СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ВЕЛИКОРОССЪ
НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

№15 Николай СТАРОДЫМОВ (Россия, Москва) Мая 2010. Календарь памятных дат

Яндекс цитирования
Бог Есть Любовь и только Любовь и Он Иисус Христос
Официальный сайт Южнорусского Союза Писателей
Омилия — Международный клуб православных литераторов
На главную Наша история №15 Николай СТАРОДЫМОВ (Россия, Москва) Мая 2010. Календарь памятных дат

С Днём ПобедыМай 2010. Календарь памятных дат

 

 

65 лет со Дня Великой Победы

 

 

50 лет назад сбит самолёт Пауэрса.

 

То было время, когда руководство Вооружённых сил заботилось в первую очередь о безопасности страны, а не трепетало за свои кресла. То было время, когда руководство страны заботилось в первую очередь о безопасности страны, а не переживало по поводу того, что станет говорить заморская «Марья Алексеевна»… И когда в день Первомая 1960 года в воздушное пространство Советского Союза вторгся американский разведывательный самолёт, по нему выпустили несколько ракет – и сбила шпиона первая же. Пилотировал самолёт Френсис Гэри Пауэрс. Когда самолёт был сбит, лётчик выбрался из кабины и выбросился с парашютом без посредства катапульты, которая, как указано в официальных документах, на самом деле предназначалась не для спасения, а для уничтожения пилота; не воспользовался он и отравленной иглой. Его взяли в плен работавшие в поле колхозники. Потом был суд, приговор, обмен на советского разведчика Вильяма Фишера (Рудольфа Абеля)… В Америке Пауэрса хотели отдать под суд, за то, что не уничтожил разведывательное оборудование самолёта и не покончил с собой. Однако потом махнули на него рукой. Правда, из ЦРУ изгнали, и, возможно, не простили – 1 августа 1977 года Френсис Пауэрс погиб в авиационной катастрофе.

 

 

100 лет первому демонстрационному полёту в Москве.

 

Так уж получилось, что с начала текущего года ежемесячно наступает очередной столетний юбилей, связанный с отечественной авиацией. Ну что ж поделать, если 1910 год стал прорывным на ниве российского воздухоплавания!.. Итак, ровно век назад, 2 мая состоялся первый демонстрационный полёт, который осуществил в Москве отечественный авиатор. Им стал Сергей Уточкин – человек невероятно талантливый и не менее на редкость несчастливой судьбы.  Не имея специального образования, он, тем не менее, самолично построил два аэроплана. Он опять же самостоятельно выучился на пилота и сдал соответствующие экзамены. Он первым в России организовал показательные полёты в ряде городов страны, а затем совершил своего рода турне по другим государствам, продемонстрировав, на что способен самолёт в умелых руках… Однако столь великолепный взлёт окончился трагедией. Во время одного полёта Сергей Исаевич разбился и получил тяжелейшие травмы. Впоследствии он вынужден был постоянно принимать обезболивающие лекарства, содержавшие наркотические компоненты. Ну и «подсел»… А тут – домашние проблемы… Психика человека не выдержала. Едва пилот подлечился, началась война. Прапорщик Уточкин – на фронте. Во время одного полёта Сергей Исаевич жестоко простудился и 13 декабря 1916 года умер. Было ему тогда 40 лет.

 

 

290 лет Указу Петра I об увечных воинах.

 

В те давние времена такого понятия как государственная пенсия для военнослужащих, получивших увечье на войне, не существовало вовсе. Мужчина, которого забрили в рекруты, отрывался от родного дома, от семьи, от близких… В лучшем случае, он после 25 лет службы возвращался целым и невредимым… А если становился инвалидом, то его будущее не было гарантировано каким-то единым государственным документом. И вот 3 мая 1720 года Пётр повелел воинов, которые больше не могут служить (по ранению, болезни или возрасту), определять в монастыри и назначать им содержание в размере, какое они имели в период службы. Этот указ стал грандиозным прорывом в деле, как бы мы сказали сегодня, социального обеспечения военнослужащих. Правда, через два года Пётр значительно урезал выделяемую из казны на содержание инвалидов сумму – решил, что погорячился, и что монастыри должны содержать защитников Отечества из милости. А ещё через какое-то время выяснилось, что в монастырях с этими казёнными деньгами прокручивают различные махинации… В общем, эксперимент не удался. Однако тот факт, что о судьбе увечных воинов правители задумались, уже сам по себе дорогого стоит!

 

 

600 лет назад умер князь Владимир Серпуховской.

 

У каждого человека, который в той или иной степени интересуется историей, обязательно имеются какие-то личные пристрастия – люди из прошлого, к которым относишься с особой теплотой, что ли… Лично для меня к числу таких людей принадлежит, в частности, князь серпуховской Владимир Андреевич – Хоробрый или Донской. Он был человеком глубоко порядочным, правителем рачительным, полководцем умелым. Будучи «молодшим братом» (иначе говоря, удельным вассальным князем) Великого князя Московского Дмитрия Ивановича, козни против него не строил, рать свою выставлял по первому требованию сюзерена… О более чем странном поведении Дмитрия Ивановича во время Куликовской битвы написано уже немало. И выступать против Мамая он страшился, и план битвы разработал не он, а замечательный полководец Дмитрий Боброк-Волынский, и не рискнул князь оставаться под великокняжеским знаменем, подставив под сабли степняков верного родича Бренка, сам же скрылся невесть куда, оставив потомкам откровенно сомнительную басню о том, как сражался в качестве рядового ратника, причём, все, кто рядом бился, погибли, а у него – ни единой царапины… Ну да ладно – не о Дмитрии речь. Общеизвестно, что успех сражения определил своевременный удар Засадного полка, который как раз и вели Владимир Серпуховской и Дмитрий Боброк. За что и удостоился Владимир Андреевич прозваний Хоробрый и Донской. Ну а когда вернулись рати на Русь, все лавры победителя беззастенчиво присвоил себе «верховный главнокомандующий» Дмитрий Иванович. Через два года, когда Тохтамыш пришёл воевать Москву, тот же Дмитрий бросил свою столицу, в которой остались, помимо простых жителей, его жена и дети – и пал город, в котором началось великое избиение москвичей. Спас их от полного истребления опять же Владимир Андреевич, который у Волока разбил татарский отряд и тем вынудил Тохтамыша поспешить убраться восвояси… Единственное поражение, которое потерпел серпуховской князь, случилось в 1385 году – от рязанского князя Олега Ивановича. Вот тогда князь Дмитрий Московский и показал себя – он изволил так разгневаться на Владимира, что отобрал у него два удельных города, а также велел схватить и сослать несколько приближённых «молодшего брата». Верным вассалом показывал себя серпуховской князь, да ничто человеческое не было ему чуждо. Обиделся он на несправедливость, удалился в свой град и в течение нескольких лет не появлялся в Москве. Лишь когда Дмитрий Иванович почувствовал приближение кончины, одумался, заговорила в нём совесть, и послал он гонца за братом – чтобы снять грех с души и помириться, как принято считать. Однако думается, что не эта причина являлась главной. Дело в том, что по «лествичному праву» князь Владимир Андреевич вполне мог претендовать на великокняжеский престол. Однако (вновь и вновь повторимся!) он был благородным человеком, он не желал усобиц и других напастей для своей земли. Дядя признал старшинство за своим малолетним племянником, Василием Дмитриевичем, став и для него «молодшим братом». И когда тот в 1408 году, следуя примеру своего отца, в тяжкую годину бросил Москву и укрылся в Костроме, оборону столицы от войск эмира Эдигея возглавил князь Серпуховской… Он скончался 4 мая 1410 года. Вечная память великому сыну Руси князю Серпуховскому Владимиру Андреевичу Хороброму!

 

 

170 лет со дня рождения Петра Чайковского.

