Иуда с орденом. Роковая ошибка гетмана Мазепы

1

11051 просмотр, кто смотрел, кто голосовал

АВТОР: Сидорчик Андрей

 

Иуда с орденом. Роковая ошибка гетмана Мазепы11/09/2015  Человек, успевший послужить двум королям и одному царю, рассматривал предательство как норму жизни и использовал его для достижения личной выгоды.

 

От изменника до героя

 

В списке отечественных изменников и предателей гетман Мазепа находится на одном из первых мест. Его имя стало нарицательным, символом самого низкого и подлого предательства.

 

Подобная оценка Мазепы была общепринятой и в Российской империи, и в СССР.

 

С распадом Советского Союза власти независимой Украины, остро нуждавшиеся в создании собственного, «самостийного» списка героев, объявили Мазепу борцом с имперской Россией, посвятившим жизнь делу создания независимого украинского государства.

 

На Украине сегодня печатают марки с изображением Мазепы, ставят ему памятники и называют его именем улицы. Случись самому гетману сегодня оказаться среди современных украинцев, он бы, думается, немало удивился собственному образу, который усиленно внедряется в массовое сознание.

 

Сложно согласиться с героизацией образа Мазепы, как, впрочем, сложно назвать его и «изменником Родины», поскольку представление об этом понятии у гетмана было весьма смутное.

 

Слуга короля польского

 

Иван Степанович Мазепа родился 20 марта 1639 года в селе Мазепинцы под Белой Церковью, в шляхетской православной семье. Предки Мазепы, как и он сам, относились к казачьей вольнице, зажатой между Россией, Османской империей и Речью Посполитой.

 

Дед Мазепы служил русскому царю, охраняя южные границы государства от набегов, и погиб в одном из сражений.

 

Отец, сподвижник Богдана Хмельницкого, категорически выступил против условий Переяславского договора, по которому Войско Запорожское признавало власть русского царя. Мазепа-старший в качестве альтернативы предложил проект Великого княжества Русского в составе Речи Посполитой, который, однако, не был реализован.

 

Тем не менее, Адам-Степан Мазепа заслужил благосклонность польского короля и должность подчашего Черниговского.

 

Положение отца помогло и Ивану Мазепе. Он получил хорошее образование, учился в Голландии, Германии, Италии и Франции, овладел несколькими языками и получил место при дворе польского короля Яна Казимира.

 

Карьерная лестница Войска Запорожского

 

Но столь блестяще начинавшаяся карьера забуксовала. Причиной стало вероисповедание — Мазепа был православным, в то время как при дворе преобладали католики, которые относились к Ивану пренебрежительно.

 

Дело доходило до стычек, причём Мазепа даже обнажал шпагу на территории королевского дворца, что каралось смертью. Король, однако, отнёсся к Мазепе достаточно лояльно, ограничившись удалением из числа придворных.

 

Вернувшись в Мазепинцы, Иван в 1668 году женился на Анне Фридрикевич,и благодаря своему тестю Семёну Половцу, генеральному обозному Войска Запорожского, стал сначала ротмистром гетманской надворной гвардии, а затем писарем при гетмане Правобережной Украины Петре Дорошенко.

 

Летом 1674 года Мазепа был направлен посланником в Крымское ханство, но по дороге был перехвачен казаками, подчинявшимися не Дорошенко, а гетману Войска Запорожского на Левобережной Украине Ивану Самойловичу.

 

Пленника отправили к гетману, который отнёсся к нему благосклонно — образованного Мазепу Самойлович сначала определил учителем к своим детям, а затем пожаловал ему чин генеральского есаула.

 

Выборы с «административным ресурсом»

 

Мазепа с различным поручениями стал часто бывать в Москве и сумел завоевать расположение фаворита царевны Софьи Василия Голицына. Когда благодетель Самойлович попал в опалу, Мазепа не только не попытался помочь ему, но и способствовал его падению, рассчитывая извлечь из этого выгоду для себя.

 

И действительно, 25 августа 1687 года Иван Мазепа был избран гетманом Войска Запорожского на Левобережной Украине. Немалую роль здесь сыграл «административный ресурс» — Василий Голицын использовал своё влияние на казаков, чтобы «провести» своего кандидата.

 

В качестве гетмана Мазепа успел поучаствовать во втором Крымском походе Василия Голицына. Вскоре, однако, царевна Софья и её фаворит проиграли борьбу за власть, и бразды правления Россией в 1689 году перешли к молодому царю Петру.

 

На положении 50-летнего гетмана эти изменения не сказались. Больше того, Мазепа сумел завоевать расположение царя как эксперт в вопросах польской политики и со временем вошёл в число ближайших друзей Петра.

 

«Славного чина святого апостола Андрея кавалер»

 

Герман участвовал в двух походах Петра I на Азов и в 1700 году стал кавалером вновь учреждённого ордена Андрея Первозванного «за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы». Мазепа стал вторым человеком, удостоенным подобной чести. Полный его титул звучал как «Войска Запорожского обеих сторон Днепра гетман и славного чина святого апостола Андрея кавалер».

