Грузинская реформа Украины

0

10243 просмотра, кто смотрел, кто голосовал

АВТОР: Шугаев Григорий

 

Грузинская реформа Украины20/09/2015  Команда одесского губернатора Саакашвили придумала программу спасения страны, в лучшем случае лишенную смысла

 

Михаил Николозович Саакашвили сотоварищи презентовал программу экономического, а стало быть, политического и всякого иного спасения Украины. Доступный для широкой публики, не шибко перегруженный цифрами и справками, доклад претендует на статус прорывного. В разработке участвовали как ближайшие соратники Саакашвили (Александр Боровик, Мария Гайдар и только что получивший украинское гражданство бывший российский журналист Михаил Федорин), так и одесский Центр свободной экономики имени Кахи Бендукидзе. Сообщается, что руку приложила и американская организация USAID, которую несколько лет назад попросили из РФ за чрезмерное внимание к вопросам дестабилизации российского общества и экономики.

 

Сайт «Сегодня.ua» отметил: «Над реформами работают иностранные специалисты». Это, видимо, должно придать начинанию дополнительный шик. Сам проект назвали скромно, но так, чтобы никто не ошибся в авторстве, —  «Одесский пакет реформ».

 

Сейчас на официальном сайте президента Украины одновременно опубликованы как петиция об ОТСТАВКЕ губернатора Саакашвили, ибо «за три месяца работы он не выполнил ни одного своего обещания», так и прошение о НАЗНАЧЕНИИ его же премьер-министром. В столь неоднозначных политических условиях реформатор земли грузинской должен был выйти к людям с невероятно ярким выступлением. Бенефис реформатора земли украинской состоялся в Киевской школе экономики.

 

Рассмотрим основные положения документа, политические причины его появления и последствия его реализации.

 

Главные экономические инициативы Саакашвили:

 

быстро снижающийся до ставки 20% единый налог на физлиц; подоходный налог и социальные налоги предлагается уже в 2016 году объединить в единый налог на заработную плату со ставкой 25%, который в 2018 году должен быть снижен до 20%;

 

сокращение числа налогов и сборов со снижением их ставки;

 

ограничение госрасходов (до 30% ВВП), уменьшение бюджетного дефицита (до 3% ВВП);

 

и весьма экзотическая, но зато, по замыслу Саакашвили, популярная мера — повышение налогов только путем референдума, и не ранее чем через три года после его проведения;

 

массовая приватизация;

 

дерегулирование земельного рынка и трудовых отношений.

 

Чем обернутся эти вроде разумные на первый взгляд меры, будь они приняты, рассуждают российские эксперты.

 

«Это популистская позиция, — говорит политолог Ярослав Кабаков. — Для проведения реформ нужны средства либо, как это было в РФ, удачная конъюнктура, при которой государство сможет откуда-то черпать те же средства. Говорить Саакашвили может что хочет. Основной момент программы, как я понимаю, — снижение налоговой нагрузки на физлиц. Но при текущем состоянии налоговой дисциплины, когда многие физлица уклоняются от уплаты налогов, Саакашвили ничем не рискует. В России тоже снижали подоходный налог, это повысило собирание налогов. Правда, обстановка для этого на Украине сейчас иная, слишком плохая. В остальных предложениях он тоже не рискует ничем, поскольку подразумеваются существенные внешние вливания, а стало быть, дополнительные кредиты. И здесь Саакашвили может выгодно выглядеть на фоне Яценюка, поскольку дело представляется таким образом, что именно Саакашвили может получить дополнительные транши от ЕС или США. В Греции тоже много говорилось о выходе из кризиса с помощью кредитов. Чем кончилось, мы все знаем. В краткосрочной перспективе экономика Украины мало что потеряет при такой расстановке, просто еще увеличится долговая нагрузка, и все».

 

Валентина Гойденко, начальник отдела Украины Института стран СНГ, не склонна придавать значение предложениям одесского губернатора: «Обыкновенный популизм. Украина погрязла в экономической неразберихе. И в этой ситуации Саакашвили делает попытку показаться здравым политиком с целью занять пост Яценюка».

 

Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций, видит тут одну политику, причем имеющую непростые последствия для Украины: «Это попытка побороться за кресло премьера. Напомню, что в последнее время Саакашвили был среди организаторов кампании против Коломойского и Яценюка, а в ответ силы Коломойского и Яценюка начали активную кампанию в отношении Саакашвили, в связке с которым идет Порошенко. Думаю, это попытка показать, что реформаторский тренд Одесской области, никак не проявляющийся в реальности, может быть реализован в масштабах страны. Это, видимо, программное послание Саакашвили для занятия позиции премьер-министра».

 

Ситуация в экономике Украины настолько сложная, что она уже достаточно тяжела для проведения маневра. Ведь неплатежи составляют более 50%, и это только по ЖКХ. По налогам же, по оценкам регулятора, от 30 до 60% коммерческих организаций ушло в тень — зарплаты в конвертах и т.д.

