СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ВЕЛИКОРОССЪ
НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

№11 Павел МАКАРОВ (Украина, Никополь) Мифическим «казаком Микитой», оказался Афанасий Никитин!

Яндекс цитирования
Бог Есть Любовь и только Любовь и Он Иисус Христос
Официальный сайт Южнорусского Союза Писателей
Омилия — Международный клуб православных литераторов
На главную Наша земля №11 Павел МАКАРОВ (Украина, Никополь) Мифическим «казаком Микитой», оказался Афанасий Никитин!

А. НикитинМифическим «казаком Микитой», оказался Афанасий Никитин!

 

На протяжении века в кругу историков и краеведов, считалось,  что старое название местности «Никитин рог» (место расположения современного Никополя) произошло от того, что в древние века на этом месте жил; «козак Микита», «кузнец Никита», «паромщик Никита», и т.д.  оттуда и топонимическое.название. Так ли это?

Родился Афанасий Никитин в Твери, в семье крестьянина Никиты; по одной из версий прозванье его было Майков (таким образом, «Никитин» — отчество Афанасия, а не фамилия). Он стал известен тем, что совершил путешествие в 1468–1474 гг. по Персии, Индии и Турции; составил описание этого путешествия — книгу «Хожение за три моря». Это было первое в русской литературе описание не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран.

Афанасий Никитин в 1468 г. получил грамоту от Великого князя Тверского Михаила Борисовича и решил развернуть широкую торговлю в районе современной Астрахани. Бывалый купец Никитин до этого не раз посещал дальние страны – Византию, Молдавию, Литву, Крым – и благополучно возвращался домой с заморским товаром. Автор материала хочет сделать акцент именно на установленном факте ранних  нахождений Никитина в Крыму, и как непреложный дополнительный факт наличия полезных торговых знакомств среди крымских купцов.

Карта  путешествий А. Никитина

В Нижнем Новгороде Никитин должен был в целях безопасности присоединиться к русскому посольству Василия Папина, но тот уже ушел на юг, и торговый караван его не застал. Дождавшись возвращения из Москвы татарского посла Ширвана Хасан-бека, Никитин с ним и с другими купцами отправился в путь на две недели позже намеченного. Под самой Астраханью караван из посольского и купеческих судов ограбили местные разбойники – астраханские татары, не посчитавшись, что на одном из кораблей плыл единоверец и к тому же посол. Они отняли у купцов весь товар, закупленный в кредит, таким образом возвращение на Русь без товара и без денег грозило долговой ямой. Товарищи Афанасия и он сам, по его словам, «заплакав, да разошлися кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошел на Русь; а кой должен, а тот пошел, куды его очи понесли».

Желание поправить дела с помощью посреднической торговли погнало Никитина дальше на юг. Через Дербент и Баку он попал в Персию, пересек ее от Чапакура на южном побережье Каспия до Ормуза на берегу Персидского залива и по Индийскому океану к 1471 году доплыл до Индии. Где и очутился  с единственным товаром -дорогим жеребцом, которого он надеялся выгодно продать там и, купив нужных на Руси товаров, возвратиться домой. В Индии он провел целых три года, посетив Бидар, Джункар, Чаул, Дабхол и другие города. Денег он не нажил, но обогатился неизгладимыми впечатлениями и специфическими знаниями. Он первым среди европейцев за 30 лет до Васко да Гамы достиг Индии.

Тяжело было Никитину на чужой дальней стороне среди 84 вероисповеданий.

На обратном пути в 1473–1474 гг. Никитину довелось побывать на побережье Восточной Африки в «земле Эфиопской».   После длительного путешествия Никитин выбрал обратный  путь — через  Трапезунд к Чёрному морю и далее в Кафу (Феодосию). Прибыть напрямую в Кафу не получилось, из–за погодных условий судно прибило к Балаклее и, уже продвигаясь вдоль крымского берега, оно прибыло  в Кафу в ноябре1473 г.

