –

Не прибиться к порогам,

Не осилить креста!

Речь автора чеканна, наполнена эмоциональными восклицаниями не столько потому, что это грамматически оправдано, сколько из-за вырывающихся наружу истинных переживаний.

В этой поэме меня удерживает какой-то непостижимый центр «смыслопорождения», поток самоотчета человека за прожитый век. Поэтическая мысль одновременно движется в двух направлениях: узком, личном и общечеловеческом.

А космической дали

Я не знаю

Примет...

Под ногами моими

Тот ли, этот ли свет?

Так нежданно-негаданно

Обрывается нить,

Чтобы стать мне землею,

Камнем, глиною быть?..

Я стою над рекою. Мне так хочется жить...

И принять не могу я эту злую игру...

Я наверно устала. Или скоро умру.

Благодаря сплошному лирическому монологу далее мы узнаём о сокровенном:

Говорю все о бренном. А о главном – молчу.

Долг пред тем,

Что священно

Втихомолку плачу...

Мне пора оглянуться. Угол зренья сменить.

Никуда не вернуться. Никого не простить.

Здесь затрагиваются актуальные для всех времен вопросы бытия … «Священная плата» каждого за свою жизнь всегда трудна, её слагаемые различны, порой противоречивы и непредсказуемы. Но окончательный «уравнивающий всех» расчёт неминуем…

*

В вермишевском поэтическом слоге обращают на себя внимание фактические «скрепы» - повторы и параллелизмы, придающие тексту ритмическую и смысловую неповторимость. Почти все разделы имеют началом фразу: «Между небом и небом, между мглою и мглой…». Ею автор подчёркивает далее идущие духовные метаморфозы, происходящие с ней.

Между небом и небом, между мглою и мглой

Одари меня хлебом – дел твоих правотой…

Одари меня словом, обрученным с тобой.

Между всеми мирами, меж землей и землей,

Одари меня светом

Возвращенья домой.

Между судеб и судеб, на нелегкой тропе,

День твой ясным пребудет –

Обещаю тебе.

Между небом и небом, и зеленой волной,

Одари, чем придется –

Хоть ракушкой морской.

Чтоб была мне на счастье

До могильной плиты…

Создаётся такое впечатление, что у Сэды Константиновны жизнь представляется как непрекращающееся рождение, и себя принимаешь таким, каким становишься: всегда рискованным, чтобы дальше вопрошать миру и продолжать расти в любви и жертвенности. «Я хочу вновь родиться./ Но немного другой»…

Какой?

А какой – я не знаю. И навряд ли пойму.

Кто подгонит к ногам моим

Борт ли, лодки корму? –

Я всегда выбираю

Дождь.

Дорогу.

Суму.

На роду что начертано,

Быть, наверно, тому...

Я б того не желала

Никогда,

Никому...

Значит, сердцу предписано,

Чтобы так я жила –

Худо, праведно, истово,

Как сумела – смогла...

И судьба перелистана –

Надвигается мгла…

Это переживание мотивировано «модусом субъективности»: мысленно представленной пережитой сверхчувственной реальностью, поэтому мы и читаем далее:

Повторяюсь,

Как будто

Я с рассудка сошла...

Просыпаюсь под утро –

На подушке – зола.

Как она очутилась, как попала сюда? –

Или это приснилось,

Или впрямь мне беда?..

Но «зола» у поэтессы вовсе не для того, чтобы ею посыпать голову: при всей строгости самооценки жизнь на острие времени того не заслуживает. Поэтесса доводит до максимума свою исповедь, не минуя при этом мистики, непостижимой «экзистенции» ухода.

А потом все затянет непроглядная тьма.

Жизнь исчезнет и канет

И обрушит дома.

Будет длиться и длиться эта ночь надо мной...

Нет, подойдя к черте, «когда судьба перелистана, и надвигается мгла», далее у поэтессы рождается сомнение: видимо, смерть ничего не разъясняет. Только при жизни можно понять, что совершено зря, а что не напрасно, и только жизнь может противостоять злу. Понимание того, следует ли «катиться или карабкаться» приходит к человеку только при жизни.

Мне пора измениться, никого не корить.

Время кончилось,

Вышло.

Надо многих простить.

Но пока – не умею. Но пока – не могу.

Я молчу. Цепенею. Перед миром в долгу.

Или мир мне обязан? Где отыщешь ответ?..

И преступник не назван. И прощения нет.

Время ответит,- считает поэтесса. Ведь порой мы бросаем его в пустоту, не понимая, что убивая его, мы убиваем себя. Именно оно стирает боль, наши ошибки, всему назначает свою цену, тем самым шлифует вечные истины.

Поэтому надо жить, приветствуя «новый век»! Качественное рассогласование индивидуального и всеобщего течения жизни как раз и уравновешивается этим оптимистическим приветствием, основанном на вере в русский дух, не знающим поражений в судьбоносные для России времена.

*

В заключение отметим, что в лирических поэмах Сэда Вермишева осмысленно определила своё жизненное и литературное кредо, непохожесть и самодостаточность.

В жизни оно ведь как бывает?

Одни живут нараспашку и пышут огнём.

Другие, лишённые милосердия, холодны и безучастны ко всему и всем.