 

Вот есть же в нашей отечественной истории люди, которых стоит только назвать – и этого вполне достаточно, чтобы в душе истинного россиянина всколыхнулась волна гордости! Пётр Ильич – из их числа. Он родился 7 мая (25 апреля ст.ст., встречается также дата 5 мая) 1840 года в Воткинске Вятской губернии. И вошёл в историю мировой культуры как один из самых выдающихся композиторов человечества. Его гению принадлежат более 80 музыкальных произведений, в том числе десять опер и три балета.

 

 

210 лет со дня кончины Александра Суворова.

 

До недавнего времени достаточно было бы сказать просто: Суворов. Нынче нужно уточнять, что речь идёт о настоящем гениальном полководце, а не о црушном наймите, присвоившем себе этот звучный псевдоним. Так что целенаправленная кампания, разработанная в Лэнгли, по дискредитации выдающихся героев России, приносит свои плоды… Один из самых известных в мире полководцев, Александр Суворов скончался 6 мая 1800 года. Александр Васильевич только вернулся из тяжкого заграничного похода, частями которого стали Италийская и Швейцарская кампании, между которыми пролегли Альпы и Чёртов мост… Генералиссимусу Суворову был обещан триумфальный приём – а вместо этого его встретила очередная императорская опала. У каждого человека есть предел прочности – Александра Васильевича этот очередной удар несправедливости добил… Император Павел через своего адъютанта потребовал у лежавшего при смерти полководца отчёта в каких-то прегрешениях. Александр Васильевич ответил в привычной для него манере: «Я готовлюсь дать отчёт Богу, а о государе и думать не хочу!».

 

 

70 лет назад восстановлены генеральские звания.

 

Это было сделано по предложению наркома обороны Клемента Ворошилова от 17 марта 1940 года. В докладной записке Клемент Ефремович ссылался на опыт царской армии и практику иностранных вооружённых сил. В общем-то, сама по себе идея представляется логичной. Понравилась она и высшему военному руководству РККА – слово «генерал» звучит весомее, чем, скажем, «командарм». Потому реформу подготовили меньше чем за месяц, и уже 11 апреля было подписано соответствующее Постановление СНК, которое, однако же, тут же легло под сукно. Дело в том, что в первом варианте предусматривалось, в частности, такое звание, как «генерал танковых (или иных) войск 3 (2 и 1) ранга», где было непонятно, к генералу или к войскам относится ранг… В общем, систему генеральских званий ещё раз продумали и ввели в действие в знакомом нам виде Указом Президиума Верховного совета СССР от 7 мая 1940 года. Абсолютное большинство военнослужащих, находившихся на соответствующих должностях, автоматически получили генеральские звёзды в петлицы. Ну а остальные ещё какое-то время вынуждены были ходить с ромбами – кое-кто вплоть до 1942 года…

 

 

1680 лет назад Константинополь стал столицей империи.

 

Обычно я рассказываю только о событиях отечественной истории, однако роль Византии и Царьграда в становлении средневековой Руси настолько велика, что проигнорировать её было бы несправедливо. Итак, в середине IV века римский император Константин I Великий решил перенести столицу Римского гипергосударства с Апеннин на Восток. Наиболее распространённой, хотя и не единственной версией первопричины этого решения является следующая. В ретроградном Риме слишком сильны были  древние традиции, тормозившие реформы, которые стремился проводить Константин. В частности, император хотел ввести христианство в качестве государственной религии, что в Риме сделать не представлялось возможным. Константин к задумке отнёсся с полной ответственностью – город начали возводить по заблаговременно тщательно продуманному плану. В частности, только на возведение стен и прокладку водопровода затратили 60 тысяч фунтов золота, сюда привлекли огромное количество строителей, которые возвели христианский храм, новый ипподром, другие здания, а наиболее красивые статуи для украшения новой столицы собирали по всей империи. И вот 11 мая 330 года Константинополь официально обрёл статус новой столицей Римской империи. Это стало грандиозным шагом к её распаду, а в дальнейшем и к расколу церковному…

 

 

80 лет назад умер Фритьоф Нансен.

 

Этот норвежский учёный, путешественник, писатель, дипломат, общественный деятель был большим другом нашей страны и много сделал для исследования русского Севера. Он с юности стремился к полюсу. В 1893 году Нансен предпринял невероятно дерзкую попытку постичь его – настолько дерзкую, что его многие сочли безумцем. Суть идеи состояла в том, чтобы построить специальный корабль, позволить ему вмёрзнуть в полярный лёд, и дрейфовать таким образом до самого полюса. Нансен с группой единомышленников так и поступил. Когда стало ясно, что корабль «Фрам» полюса не достигнет и дрейфовавший лёд пронесёт судно в стороне от вожделенной точки, в которой сходятся меридианы, Нансен с помощником Иогансеном отправились к «макушке Земли» пешком. Они поднялись до рекордной на тот момент отметки 86о 41', после чего вынуждены были повернуть обратно, не дойдя до цели всего ничего (по географическим меркам, понятно). За время путешествия проведена беспримерная исследовательская работа – в частности, Нансен опроверг господствовавшее тогда мнение о повсеместной мелководности Ледовитого океана… В начале 20-х годов Фритьоф оказывал большую помощь голодавшей России, а также организовал Комиссию по оказанию помощи армянским беженцам. Именно Нансен стал одним из инициаторов организации исследовательских станций на дрейфующих льдинах, впоследствии ежегодно осуществлявшихся Советским Союзом, а также использования для изучения арктического региона дирижаблей… Фритьоф Нансен скончался 13 мая 1930 года, его имя носят 25 географических объектов – острова, горы, ледники, подводные впадины и возвышенности… Великий человек!

 

 

70 лет назад состоялись испытания бомбардировщика Ер-2 (ДБ-240).

 

Эта была «военная» версия знаменитого пассажирского скоростного самолёта «Сталь-7» выдающегося советского авиаконструктора Роберта Бартини. Испытательный полёт дальнего бомбардировщика состоялся 14 мая 1940 года, после чего было принято решение запустить его в серию. В августе 1941 года именно эти самолёты принимали участие в нанесении бомбовых ударов по Берлину. Поскольку выпускался Ер-2 в Воронеже, осенью 41-го его производство прекратилось и возобновилось только в 43-м. Всего было построено 462 машины данного типа.  К слову, на Ер-2 устанавливались, в частности, авиационные дизельные двигатели.

 

 

290 лет назад Иван Головин стал начальником якорного завода.

 

Ивана Михайловича можно по праву назвать одним из создателей российского флота. Он неоднократно выезжал за границу для изучения организации строительства боевых кораблей, в частности, галер. Поначалу царь Пётр использовал Головина в качестве простого офицера, и именно в огне сражений Иван Михайлович продвигался по службе. Вершиной его ратной карьеры можно считать участие в Гангутском сражении и организацию высадки десанта на территории Швеции, когда он захватил город Умео и уничтожил несколько вражеских кораблей. Он даже в плену побывал, правда, недолго – Головина обменяли на пленных шведов. Однако со временем Пётр понял, что генерал Головин куда больше принесёт пользы на строительстве кораблей. Так Иван Михайлович стал главным кораблестроителем с подчинением ему всех соответствующих ведомств. А в мае 1720 года его же назначили и начальником якорного завода. Высока честь – особенно если учесть то трепетное внимание, которое император уделял флоту! Впрочем, данное назначение – просто повод, чтобы рассказать о столь замечательном человеке.

 

 

220 лет Красногорскому морскому сражению.

 

Это стало эпизодом Русско-шведской войны 1788–1790 годов. Скандинавы в очередной раз стремились отбить у России устье Невы, и потому к Петербургу была направлена эскадра под командованием герцога Карла Зюдерманландского (Сёдерманландского). 23 мая 1790 года северо-западнее форта Красная Горка её встретила русская эскадра под флагом адмирала Александра Круза (фон Крюйса). Силы их оказались примерно равными, преимущество шведов было незначительным. После жестокого боя шведы вынуждены были отойти. На следующий день сражение продолжилось, однако вскоре к русским подошло подкрепление и герцог Карл счёл за лучшее ретироваться.

 

 

100 лет первому полёту русского самолёта.

 

Как известно, первый аэроплан отечественной постройки поднялся на крыло на четверть века раньше – его построил знаменитый Александр Можайский. Однако тот полёт завершился неудачей, и развития опыт не получил. В 1910 году ситуация была уже иной. Мода на авиацию достигла невиданных высот, да к тому же пользовалась покровительством Великого князя Александра Михайловича. До мая 1910 года над Россией взмывали только машины зарубежного производства, или же созданные по зарубежным образцам. И вот 23 мая профессор Киевского политехнического института лётчик-конструктор Александр Кудашев первым в стране поднял в небо самолёт собственной конструкции. А на следующий день в Гатчине под Петербургом совершил полёт аэроплан выдающегося отечественного авиаконструктора Якова Гаккеля, за ручкой управления сидел лётчик Василий Булгаков. Взлёт российской авиации продолжался!

Право, непонятно, почему нынешний год не стал Годом 100-летия отечественной авиации!

 

 

110 лет спуска на воду крейсера «Аврора».

 

Любопытный момент. Когда я приступал к подготовке данной информации, решил заглянуть в Интернет, посмотреть, что ответит на запрос «Аврора» Всемирная паутина. Был уверен, что на первом месте окажется легендарный крейсер… Куда там – времена-то какие нонче!.. Его прочно оттеснили кинотеатр и сеть  ресторанов «Аврора», так-то вот!.. Крейсер «Аврора» известен нам в первую очередь как корабль, который холостым выстрелом носового орудия дал сигнал к вооружённому выступлению в Петрограде в октябре 1917 года. Между тем, заслуживает «Аврора» нашей памяти и по другим параметрам. Назван был крейсер именем богини Утренней зари в память о боевом корабле, принимавшем участие в героической обороне Петропавловска-Камчатского в период войны, которую мы называем Крымской, а на Западе – Восточной. Построен он был на верфи Санкт-Петербурга. И спущен на воду 24 мая 1900 года; спущен в присутствии Николая II, который, понятно, в кошмарном сне не мог представить роль корабля в отечественной истории. Однако скоро стало ясно, что крейсера данного класса морально и технически устарели уже в период строительства – и дальность хода, и скорость, и вооружённость уже не отвечали требованиям, предъявлявшимся к кораблям подобного класса. Тем не менее, повоевать ему пришлось.  Принял участие в трагическом Цусимском сражении, причём, первой жертвой японских снарядов на корабле стал судовой священник. Для точной диагностики ранений на «Авроре» впервые в мире в условиях морского сражения применялась рентгеновская установка. Затем повреждённый корабль прорвался сквозь японский строй и укрылся в нейтральном порту, где был интернирован. По окончании войны вернулся на Балтику, где стал учебным крейсером. Казалось, что его боевая биография закончилась. Однако началась Первая мировая война, и «Аврора» принимала активное посильное участие в боевых действиях. Потом была революция и тот знаменитый выстрел. После Гражданской войны «Аврора» стала учебным крейсером. Ну а затем она превращена в корабль-музей.

 

 

100 лет первому полёту самолёта Гаккеля.

 

Ещё одна авиационная юбилейная дата месяца… Одним из самых выдающихся авиастроителей  на заре российского воздухоплавания был Яков Гаккель. Его талант не смог проявиться во всей полноте из-за нечестных происков конкурентов. Однако его вклад в практику создания самолётов отменить невозможно. Яков Модестович не воспроизводил уже существовавшие иностранные крылатые машины – он создавал свои! Каркас самолёта он делал из стальных труб, отказался от использования популярного тогда бамбука, вместо которого лонжероны делал сосновые, для расчалок использовал струны от рояля, стал применять на стандартных в те времена шасси из велосипедных колёс новинку – пружинные амортизаторы, что позволяло ему сажать машины на неровную поверхность, начал обшивать полотном фюзеляж, который на других машинах оставался просто рамчатым… Первый самолёт конструктора Гаккеля поднялся в воздух в мае всё того же 1910 года. 

 

 

140 лет назад умер Фердинанд Врангель.