Одна из страниц «Хождения за три моря»

Никитин не рискнул отправляться дальше в родную Тверь, решив дождаться весеннего купеческого каравана. Здоровье его было подорвано длительным путешествием. Возможно, в Индии он приобрел какое-то хроническое заболевание. В Кафе Афанасий Никитин вероятно познакомился и близко сошелся с богатыми московскими «гостями» (купцами) Степаном Васильевым и Григорием Жуком. Дорога из Крыма на Русь хорошо была известна русским купцам. Купцы смо­ленские, тверские и новгородские предпочитали из Крыма ехать вдоль Днепра. Был и другой, более прямой путь по Дикому полю через вла­дения Золотой Орды. Но в предыдущую осень хан Ахмат пошёл на Русь, по словам летописи, «со всей силою ордынскою» и бился под Алексиным на Оке с русскими князьями. Так как идти вторым путём было опасно, то  Афана­сий со товарищи присоединился к посольскому  обозу Н.В. Беклемишева, возвращавшегося из Крыма в Москву вместе с  крымским послом Довлетек-мурзой, и их объединенный караван пошёл дорогой вдоль реки Днепр с конечным пунктом в Смоленске, откуда Никитин собирался свернуть в родную Тверь. Когда караван тронулся в путь (скорее всего, в марте 1474 г.), в Крыму было тепло, но по мере продвижения на север погода становилась все холоднее. В ложбинах и в лесах еще лежал снег, телеги то и дело застревали в грязи. Переправившись через Днепр в районе нынешнего Никополя, караван двинулся по его правому берегу к Киеву, где уставших путников ждал кратковременный отдых. Именно в этом месте возникнет вопрос: а двинулся ли дальше вместе с караваном Афанасий Никитин?

Подорванное здоровье Никитина дало о себе знать, и он неожиданно умер. Абсолютно бездоказательно, на протяжении 500 лет было принято  предполагать, что Никитин умер по дороге в  Смоленск осенью 1474 года. Большое количество исследователей  путешествия Никитина, основываясь на известных предположениях, не удосужась провести исследования, стали заявлять что Никитин умер (и естественно похоронен) около Смоленска. 

Топонимика – сравнительно молодая наука, изучающая географические названия. Слово "топонимика" образовано от двух греческих слов: topos - место, местность и onoma - имя. В этой самостоятельной научной дисциплине одинаково важна роль трёх наук - лингвистики, истории и географии. Автор материала убежден, что нередко географические названия обусловлены содержанием объекта, поэтому в конкретном случае вскрыть истинную этимологию названия можно, только сопоставив все без исключения исторические версии и факты, отстраняясь от мифов и легенд.

На приложенной к данному материалу карте путешествий Никитина четко просматривается пересечение местонахождения будущего Никополя. Несомненно, что служители посольства, возвращаясь в Москву, выполняли работы по описанию местности через которую проходили. Смерть Афанасия Никитина, и его последующее захоронение дало имя месту захоронения,  отсюда и нарицательное название Никитин рог.

Московский летописец записал под 1475 годом: «Того же году обретох написание Офонаса тферитина купца, что был в Индеи 4 годы, а ходил, сказывает, с Васильем с Папиным, а сказывает, что де и Смоленска не дошед, умер, а писание то своею рукою написал, иже его руки тетради привезли гости к Мамыреву Василью, к дьяку великого князя на Москву».

Записки Афанасия Никитина были обнаружены Н. И. Карамзиным в архиве Троицко-Сергиевского монастыря в составе Троицкой летописи и опубликованы им в 1817 г.

В 1955 в Калинине (ныне Тверь) был поставлен памятник Никитину (скульпторы С. М. Орлов, А. П. Завалов, архитектор Г. А. Захаров, бронза, гранит). В 1958 году вышел фильм под названием "Хождение за три моря" (Мосфильм, Олег Стриженов в роли Афанасия Никитина).

Афанасий Никитин первым из русских людей описал Южную и Юго-Восточную Азию от Ирана до Китая. Попав в столь дальнее путешествие случайно, Афанасий Никитин, за которым не стояли ни представители светской, ни церковной власти, доказал возможность торговых контактов между Русью и самыми отдаленными азиатскими районами. Путь его так и не был повторен. Афанасий Никитин так и остался не понятым на Родине.

 

31 мая 1475 г. к крымским берегам подошла турецкая эскадра. Неподалеку от Кафы турки высадили крупный десант. Османов поддержали татары. На следующий день началась осада Кафы, а 6 июня крупный гарнизон мощной крепости позорно капитулировал. Турки, несмотря на обещание сохранить жителям города жизнь и имущество, действовали, по своему обычаю, как разбойники. Сначала они захватили и ограбили всех иностранных, в том числе русских, купцов и часть из них убили. "Того же лета, – говорится в русской летописи, – туркове взяша Кафу, гостей московских много побиша". Затем османы отобрали имущество у генуэзских "граждан".

Вот и получается, что вовремя ушел из Кафы Никита со товарищи.

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
* Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
 
© Vinchi Group - создание сайтов 1998-2019
Илья - оформление и программирование
Страница сформирована за 0.017364978790283 сек.