СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ВЕЛИКОРОССЪ
НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

НЕ ПРЕДАЙ!

Бог Есть Любовь и только Любовь и Он Иисус Христос
Официальный сайт Южнорусского Союза Писателей
Омилия — Международный клуб православных литераторов
На главную Актуально НЕ ПРЕДАЙ!

Светлана Замлелова

 

С. ЗамлеловаСветлана Замлелова - прозаик, публицист, критик, переводчик. 

 

 

 

 

 

15.03.12. В.Г. Распутину – 75.

 

Добро и зло в наше время поменялись ролями. Добро стало смешным и немодным. Зло преподносится как нечто естественное и необходимое. Добро теряет доверие. Зло обретает несокрушимое алиби. Кому-то удалось вывернуть мир наизнанку и убедить остальных, что так и должно быть. Этот новый мир, получивший название «постмодерн», отличает склонность к отрицанию и разрушению. Традиции и старые формы не могут восприниматься всерьёз постмодернистским сознанием, требующим уничтожения всего, что проникнуто традиционным пафосом.

Человек, добившись послабления своей зависимости от природы, не выдержал напряжения и решил удовольствоваться достигнутым. Как школьник, которому ради пятёрок надоело корпеть над учениками, забрасывает книги и отдаётся улице.

Когда-то ради уменьшения страданий и высвобождения из оков физического мира, человек стремился открыть тайны мироздания и обернуть полученное знание себе на пользу. Это требовало предельного напряжения сил, самоотдачи, а зачастую и самоотречения. Но уже в XIX в. К.Н. Леонтьев предсказывал появление среднего человека, самоуверенного и заносчивого, ориентированного на сиюминутные потребности и бесконечную борьбу за свои права. В XX в. Х. Ортега-и-Гассет зафиксирует, что современному среднему европейцу присущи две черты: «беспрепятственный  рост жизненных  запросов  и,  следовательно,  безудержная  экспансия  собственной натуры и, второе, врождённая неблагодарность ко всему, что сумело  облегчить ему жизнь».

Почему сегодня стало возможным то, что мы называем «пересмотром результатов Великой Отечественной войны», «фальсификацией истории»? Проще всего было бы найти внешнего врага и спихнуть вину на него. Но не сидит ли этот враг в нас самих? И не говорит ли это о том, что наш современник просто перестал понимать, ради чего, собственно, жили прошлые поколения? Когда Зою Космодемьянскую объявляют сумасшедшей и, ничтоже сумняшеся, говорят о ненужности и бессмысленности её подвига, происходит это потому, что судьи Зои не понимают значения слова «самоотверженность». Точно так же, как зулус не понимает индейца, а магрибинец – китайца. Человек постмодерна живёт другими ценностями, среди которых всё меньше традиционных, ещё вчера понятных подавляющему большинству. В вопросе освобождения такой человек пошёл дальше предшественников, он нацелен на освобождение и от моральных уз, от всего того, что подавляло инстинкт, обязывало к самодисциплине и налагало ответственность. Он стремится избежать любого напряжения в пользу личного удобства и расслабленности. Появление этой расслабленности, как некоего жизненного ориентира, многое способно объяснить в нашей жизни. Так, например, вера и творчество немыслимы без проявления воли, без предельного напряжения сил. Но когда гедонизм попадает в разряд ценностей, стоит ли удивляться тотальной нравственной деградации и предельному творческому оскудению.

Но «отрицание» и «разрушение» – это всего лишь слова, не объясняющие сути и не дающие оценки. Когда человек отрекается от того, что ещё недавно считал святым, отрекается не потому, что святое вдруг обернулось своей противоположностью, а потому что, отрекшись, он оказывается в более выгодном и удобном положении, вне постмодернизма такое деяние назовут «предательством». Постмодернизм пытается убедить нас, что в предательстве нет ничего худого. Что для человека естественно поступать в соответствии с собственной выгодой и удобством. Но постмодернизм возник не сразу и вдруг. У него были свои апостолы и пророки, свои адепты и апологеты. Носители его идей жили всегда, с тою лишь разницей, что это были изгои и одиночки. Но время пришло, и постмодернизм не просто пожалел и оправдал их, гонимых жестокой традицией, но и назначил выразителями истины, сводимой к утверждению, что истины нет.

Русская литература давно уловила, что надвигается что-то новое и страшное, что с человеком происходит необоримое – формируется новый человеческий тип. И тип этот страшен тем, что знает свои права и существует по законам своего удобства.

Тема предательства звучит во многих произведениях В.Г. Распутина. Писатель кропотливо исследует разные стороны и разные проявления предательства. Подчас оно очевидно, подчас сокрыто от глаз. А бывает и так, что человек и сам не в силах разобраться, предал ли он.

 

                   В. Распутин и В. Крупин

 

Фото 1: Писатели В.Г. Распутин и В.Н. Крупин.

 

В повести «Последний срок» (1970) взрослые дети предают старуху-мать. Вопреки прогнозам, старуха не умирает, а идёт на поправку, чем вызывает досаду приехавших на похороны к матери и потратившихся на дорогу детей.

Оказавшись на исходе войны в госпитале недалеко от дома, герой повести «Живи и помни» (1975) Андрей уверен, что перед возвращением на фронт ему позволят съездить домой. Но ему не позволили. И Андрей, не устоявший перед соблазном, ушёл сам. Дезертировал. Предал. И теперь уже перед страшным выбором – предать мужа или самоё себя – оказывается жена Андрея Настёна. Конец Настёны предрешён в тот момент, когда настала необходимость выбирать. Потому что любой её выбор несовместим с обычной, размеренной жизнью. Любой выбор – слишком тяжёлая ноша, которая едва ли по плечу Настёне. И ношу эту взвалил на Настёну Андрей, предавший не только Родину, но и жену, родителей, односельчан. Наслаивающиеся одно на другое предательства приводят к трагедии.

В повести «Прощание с Матёрой» (1976) всё выглядит не так определённо и однозначно. Строят на Ангаре электростанцию, и вода должна подняться и затопить деревню, людей из которой переселяют в новый посёлок. Но вместе с деревней уйдут под воду и отцовский дом, и кладбище, где лежат деды и прадеды, и пашня с хорошей, жирной землёй. Мучаются старики, что именно на их долю выпало бросить деревню, предать свою малую Родину.

Если в повести «Живи и помни» герои, раз предав, гибнут, то чем дальше во времени разворачивается повествование, тем более незаметным и естественным выглядит предательство. Писатель и сам хочет разобраться в причинах надвигающегося перелома и осознать его возможные последствия. Он смотрит на происходящее глазами разных людей, перевоплощаясь то в одного, то в другого своего героя и рассуждая устами каждого из них. А поскольку действие большинства произведений В.Г. Распутина разворачивается в деревне, то и герои его большей частью оказываются мудрствующими простецами. Все они вместе с автором чувствуют надвигающиеся перемены и стараются понять причины их неотвратимости. Никто из них не знает слова «постмодернизм», но каждый знает, что «путаник он несусветный, человек твой. Других путает – ладно, с его спросится. Дак он ить и себя до того запутал, не видит, где право, где лево <…> Будто как по дьяволу наущенью» («Прощание с Матёрой»). В меняющемся, выворачивающемся наизнанку мире герои В.Г. Распутина чувствуют себя неуютно. И зачастую, будучи не в силах прижиться в нём, задаются вопросом: как и зачем жить дальше, если «можно сказать, перевернулось с ног на голову, и то, за что держались ещё недавно всем миром, что было общим неписанным законом, твердью земной, превратилось в пережиток, в какую-то ненормальность и чуть ли не в предательство» («Пожар» 1985). Сегодня, когда перелом произошёл и прежний человеческий тип сменился новым, эту мысль можно смело продолжить: а то, что было предательством, стало твердью.