 

«Соответственно, никаким образом снижение налогов на экономике сказаться не сможет, их и так не платят, — продолжает Абзалов. — Экономического эффекта будет мало. Саакашвили молодец, конечно, но проблема заключается в том, что спрос внутри Украины недостаточен, чтобы переработать количество товара, произведенного в стране. Как ни парадоксально, Украина — экспортоориентированная страна. И даже с учетом снижения производства основная часть ВВП генерируется в металлургии, в аграрно-промышленном комплексе и, соответственно, в транзите энергоносителей. А это рынки, связанные с экспортом. И почти все это было ориентировано на РФ. "Пищевка" вообще вся работала исключительно на российский рынок. И сильно развернуться в другую сторону не получилось. Проблема не в том, что у Украины трудности с внутренним производством, а в том, что нет рынков сбыта. На фоне падения гривны страна получила колоссальное конкурентное преимущество по отношению к другим валютам. И дополнительное налоговое стимулирование совсем необязательно. Необходимо открыть рынки. Просто Украина не готова открывать российский рынок в полном объеме, и это прикончит ее экономику. А налоги при всем при этом там могут быть вообще нулевыми. Если вы в основном производите на экспорт, а вам некуда экспортировать, то вы хоть деньги выдавайте на открытие производств, все равно они открываться не будут».

 

Итак, программное заявление Саакашвили — неплохой шанс выйти на позицию премьера. Это точка зрения всех без исключения экспертов, с которыми нам удалось поговорить. Следует заметить, что также все они утверждают: сейчас на Украине очень хорошие условия для производства, чтобы все делать и так, без новаций.

 

«Расходы на ЖКХ увеличились в 6,2 раза, — поясняет Абзалов. — Какой смысл снижать налоги, если издержки идут не по налогообложению, а пошла нагрузка на основные активы соцобеспечения? Соответственно, вырос серый сектор, увеличился и уровень преступности, связанный с "вооруженным сопровождением" сделок, то есть банальный рэкет. Вот это проблемы серьезные. Надо усилить вооружение правоохранительных органов, работать с судебной системой. И, главное, искать и открывать новые рынки. Россия не нравится? Расширяйте возможности сбыта в Европейский союз. А это все не сводится к проблемам налогообложения. Или, если у вас такие проблемы, повышайте объем госзаказа. Но денег в экономике нет. И в бюджете нет средств на стимулирование экономики».

 

Видимо, как и все последние инициативы украинских властей, «Одесский пакет реформ» рассчитан на дураков. Коллапс власти, кризис мировосприятия элит, равнодушие к населению настолько серьезны, что на суд людей выносится откровенная белиберда.

 

Дмитрий Абзалов особо отмечает: «Саакашвили еще и в том молодец, что ничего из предлагаемого не сможет осуществить по причине соглашения с МВФ. Там черным по белому написано: нельзя снижать налоги, стоимость услуг ЖКХ; цены должны быть приравнены к стоимости этих услуг для промпредприятий; нельзя уменьшать налоги на прибыль, на имущество. Он может мелкие региональные налоги поубирать, но это будет достаточно сложно и к тому же убьет сами муниципалитеты, которым частично и идет налог на имущество».

 

Это действительно прекрасное заявление Саакашвили. Ведь с учетом сделки с МВФ он не сможет не только реализовать перечисленные  инициативы, он не в состоянии нарастить соцрасходы, потому как они не должны превышать определенного порогового значения.

 

Так в чем же дело? Отчего презентация наделала так много шума?

 

«Я бы сказал, что эти предложения — элемент политической борьбы, — отвечает Дмитрий Абзалов. — Саакашвили пытается так забавно выехать. Было бы неплохо, если бы он приложил к предложениям конкретные показатели: насколько увеличится экспорт, насколько и какие рынки он хочет увеличить, какой уровень ВРП по областям хочет получить, в чем собирается сделать техпрорывы в отраслях. Побольше бы конкретики».

 

Кстати, и у Арсения Яценюка есть программа по минимизации налогообложения, но толку от нее чуть. Если мы взглянем на президентскую предвыборную программу, то увидим то же самое, что и у Саакашвили. Снижение налогов, преодоление барьеров для малого и среднего бизнеса, упрощение оформления разрешительной документации, борьба с коррупционной составляющей, запуск реформ.

 

«Порошенко собирался запустить реформы, — напоминает Абзалов. — Хотел повышать эффективность госсектора. И единственное, до чего он дозрел, но так до конца и не "доехал", — это реформа основного зарабатывающего актива, "Укртрансгаза". Все! Соответственно, ни экономические реформы, ни политические, они никуда особо не "уехали". И уж совсем нет речи про политические реформы, связанные с регионами, с децентрализацией».

 

«Можно сказать, Саакашвили реинкарнирует программу Порошенко, только под другим соусом, — уточняет Абзалов. — Порошенко пытается продать себя по второму кругу, через Саакашвили. Это борьба за позицию Яценюка, попытка "отжать" его с политических полей влияния. Если раньше Порошенко был против назначения Яценюка, хотел нынешнего спикера Рады Гройсмана поставить в премьеры, то сейчас он пытается после позиционной победы над Коломойским "снести" Яценюка, свалив на него все экономические неудачи».

 

Порошенко хочет еще ближе подтащить своих представителей к центрам политических решений. Но у него и так везде свои люди: и в кабмине, и в креслах замминистров. Что мешает им запускать экономические реформы, непонятно. Жаловаться, что ничего не реализуемо, когда у тебя есть все рычаги, по меньшей мере глупо.

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов