СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ВЕЛИКОРОССЪ
НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

Омилия — Международный клуб православных литераторов
На главную Актуально ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ
Николай Головкин
 
 

Н. ГоловкинНиколай Головкин - публицист и эссеист, член Союза писателей России. Родился 4 ноября 1954 года в Ашхабаде (Туркмения) в семье потомственных москвичей.В печати – с 1968 года. В 1977 году окончил факультет русской филологии Туркменского государственного университета имени А.М.Горького.В 2007-2008 годах работал в пресс-службе Фонда «Андреевский Флаг» и Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы», проходившей по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и посвященной историческому воссоединению Русской Православной Церкви в Отечестве и рассеянии.

 
 
15.02.10 «… Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас»

14 февраля 2010 года – последнее воскресенье перед Великим постом. В церковной традиции этот день носит различные наименования: «Неделя сыропустная. Адамово изгнание из Рая. Прощеное воскресенье»... В Прощеное воскресенье Церковь призывает верующих покаяться друг перед другом во всех обидах и грехах, помириться и простить все накопившееся, чтобы вступить в пост с чистой душой. Сам Христос положил этому начало своими словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Это неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.

 

 

Древняя традиция

 

Прощать и просить о прощении… Это – два самых великих качества, принадлежащих человеку. Оба требуют напряжения веры и воли. Оба требуют подвига любви. И оба включают «свет разума», ясность ума, зоркость мудрости.

Чин прощения берет свои истоки из монастырской жизни египетских монахов. Они на время Великого поста усиливали подвиг молитвы и готовились к светлому празднику Пасхи, расходясь по дебрям и пустыням для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы. Врата обители заключались до недели Ваий, в которую пустынно-подвижники обыкновенно возвращались в монастырь.

Монахи понимали, что могут и не вернуться: кто-то мог быть растерзан дикими зверями, кто-то погибал в безжизненной пустыне. И потому прежде, чем расстаться, они просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что эта их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения, чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и - благодаря этому - с Самим Богом.

С течением времени эта традиция - просить прощение - перешла ко всей Церкви.

На Руси в канун Великого поста наши благочестивые предки испокон веков исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. И государи просили прощения у свои подданных. С этой целью они объезжали войска, просили прощения у солдат, посещали монастыри, где просили прощения у братии, приезжали к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.

С закатом солнца, но до того как погаснет вечерняя заря, ходили православные из дома в дом, с преклоненной головой, тихим голосом выпрашивая прощение, особенно у тех, кому чаще других наносили в этом году обиды и огорчения, покорно кланялись в ноги и покорно ожидали отпущения поцелуем в уста, а на слове «Прости меня Христа ради!», отвечали: «Бог простит, меня прости Христа ради!»

В своей знаменитой книге «Лето Господне» великий русский писатель Иван Шмелёв пишет: «Поздний вечер. Заговелись перед Постом. Завтра будет печальный звон. Завтра – «Господи и Владыко живота моего...» - будет. Сегодня «прощеный день», и будем просить прощенья: сперва у родных, потом у прислуг, у дворника, у всех. Вассу кривую встретишь, которая живет в «темненькой», и у той надо просить прощенья. Идти к Гришке, и поклониться в ноги? Недавно я расколол лопату, и он сердился. А вдруг он возьмет и скажет – «не прощаю!»? Падаем друг дружке в ноги. Немножко смешно и стыдно, но после делается легко, будто грехи очистились…»

 

Простившие и прощённые

 

И ныне в Прощеное воскресенье в православных храмах после вечернего богослужения совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

В это воскресенье на Литургии читается библейское повествование об Адаме и Еве, злоупотребивших даром свободной воли и нарушивших божественную заповедь послушания. Окончилось блаженное младенчество человечества. «Открылись глаза», как сказано в Библии, но ослепло сердце. В мир вошел грех, а через него пришла смерть.

Иначе Прощеное воскресенье именуется «Адамовым изгнанием из Рая». Это скорбное событие и есть отправная точка нашего земного странствия в поисках утраченного Отечества — Царства Божия. Изгнание праотцев наших из рая за непослушание и невоздержание, утрата ими невинного блаженного состояния достойно слез и покаяния. Бедствие, в которое низвергло человечество страсть себялюбия и плотоугодия внушает: как важны в деле благочестия и спасения пост и прочие дела самоотвержения и как опасны чувственные греховные удовольствия. Поэтому борьба с грехом — это главный подвиг на пути к Богу.

На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте и о собирании небесных сокровищ.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной, так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов.

 

Приготовление к Великому Посту

 

Масленица интересна и богата как яркое проявление народной праздничной культуры.

Но, к сожалению, в широко распространенных у нас представлениях об этом празднике, в современных попытках воспроизводить по всей России какие-то его элементы отражена только развлекательная часть масленичной недели.