Проза В.Г. Распутина оказалась пророческой по отношению к настоящему времени. Исследуя феномен предательства, его психологию и философию, В.Г. Распутин предупреждал своего современника о грядущих и неотвратимых переменах, о том, что «свет переворачивается не сразу, не одним махом, а вот так, как у нас: было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя – стало можно, считалось за позор, за смертный грех – почитается за ловкость и доблесть. И до каких же пор мы будем сдавать то, на чём вечно держались?» («Пожар»).

Одним из первых в русской литературе начал В.Г. Распутин дискуссию о постмодернизме. Его проза – не просто плач по селу, понятный исключительно советскому крестьянину, не просто исследование деревни. Это размышления о месте русской цивилизации в эпоху крушения одной системы ценностей и становления другой. Узкое определение «писатель-деревенщик», ограничивающее масштаб писателя околицей, так же неприменимо к В.Г. Распутину, исследующему взаимоотношения Человека со Злом, как, например, «бытописатель» неприменимо к М.Е. Салтыкову-Щедрину. Опасность постмодернизма, о которой предупреждал В.Г. Распутин, заключается в его нацеленности на окончательное освобождение человека. Освобождение от угнетающих личность традиции и морали. Но освободившись от морали, признав, что нет единой истины, человек, возможно, и сам того не желая, окажется в условиях естественного отбора, когда перед ним откроются лишь два пути – для одних к озверению, для других – к оскотиниванию. Потому что, как утверждает постмодернизм, человек – это не образ Божий и даже не разумное существо. «Человек» больше не звучит гордо.

Творчество В.Г. Распутина – это пророчество, сбывшееся при жизни писателя. Это воззвание к человечеству, ставшее сегодня как никогда актуальным. Это призыв вернуться не к дедовской старине и патриархальности, но к самим себе, призыв сохранить подобие Божие, чтобы оставаться людьми.

 

Литературная Газета

 
Комментарии
Старец
2012/04/01, 22:07:03
Картинка: юбилей Распутина, средний возраст всех 70-80 лет, пигментные пятна, изможденные лица (Крупин), немощь. И - по аналогии - юбилей Горького в 30-е годы: 34 года Леонову, 36 лет Всеволоду Иванову, 35 лет Шолохову и т.д. Маразм и взлет!
Андрей
2012/03/26, 20:15:21
Отшельнику: в Петрищеве базировался узел радиосвязи немцев. Забывают, что группе, в которую входила Зоя, первой удалось нанести им ущерб и вообще войти в село - до Зои наших разведчиков, увы, уничтожали еще на подступах к объекту. Забывают о перерезанных диверсионной группой кабелях связи немцев, что затруднило им управление войсками. Забывают о тех силах, которые враг вынужден был оставлять в тылу для охраны своих коммуникаций - именно потому, что знали, что Зоя придет...
Валерий Кожушнян
2012/03/26, 19:56:56
Вот именно - вернуться к самим себе. Тогда и память наша вернется - та, глубинная, замутненная нынешними реалиями, но никогда не исчезающая навсегда. Надо бы вернуться в начале к себе.
Наталья Грибеник
2012/03/26, 14:29:04
Добро остается добром, а зло-злом. Поменялось отношение к этим категориям, т.е.поменялись люди.
Виталий Серков
2012/03/26, 11:01:37
Спасибо, Светлана Георгиевна, за прекрасную статью и за подсвеченную изнутри проблему нашего Отечества. К сожалению, те, кто должен от недуга лечить, с завидным упорством делают вид, что ничего с нашим обществом не происходит. Да, роль русской литературы переоценить трудно, но и такие подвижники, как Валентин Распутин, не в силах что-то изменить. Должна меняться политика, проблемой этой должны озаботиться власть предержащие. Да нужно ли им это? Ведь благодаря таким качествам, как отсутствие совести и морали, они прорвались во власть, окружили себя себе подобными. Беда!
Отшельник
2012/03/26, 10:59:45
Автор: "Русская литература давно уловила, что надвигается что-то новое и страшное..."
Да, об этом Ф.Достоевский в "Бесах" прямо прописал. Но об этом "новом" и страшном задолго до русской литературы прописано в церковных книгах, что это - приход антихриста. Страшно то, что противостоять этому почти невозможно.
И вдвойне ценно, что ещё есть такие люди как Валентин Распутин, которые, как светильники, указывают людям выход из тьмы.
По поводу примера Зои Космодемьянской. Пример неудачный.
Можно объяснить подвиг Александра Матросова, который спас товарищей от смерти, тем самым приблизил победу. Но кого спасала и ради чего поджигала Зоя Космодемьянская? Ведь за такие поджоги нередко крестьяне становились заложниками и их фашисты расстреливали. Автор это называет самоотверженностью.
А не одержимость ли это?
Ирина
2012/03/18, 14:33:34
Низкий Вам, поклон, Светлана, за то, что обозначили такую проблему.
Конечно, ее в одночасье не решить и от того, что все это понимают единицы, ничего пока не зависит.
Наш народ тяжко болен и у этой болезни есть свой естественный ход. Пока наши души не переболеют этой чумой в целом ничего не изменится. Но раз уже есть такие проблески сознания, как Ваша статья, значит, прогноз - оптимистический.
Теперь все зависит от нашего терпения, от способности тысячу раз на разные лады повторить то, о чем вы здесь сказали. Тогда Ваша мысль не потеряется.
Тогда наконец быть такими, как люди в распутинском "Пожаре", станет элементарно СТЫДНО.
Инкогнито
2012/03/17, 15:11:15
Татьяна Ивановна Литвинова