 

На службе русскому царю Мазепа получил практически всё, о чём он мог мечтать. Огромные поместья, несметные богатства, плодородные земли на Украине и юге России, сто тысяч крестьянских душ во владении.

 

В 1700 году Пётр I, мечтая выйти к Балтике, вступил в войну со Швецией, начало которой сложилось крайне неудачно. Поражение в битве под Нарвой поставило Россию на грань военной катастрофы, избежать которой удалось во многом потому, что шведский король Карл XII переключил своё внимание на союзников Петра I по коалиции — Польшу и Данию.

 

Военный авторитет Карла XII и его армии в тот момент в Европе был непоколебим. Нанеся поражение Петру, шведский король обрушился на польского короля Августа II, который не сумел дать ему достойный отпор. Больше того, Карл XII собирался возвести на престол Речи Посполитой лояльного ему Станислава Лещинского.

 

Пользуясь шведским вторжением в Польшу, Мазепа в 1704 году занял Правобережную Украину, призывая Петра I присоединить эти земли к территории Войска Запорожского, однако русский царь решил, что это приведёт к окончательной потере союзника в лице Августа II, и отказался.

 

«Без крайней нужды не переменю своей верности»

 

Иван Степанович Мазепа, переживший многих своих покровителей, посчитал, что наступает время прощаться с царём Петром. Военные успехи Карла XII убедили его, что единственной возможностью сохранить свои богатства и власть является переход на сторону более сильного. Как говорится, ничего личного, только бизнес.

 

Осенью 1707 году Мазепа сказал приближённым: «Без крайней, последней нужды я не переменю моей верности к царскому величеству». Под «крайней нуждой» гетман понимал неизбежное военное поражение русского царя.

 

К этому моменту посланники Мазепы уже несколько лет вели тайные переговоры со шведским королём об условиях перехода гетмана на сторону Карла XII.

 

Утаить эти замыслы Мазепе не удалось. Пётр I получал доносы об изменнических замыслах гетмана, но отказывался им верить. Генеральный судья Войска Запорожского Василий Кочубей, предупреждавший царя о предательстве Мазепы, был казнён за клевету на гетмана. Это произошло всего за несколько месяцев до того, как Мазепа открыто перешёл на сторону Карла XII.

 

Анафема

 

Гетман обещал шведскому королю мнорготысячное войско, поставки продовольствия и зимовку в гетманской резиденции в Батурине. На деле же вместе с Мазепой к шведам ушло не более 3000 казаков, ещё несколько тысяч примкнули впоследствии. Большинство Войска Запорожского поступок Мазепы не поняло и не приняло.

 

Возможно, гетман и не рассчитывал на понимание, полагая, что после победы Карла XII все несогласные просто вынуждены будут смириться с реальностью.

 

Карл XII на деле, однако, не получил практически ничего из того, что обещал ему Мазепа. Отряд гетмана не принимал активного участия в войне, резиденция в Батурине была взята русскими войсками, а что касается продовольствия, то его шведам приходилось забирать у местного населения, крайне враждебно настроенного по отношению к ним, силой.

 

Пётр I, поражённый предательством Мазепы, повелел избрать нового гетмана, которым стал Иван Скоропадский. В ноябре 1708 года в Глухове Мазепу предали церковной анафеме, а затем учинили над ним символическую казнь. Чучело, изображавшее гетмана, было публично повешено палачом. Мазепу лишили всех его наград и владений, а по приказу Петра I был изготовлен специальный Орден Иуды. Царь намеревался нацепить 5-килограммовый серебряный круг с изображением повесившегося на осине предателя Христа на шею пленённого Мазепы.

 

Крах

 

27 июня 1709 года русские и шведские войска сошлись в битве под Полтавой. Гетман мог наблюдать, как в рядах русского войска бьются те казаки, что не пошли за ним. Отряд Мазепы, как уже говорилось, в бой не вступил.

 

Сокрушительное поражение шведов лишило Мазепу будущего. Вместе с Карлом XII он спасался бегством и чудом избежал плена, скрывшись во владениях Османской империи.

 

Русский посланник получил приказ добиться возвращения предателя, не считаясь с расходами. Однако Османская империя отказала в выдаче Мазепы.

 

Это было последней удачей в жизни гетмана, но вряд ли он ей обрадовался. Иван Степанович Мазепа потерял всё, превратившись в изгоя. Для 70-летнего человека это было слишком тяжёлым ударом, и через три месяца после Полтавской битвы, 22 сентября 1709 года, гетман Мазепа умер в Бендерах.

 

Кумир власть предержащих

 

Он не был изменником Родины, поскольку само это понятие было ему неблизко. Человек, успевший послужить двум королям и одному царю, рассматривал предательство как норму жизни и использовал его для достижения личной выгоды.

 

Мазепа вряд ли может быть героем какого-либо народа, а вот кумиром тех из власть предержащих, которым близки и понятны его жизненные принципы, — с лёгкостью.

 

Возможно, именно в этом и таится ответ на вопрос, отчего некоторые представители украинской элиты так почитают Ивана Степановича Мазепу?

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
сокол
2015/09/11, 22:58:30
это национальная черта всего украинского народа они готовы душу дьяволу продать только что бы кто-то решал их проблемы а они бездельничали
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов