СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ВЕЛИКОРОССЪ
НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

САМЫЙ ЛЮБИМЫЙ «РУССКИЙ СВЯТОЙ»

Бог Есть Любовь и только Любовь и Он Иисус Христос
Официальный сайт Южнорусского Союза Писателей
Омилия — Международный клуб православных литераторов
На главную Актуально САМЫЙ ЛЮБИМЫЙ «РУССКИЙ СВЯТОЙ»

Николай Головкин

 


Н. ГоловкинНиколай Алексеевич Головкин – поэт, эссеист, публицист. Член Союза писателей России. Член секции поэзии Московской городской организации Союза писателей России. Член Международного клуба православных литераторов «Омилия» (Украина): http://omiliya.org/  Родился 4 ноября 1954 года в Ашхабаде (Туркмения) в семье потомственных москвичей. Литературной деятельностью занимается с 1968 года. В 1977 году окончил факультет русской филологии Туркменского государственного университета имени А.М. Горького. В 2009 году награждён юбилейной медалью «55 лет Московской городской организации Союза писателей России:1954-2009». Публиковался в альманахе «Пушкинское кольцо-2010», журналах «Русский Дом», «ВЕЛИКОРОССЪ», «Элита России», «Клуб», «Природа и человек», «Наше поколение» (Молдова), газетах «Московский Литератор», «Вёрсты», «Гудок», «Россия», «Трибуна»,  «Русь Державная», «Русский вестник», «Московский железнодорожник», «Вечерняя Москва», «Наша губерния», на сайтах patriarchia.ru, pravoslavie.ru, fondsk.ru, «Одна Родина», «Русское единство», Русская народная линия, СТОЛЕТИЕ и др. В 2010 году стал лауреатом Международного Рубцовского конкурса «Звезда полей». Автор книг: «Поэтическое излучение» (стихи, 1994), «Свет в конце тоннеля» (стихи, эссе, рассказы1999), «Иван-чай. Диалоги о России» (публицистика, эссе, рассказы, 2005), «Февральская лазурь» (стихи, 2010), «Троицкий иконописец» (эссе, рассказы, 2010). Живет в Москве.

 

 

Свт. Николай22.05.12. 22 мая – перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари (1087)

 

 

 

На Руси святитель Николай – самый почитаемый святой, его даже называют Русским Богом. Множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени.

 

 

Два Николая

 

Полтора века назад наш известный историк Церкви архимандрит Антонин (Капустин) обнаружил, что древние агиографы допустили смешение двух житий: Николая Угодника Мирликийского, который жил в IV веке, при императоре Константине,  и Николая  Пинарского, который жил двумя столетиями позже, в VI веке, и стал архиепископом при императоре Юстиниане I. Он долгое время был настоятелем Сионского монастыря. Сохранились древние тексты его жития, восходящие к VI веку.

 

«Можно дивиться, - писал он, - каким образом два лица, оба знаменитые, слились в памяти церковной в один досточтимый и святоублажаемый образ; но отрицать факта нельзя…».

 

В середине X века один переписчик ошибочно решил, что упоминаемые в разных текстах святитель Николай Великий и Николай Пинарский — это один человек.  Недолго думая, он «дополнил» житие Николая Мирликийского, написанное греческим монахом Михаилом Архимандритом.

 

В результате два Николая слились в народном  представлении, а затем и в церковной памяти  – в один почитаемый образ.

 

Из-за этого в житии великого Чудотворца возникли исторические несоответствия. Например, получалось, что Николай Мирликийский посещал храм Воскресения Господня на Святой Земле задолго до его основания императрицей Еленой. На самом деле Николай Чудотворец на Святой Земле не был, описанное во многих его житиях паломничество совершал Николай Пинарский.

 

Подобным образом произошла путаница и с именами родителей и дяди Николая Мирликийского. Феофан (Епифаний) и Нонна, упоминаемые в его житиях, — это имена родителей Николая Пинарского.

 

Ошибки можно увидеть и на иконах. Стояние младенца в купели, чудеса о кипарисе и об исцелении Ноны, последовательное прохождение всех ступеней церковной иерархии. Это Николай Пинарский был чтецом, диаконом, священником, Николай Мирликийский сразу стал епископом.

 

Но всё это не умаляет значения святителя Николая. Он все равно самый любимый «русский святой», просто ему для красного словца приписали ещё больше, чем он совершил.

 

Для современных исследователей, в числе которых   и ученые различных стран Европы, и учёные России - председатель православного общества «Скиния», писатель-агиограф, организатор ежегодных международных конференций николаеведов, автор исправленного жития святителя Николая Александр Бугаевский, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Андрей Виноградов и другие, это – неоспоримые факты. Тем не менее, эпизоды из жизни Николая Пинарского, увы, до сих пор публикуются в житии Николая Угодника.

 

Новый текст жития святителя Николая по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II впервые издали А.В.Бугаевский совместно с архимандритом Владимиром (Зориным).

 

Публикуя уже дважды этот исправленный текст они  не только удалили из жития эпизоды, которые не имеют отношения к святителю Николаю, но также включили сведения из «Деяния о подати» и «Деяния о стратилатах», которое «оказалось утраченным или искаженным в тексте Метафрастова жития, а впоследствии и в Четьих-Минеях святителя Димитрия Ростовского.

 

Литературные достоинства нового текста получили высокую оценку. По словам протоиерея Валентина Асмуса, «труд А. В. Бугаевского служит одновременно двум целям: являясь научным исследованием, он может быть использован в изданиях, подобных Православной Богословской Энциклопедии, а как произведение духовно-назидательное оно могло бы издаваться для широкого круга читателей и в будущем войти в новые Четьи-Минеи».

 

Возрождённая святыня

 

Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером…

 

Каждый русский город, каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.

 

Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Православной Церкви: святителя Николая Зарайского - в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского - тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой - в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражия.

 

…4 ноября 2010 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, по окончании Божественной литургии в Казанском соборе на Красной площади Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил крестный ход к Никольской башне Московского Кремля.

Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин освящения отреставрированной надвратной иконы Николы Можайского на Никольской башне. Святейший Патриарх поднялся к святыне на специально оборудованном подъемнике и окропил ее освященной водой.

 

«…Мы освятили образ святителя и чудотворца Николая, который был некогда осквернен и поруган, - подчеркнул Первоиерарх в своем Обращении. - Осквернение и воссоздание этого образа — тоже некий символ преодоления исторических разделений. Разделения, которые сегодня остаются в нашем обществе, — они ведь не сегодня возникли, они пришли из прошлого. Потому, когда мы говорим об объединении людей, мы говорим о примирении поколений, о примирении всех тех, кто был разделен в прошлом, но которые приносят и в нынешнее поколение печать разделений. Будем молиться святителю и чудотворцу Николаю, чтобы великий Божий угодник, который ныне обновил свой лик на Никольской башне Московского Кремля, был нашим помощником и покровителем. Святитель Николай был образом кротости, как говорит о том молитва; но в руках этого кроткого угодника мы видим меч, что свидетельствует о том, что и кротостью, и человеческой силой должны осуществляться и реализовываться великие цели.

Пусть по молитвам святителя и чудотворца Николая Господь хранит нашу страну от внешнего врага. Пусть по молитвам угодника Божиего соединяется наш народ в единой, сильной и дружной общине, способной решать те задачи, которые сегодня стоят перед нашим народом...».

 

 

«Молитвы святителя привели к Богу…»

 

- Святитель Николай Чудотворец... Столетия назад окончил земную жизнь этот удивительный человек – епископ существовавшего когда-то города Мир Ликийских. Множество христиан по всему миру на своём жизненном опыте познали близость этого святого к нам, живущим ныне на нашей многострадальной планете.  

 

Так началась наша беседа с клириком храма святителя Николая в Бирюлёве (Москва), старшим священником храма Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме иереем Константином Кобелевым.

 

- Хотя ни исторически, ни географически место подвигов Святителя Николая не связано с Русью, - продолжает он, - так получилось, что почитание этого святого вышло на одно из первых мест именно здесь, а не в родной ему по крови Греции. Скорее всего, «самый любимый русский святой» ничего и не знал ни о тех землях, которые ныне являются нашей родиной, но, тем не менее, наше знакомство – очень глубокое и чрезвычайно тесное –свершившийся неоспоримый факт! Факт, ставший одним из тех камней, на которых стоит наша вера. Вера русских, белоруссов, украинцев, других народов. Один Бог знает количество людей, укреплённых в Православии через знакомство со святителем Николаем. Об этом свидетельствуют не только множество храмов, стоящих по всей нашей земле. В любом храме,  в любой близкой к Богу семье встречаем множество икон – от старинных, прославленных в веках, до маленьких бумажных.

 

Как отец Константин пришёл к Богу?! Он не был крещён в детстве. В их доме ничего не говорило о Боге.

 

- Одна лишь тоненькая ниточка связывала со Спасителем, - рассказывает отец Константин, – крещёный дедушка Николай, редкое упоминание о том, что крёстным-то его был Царь Николай II. Оба они, связанные, пусть заочно, великим  Таинством – носили имя святителя и чудотворца Николая. Молитвы святителя, молитвы тезоименитого ему святого Царя – мученика в очень непростых обстоятельствах жизни привели всю нашу семью к Богу, а меня на первую ступень священства: в Николин день, 22 мая 1991 года, совершилась моя диаконская хиротония. Это для того, чтобы я не сомневался, чьи молитвы ведут меня по жизни.

 

В 1998 году – уже  священником – отец Константин был направлен служить в храм святителя Николая в Бирюлёве, что на южной окраине Москвы.

А через 10 лет Господь ещё раз особым образом являет эту, надеюсь,   неразрывную связь. 30 ноября 2008 года во время совершения Акафиста нашему небесному защитнику отец Константин с прихожанами был сохранён от страшной смерти при первом в истории новой России террористическом акте – взрыве – в православном храме. Лишь одна прихожанка Анна пострадала, спасая всех.

 

- Икона святителя, перед которой в те минуты молились мы, ничего не подозревавшие, – говорит батюшка, - должна по праву считаться чудотворной.

 

 

«…нашу семью хранил святитель Николай…»

 

Святитель Николай вдохновлял и, надеюсь, всегда будет вдохновлять русских писателей.

 

Вот строки из некоторых произведений.

 

/…/Гудят спокойные и важные колокола трех Никол… Слушай звон колоколов Арбата… Плачь с плачущими. Замерзай с замерзшими и голодай с голодными. Но не гаси себя и не сдавайся плену мелкой жизни, мелкого стяжательства, ты, русский, гражданин Арбата /…/.

И Никола Милостивый, тихий и простой святитель, покровитель страждущих, друг бедных и заступник беззаступных, распростерший над твоею улицей три креста своих, три алтаря своих, благословит путь твой и в метель жизненную проведет /…/.

 

(Борис Зайцев. «Улица святого Николая», 1921)

 

 «В православии не водится такого, чтобы какого-либо угодника Божия мы считали первым, вторым, все велики для нас - это несомненно. В нашем доме всегда была икона, ее звали бабушкиной, мамы отца. Какие были наши знания о Боге? Почти никаких. Но в доме никогда не было ни ссор, ни ругани, ни тем более богохульства. Пусть мы были пионерами, но на Пасху радовались чистым рубашкам, на столе, на белой скатерти, стояли кулич, крашеные яйца. В наши низкие окна светило радостное воскрешающее солнце. Оно приходило с той стороны, из того красного угла, в котором стояла икона.

 

И вот мы всегда думали, что это икона Николая Чудотворца - Николы Угодника, как говорили родители. Так и я думал, пока однажды, уже взрослым, уже хоть что-то понимающим, взял икону, достал из киота и стал очищать ее. Это была икона Господа Вседержителя /…/. Но эта детская вера, окрепшая во мне, взрослом, что нашу семью хранил святитель Николай, эта вера не ослабла, но усилилась...

 

(Владимир Крупин. «Николай Мирликийский»)

 

 

Далеко та земля от Руси,
Где лежат его честные мощи.
Но звучит в каждой церкви: «Спаси
Нас, угодниче Божий!»
Безграничны твои чудеса
По всему православному свету.
Избы, храмы, поля и леса —
Знают образ твой светлый.
Ибо если у дома враги,
Если пажити кони их топчут,
Если молится Русь: «Помоги!»
То — тебе, Чудотворче...
Помоги же, Святитель! Покрой
Своей милостью наши твердыни.
Видишь — точится русская кровь
От веков летописных доныне?
Видишь — кружатся бесы во мгле,
Умножая число наших бедствий...
Много люда на русской земле,
Да забыты мы в Царстве Небесном.
И приходят то врун, то палач
И страну превращают — в пустыню...
О, заступник! Услышь же наш плач,
Помолись за Россию!

 

(Николай Переяслов. «Николай Чудотворец»)

 

 

Постскриптум

 

На протяжении веков многие верующие по всему миру обращались к Угоднику Божиему с молитвой, получая скорую помощь. Вот та самая реальная жизнь святого, которую мы можем ощутить и на своем опыте.

 

Когда в наше время на Западе некоторые вообще сомневаются, что, такой человек как святитель Николай был или отождествляют его с рекламным Санта-Клаусом, мы, у нас в России, всё равно верим: именно этот человек, именно этот святой много раз нам помог в трудных житейских ситуациях, может быть, даже спас от гибели...

 

И молимся, непрестанно молимся мы самому любимому «русскому святому»:

 

 

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче священноначальниче Николае,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.

 
Комментарии
Олег
2016/10/15, 19:19:37
Николаю угоднику нужно поставить памятник, как ЧУДОТВОРЦУ которого почитают на РУСИ как воплощение чистому и верному.
Добавить комментарий:
* Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
 
© Vinchi Group - создание сайтов 1998-2019
Илья - оформление и программирование
Страница сформирована за 0.029010057449341 сек.