 

Этот выдающийся российский исследователь Севера с детства мечтал о путешествиях, об открытии новых земель… И мечта Фердинанда (или Фёдора, как его нередко звали на русский лад) Петровича осуществилась. Он совершил три кругосветных путешествия, он обследовал северо-восток Сибири и омывающие регион моря, он описывал побережье и острова… Фердинанд Врангель был главным управляющим Русской Америки, в связи с чем проследовал вдоль берега этих заморских владений империи от Аляски до Калифорнии. В разное время он возглавлял Морское министерство, Российско-Американскую компанию, стал одним из учредителей Русского географического общества. Заслуги перед российской наукой Фердинанда Петровича были настолько велики, что его имя не стёрли с географических карт даже в те периоды отечественной истории, когда с фамилией Врангель ассоциировалось в первую очередь словосочетание «чёрный барон»… Умер Фердинанд Петрович 25 мая 1870 года.

 

 

210 лет назад вынесен приговор пастору Фридриху Зейдеру.

 

Останавливаюсь на этом рядовом, в общем-то, эпизоде исключительно как на штрихе, характеризующем эпоху правления Павла I. В крохотном лифляндском городке служил пастор Фридрих Зейдер. Он имел небольшую личную библиотеку и давал желавшим почитать книги. Однажды пастор получил из-за границы посылку с книгами для пополнения своего собрания. Однако в посылке не хватало одного томика «Вестника любви» Лафонтена. Пастор написал об этом в газету объявление, пропажа нашлась, да и дело, казалось бы, с концом. Ан не тут-то было! Выяснилось, что данное произведение значилось в списке запрещённых в России книг. Объявление о пропаже попало на глаза цензору Фёдору Туманскому. О Фёдоре Васильевиче хочется сказать несколько слов особо. Современники описывали его как махрового ретрограда, называли «палачом» и «демоном». В то же время этот же человек являлся автором нескольких книг, одни названия которых говорят сами за себя: «Детский месяцеслов с историей, географией и хронологией,  всеобщей и российской, и примечаниями из астрономии», «Чтение для прекрасного пола», «Созерцание жизни великого князя Александра Невского», а также неоконченное описание жизни и деяний Петра Великого. Рискну высказать свою точку зрения. По всей видимости, это был человек, который считал добросовестное служение короне своим долгом… Так вот, государственный цензор, узнав о столь вопиющем нарушении закона, как незаконный ввоз в пределы империи запрещённой литературы, доложил о том по команде. Генерал-прокурором тогда служил Пётр Обольянинов. Пётр Хрисанфович отличался крутым жёстким нравом, он был слепо предан императору Павлу и также не имел склонности к абстрактным умозаключениям. Он рассудил так же, как его подчинённый: нарушение закона налицо – должно последовать наказание. И 31 мая 1800 года последовал приговор: пастора Фридриха Зейдера наказать плетьми и сослать в Нерчинск на каторгу. Попытки некоторых царедворцев заступиться за священника результата не дали. С каторги пастор вернулся уже при императоре Александре… Что тут скажешь? Что из себя представляет книга «Вестник любви», не знаю, не читал. Но её внесли в список запрещённых. Следовательно, с точки зрения буквы закона пастор наказанию подлежал. Так что речь может идти лишь о степени строгости наказания. Можно согласиться, что оно, быть может, и в самом деле оказалось чрезмерным. Но история эта получила международную огласку и муссировалась в европейской прессе как образчик нравов, царивших при императоре Павле.

В какой-то книге мне встретилась фраза: «Когда я приезжаю в незнакомый город, не спрашиваю, хорошие или плохие там законы – я спрашиваю, как они выполняются». В данном случае закон оказался выполненным, и обвинения в самодурстве и ретроградстве, посыпавшиеся на голову прокурора и цензора, вряд ли можно признать справедливыми.

 
Комментарии
Татьяна
2010/05/19, 22:05:23
Спасибо, что воскрешаете из небытия события и людей прошлого.
Добавить комментарий:
* Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
 
© Vinchi Group - создание сайтов 1998-2019
Илья - оформление и программирование
Страница сформирована за 0.032751083374023 сек.