Третьи, у которых в кумирах вещизм и потребительство, подобны тухлому болоту, разносящему смрад вокруг.

Творить же добро, делать других людей счастливыми под силу только пламенеющим сильным натурам.

Именно такой неповторимой личностью и есть Сэда Вермишева.

Известный русский прозаик и публицист Н.И.Дорошенко, анализируя её творчество, отмечает:

«В стихах Сэды Вермишевой нет плача о собственной поэтической судьбе. Собственная судьба её не волнует. Для неё само слово "судьба" подразумевает только судьбу нашу общую.

Она - Давид с пращой, она - Пересвет с копьем…

Но…

Но – она Давид, которому навстречу не вышел Голиаф.

Она - Пересвет, на вызов которого не ответил в своих куршевельских содомах и гоморрах ненавистнейший Челубей.

Потому что в нынешних информационных противостояниях героями не рождаются, их назначают в шатрах мирового информационного хана. И никто, если не считать таких же, как она, пока еще живых людей, уже не может ощутить, как бьется её сердце в вот этих высоких строках:

Я альфа и омега.
Я - только
Прах.
Я - голос мира,
Ветвь его побега...
Я - эхо Бога
И пред Богом –
Страх.
Слепая жизнь,
Ползущая по кручам,
Ковчег Библейский
В буре снеговой...

Колени содраны...

Пред Ликом Всемогущим
Я есть ничто...

Но мной не правит случай...»[10]

Это правда, ибо ею правит вера в жизнь!


Примечания.

[1] Дорошенко Н.И. Сэда./ Российский писатель.- Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.rospisatel.ru/doroshenko-seda.htm — Дата обращения: 10.01.2017.
[2] Новый Акрополь. — Электронный ресурс. — Режим доступа:                   http://www.newacropol.ru/alexandria/aphorism/life/ — Дата обращения: 9.01.2017.
[3] См.: Скрипова О.И. Лирические поэмы Марины Цветаевой 1920-х годов: Поэтика и динамика жанра.Научная библиотека диссертаций и авторефератов.- Электронный ресурс.- Режим доступа: www.dissercat.com/content/liricheskie-poemy-mariny-tsvetaevoi-1920-kh-godov-poetika-i-dinamika-zhanra#ixzz4Qq26LslZ – Дата обращения: 10.01.2017.
[4] Грехнёв В.А. Лирика Пушкина: О поэтике жанров. —  Горький.1985.С.11.
[5] Марцинкавючус Ю. Судьбы поэмы //Вопросы литературы. 1966.№10.С.146-148.
[6] Долгополов Л.К. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX — начала XX века. М.,Л..1964.С.137-138.
[7] Карпов А. С. Русская советская поэма 1917-1941. М.,1989.С.69.
[8] См.: Скрипова О.И. Там же.
[9] Гоголь Н.В. О сословиях в государстве. Авторская исповедь. Соч. в пяти томах. 1898.Т.5.С.78.
[10] Дорошенко Н.И. Сэда. Там же.









   
Нравится
   
Комментарии
Рассадин А.
2017/12/19, 15:30:26
Каждый из нас "альфа и омега", от начала и до конца жизни. Воистину философия поэта! И статья ей под стать. Спасибо, Светлана.
Лорина Тодорова
2017/01/27, 14:57:24
Светлана! это тобой проделана большая работа и интересная! Однако мое внимание остановилось на финальных строках и я позволила себе их взять для моего ИММАНЕНТНОГО анализа! Не знаю, ЧТО получится ! Хочу просто проверить мою мысль, которая мне пришла в голову пока читала твою публикацию! Надо проверить!

Тебя, Светлана, поздравляю с успехом! ДЕРЗАЙ!
Светлана Демченко
2017/01/27, 14:42:39
И Лидии благодарность. Не потому, что отзыв положительный, он мог быть и с замечаниями. Спасибо за непредвзятость, собственный взгляд, чувствование поэтического слова и понимание. Рада за Вас: быть близкой по духу Сэде Вермишевой - достоинство.
Светлана Демченко
2017/01/26, 15:01:08
Благодарна администрации, что удалили хамский по отношению к поэтессе комментарий анонима "Михалыча". Я ему там ответила, что это "смелая трусость". Жаль, что кому-то неймётся опорочить имя достойного поэта. Вообще-то анонимность - явление позорное, худшая форма доносительства.

А Галине Левиной искреннее спасибо.
Лидия
2017/01/26, 13:48:57
Благодаря вам, Светлана, открыла до себя ещё одного, близкого мне по духу, поэта и человека - Сэду. Какие эмоционально богатые строки и одновременно спокойная мудрость изложения. Действительно, все написанное здесь (и статья, и строки поэмы) питает душу.
Галина Левина
2017/01/25, 21:13:34
Отзыв на пост в Фейсбуке.
Галина Левина. Не обращайте внимания. Стихи С.Вермишевой - достойные. Статья Ваша - интересная. И стихи, и статья - подпитка человеческой души. Спасибо!
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Яндекс цитирования
Бог Есть Любовь и только Любовь и Он Иисус Христос
Официальный сайт Южнорусского Союза Писателей
Омилия — Международный клуб православных литераторов