Ведь именно после бурного веселья последней перед Великом постом недели, во время которой как бы прощались с обильным столом и другими мирскими радостями, суть обычая просить прощение – духовно-нравственное очищение через примирение, через взаимное прощение прегрешений. Этот обычай заставлял ощутить переход к духовным задачам, к строгим семи неделям, продолжавшимся до Пасхи, к повышению нравственных требований к себе.

В Прощеное воскресенье также читается Евангельское повествование, в котором Господь Иисус Христос поясняет содержание молитвы «Отче наш»: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Пост, по словам Евангелия, есть время, удобнейшее для стяжания духовных сокровищ подобно тому, как бывает иногда особенно удобное время для собирания и приращения временных благ — есть истинный день для делания благих дел.

Потеряв первозданную свободу, человек отдал себя в рабство. Рабство греху, который стал мерой расстояния от Бога, увеличивающееся в наши дни, когда попирается само понятие нормы.

Спасение от этого рабства принес Христос – Богочеловек. Этим исполнилось обещание Божие о пришествии в мир Того, Кто будет победителем над злом, грехом и смертью. Он примирил человека с Богом. И, закончив Свой подвиг, оставил человеку новое обещание, заключил с ним Новый Завет о втором Своем пришествии в мир «судити живых и мертвых, Его же Царствию не будет конца». Вот для чего пост. Для того, чтобы постоянно готовиться к достойному восхождению в это Царствие.

В Прощеное воскресенье полагается посещать могилы родных и друзей, дабы еще раз попросить прошения и у них. С этого момента верующие должны строго соблюдать чистоту телесную и душевную и впредь уже никого не осуждать.

Увы, в современном обществе ожесточение нередко преобладает над сочувствием, люди настроены друг ко другу враждебно, в то время как Церковь призывает относиться к человеческим слабостям снисходительно, без осуждения.

Сколько оскорбительных, обидных слов мы слышим вокруг, а ведь за каждое слово придется держать ответ. Но мы часто «видим сучок в глазу брата своего, а бревна в своем не замечаем» - напоминает Церковь евангельский пример, призывая «от всего сердца, а не формально попросить друг у друга прощения и самому простить».

 

Святые и подвижники  благочестия о прощении ближним

 

Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти.

Святитель Иоанн Златоуст

Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой... Бог не примет тебя.

Преподобный Ефрем Сирин

Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешении ваших (Мф. 6, 14-15). Какой простой подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения при условии прощения прегрешении твоего ближнего против тебя. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя от немирных чувств к брату, перейди к искренне мирным — и все тут. Прощеный день, какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы как должно пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества и земля сливалась бы с Небом...

Святитель Феофан Затворник

Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божне, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Хотя обязанный просить у тебя извинения и не просит его, и не беспокоится о том - почему и ты мог бы счесть для себя извинительным не прощать ему сделанных против тебя проступков, - однако ты, несмотря на то, прости его, если можно, призвав его к себе, а если это невозможно, сам в себе, не показывая своими поступками, что желаешь отомстить.

Преподобный Исидор Пелусиот

А вот архипастыри и пастыри, которых мы называем современниками.


Митрополит Вениамин (Федченков):

« … что делать, если у кого-нибудь не хватает сил попросит прощения у того, кого он считает виновным перед собой (а не себя самого). На это прежде всего нужно сказать словами Самого Господа: «Невозможное для человека - возможно Богу!». Решись попросить прощения, а уж прочее сделает Сам Господь. Поэтому не говори: это дело непосильное мне! Это - неправда: Бог поможет!» (из книги «Молитва Господня»).

 

Епископ Диоклейский Каллист:

«… чин взаимного прощения очень далек от того, чтобы быть просто обрядом. Он может быть, и часто бывает, глубоко действенным событием, изменяющим жизнь тех, кто в нем участвует. Я могу вспомнить случаи, когда обмен прощениями накануне Великого поста послужил мощным стимулом, внезапно разрушающим давние преграды и позволяющим по-настоящему восстановить отношения между людьми. Эта вечерня Прощеного воскресенья лучше всяких слов говорит нам о том, что в великопостное плавание никто не может пускаться в одиночку» (из книги «Великий пост и общество потребления»).

«Нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели, - напоминал в проповеди архимандрит Иоанн (Крестьянкин). - Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним».

 
Комментарии
Наталия Грибеник
2011/03/06, 11:46:32
Чтобы испросить прощения у Бога,нужно сперва самому всех простить и попросить прощения у тех,кого обидел.Иногда наше резкое слово наносит ближнему рану.Будем осторожны в словах,поступках и помыслах.Обидеть всегда легче,чем потом попросить прощения и хорошо,если тебя смогут искренне простить,не затаив злобы.Братья и сестры!Вступим же в Святую Четыредесятницу с легкой душой,в которой нет злопамятства,простивши всем все обиды и огорчения!
Добавить комментарий:
* Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
 
© Vinchi Group - создание сайтов 1998-2024
Илья - оформление и программирование
Страница сформирована за 0.011473894119263 сек.