Сегодня, когда в стране всё громче и громче звучит уже ставший вечным вопрос «Что делать?», а именно, что делать с тем страшным явлением, пришедшим в нашу жизнь – с почти сформировавшимся «новым человеческим типом, знающим свои права и существующим по законам своего удобства», но совершенно забывшим, а может, уже и представления не имеющим о своих обязанностях, о долге и чести, просто необходимо вновь вернуться к произведениям наших русских классиков, современных писателей-патриотов. Ведь сегодня, к огромному сожалению, фамилия Распутин у молодых людей чаще ассоциируется с «Гришкой Распутиным», а не с нашим замечательным современником Валентином Распутиным, автором прекрасных, глубоких и правдивых по своей народной психологии книг. Это у его героев нужно учиться житейской мудрости, ёмкому, образному русскому слову. Но как это осуществить на практике, когда вокруг так много яркого дьявольского соблазна, над которым и задумываться не надо, а просто бери и глотай? В школе его творчеству уделяется недостаточно внимания, в средствах массовой информации – ещё меньше. Да что далеко ходить? Даже в эти юбилейные дни на телеканале «Культура» не нашлось другого времени, как только ночью, для фильмов по произведениям Валентина Григорьевича, я уж не говорю о других каналах, там вообще тишина – это ли не позор для России?! Кто у нас задаёт тон? Кто вытесняет русскую культуру? Кто навязывает чуждые нам «ценности»? Может быть, пришло время наряду с такими программами, как «Давай поженимся!» или «Брачное агентство…», запустить проект, например, «Женский разговор» (помните одноимённый рассказ В.Распутина?) или что-нибудь в этом роде, где бы говорили о нравственно чистых отношения (без предательства, без коммерции) между юношей и девушкой, мужчиной и женщиной, где бы звучала правильная русская речь – одним словом, никакой пошлости. Да и хватит прикрываться то постмодернизмом, то ещё каким-нибудь направлением, придуманным бездарностями.
Наталья Чернавская
2012/03/17, 11:36:34
Сегодня, когда перелом произошёл и прежний человеческий тип сменился новым, эту мысль можно смело продолжить: а то, что было предательством, стало твердью.
Я думаю, нарастание горечи у Распутина (и не только) всё-таки не к такому выводу ведёт, пока есть хоть один человек, писатель, свидетель, чёрное остаётся чёрным, белое - белым.
Вот интересное рассуждение отсюда http://www.facebook....=372945676059590&;id=100000324814678:Отказаться вообще от триумфальной медиа-позиции "мы победили, вокруг наши люди, наши традиции, наша духовность".
Нет. Отечество наше на небе, а "традиции", которые "победили" - это язычество. Мы не с государством, мы с забытой сибирской ямой, в которой до сих пор лежат неотпетые скелеты, сброшенные туда в результате "укрепления государственности".
А вы шутите, шутите. Валяйте, что там? Панк-молебен, да-да.
Но этот поворот - чтоб он был успешен - требует превращения православных христиан в России из аморфного полуказенного большинства в ОФИЦИАЛЬНОЕ ПОСТРАДАВШЕЕ МЕНЬШИНСТВО.
Потому что христиане-то - и в самом деле меньшинство. И именно в качестве меньшинства они могли бы защитить себя от контемпорари арта.
Но на это никто никогда не пойдет.
Распутин, и не только он, об этом же пишут - люди с памятью и совестью, соблюдающие традиции, остались в меньшинстве. Я не претендую на статус белой вороны, но именно такой чувствовала себя на работе, когда отказывалась выпивать-закусывать в пост, или не пускала дочь на уроки секспросвета - одна из класса, или взятки на госслужбе не брала... Ну что тут особенного, это ведь обычное, нормальное поведение - если мы живём в стране "православного большинства", а если нет, и прав Распутин и автор цитированного текста Д.Ольшанский - тогда нужно признать это и с этим пониманием жить дальше.
Матрона
2012/03/17, 11:32:57
Спасибо большое! Какая замечательная статья! Все правда!
Камиль
2012/03/17, 11:24:18
Какая всё же Вы умница, Светлана! Как точно описали главную трагедию нашего времени и пророческий дар нашего любимого Валентина Григорьевича в день его юбилея осветили!
С глубоким уважением, Камиль.
P.S. Я, быть может, наивен, но я уверен, что российский генотип в итоге всё же выстоит в борьбе с бездуховностью и безнравственностью.
Игорь Белянин
2012/03/17, 01:09:56
Поздравляю !!!)
Геннадий Суздалев
2012/03/16, 00:37:19
Статья достойна юбиляра!
Валерий Кожушнян
2012/03/16, 00:36:21
Светлана! Умница. Материал твой на пять с плюсом.
Lorina Todorova
2012/03/16, 00:31:53
Очень интересная статья как с точки зрения содержания так и построения...Автор смело использует термин " постмодерн" , чтобы подвести читателя к восприятию, пониманию и объективной оценкe русского корифея , известного сегодня широко, писателя Валентина Распутина. Ценностная система ,согласно Автору статьи, так сильно изменилась, что то, что считалось Добром, , сегодня не воспринимается. И именно об этом предупреждал когда-то наш прекрасный писатель современник Валентин Распутин. Поражает в этой статье не только эрудиция Автора, но и умение преподнести читателю в резюмированной форме Творчество писителя и сопроводить очень логичными и ясно изложенными собственными комментариями. Можно было бы к этому заглавию статьи г-жи С. Замлеловой добавить и еще одно заглавие:
APOTHEOSE de l'oeuvre de Valentin RASPOUTIN! - АПОФЕОЗ ТВОРЧЕСТВУ ВАЛЕНТИНА РАСПУТИНА!
Alexey Guintovt
2012/03/16, 00:30:08
ПРЕКРАСНАЯ СТАТЬЯ !
Panko Anchev
2012/03/16, 00:26:17
Великий писатель!
Ирина
2012/03/15, 18:16:27
Как всегда, Светлана, в самую точку, ясно, умно, одним словом - поздравляю. Статья великолепная, все сама понимаю про постмодернизм, но как-то не хватало знаний, а здесь все совпало с автором, так совпало. Как бы эти игры печально не закончились для всех нас, начинается все так простенько, со спичек, а потом уже пожар не унять.
Это дар пламенного публициста, чтобы написать о проблеме так понятно и доходчиво.
Всех благ Валентину Григорьевичу Распутину, здоровья, крепости духа и новых талантливых книг.
Добавить комментарий:
* Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
 
© Vinchi Group - создание сайтов 1998-2020
Илья - оформление и программирование
Страница сформирована за 0.048524856567383 сек.