СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ВЕЛИКОРОССЪ
НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

№33 Светлана ЗАМЛЕЛОВА (Россия, Москва) Страдание и протест

Бог Есть Любовь и только Любовь и Он Иисус Христос
Официальный сайт Южнорусского Союза Писателей
Омилия — Международный клуб православных литераторов
На главную Наше наследие №33 Светлана ЗАМЛЕЛОВА (Россия, Москва) Страдание и протест

С. ЗамлеловаСветлана Замлелова - прозаик, публицист, критик, переводчик. Член Союза писателей и Союза журналистов России. Член-корреспондент Петровской Академии Наук и Искусств.

 

 

Н.А. Некрасов10 декабря 2011 года исполняется 190 лет со дня рождения Н.А. Некрасова.

 

При жизни своей Н.А. Некрасов многое вынес и многому противостоял. Страдания и сострадание достались в удел этому поэту, которого позднейшая критика назвала по праву народным печальником. В русском литературном пантеоне нет другого писателя, могущего сравниться с Некрасовым в способности сострадать. Благодаря этому дару, поэзия его подобна лопнувшей струне. И порой кажется, что мука его сострадания горче и тягостнее, нежели муки тех, кому он сострадал. Достоевский отмечал, что источником этой страдальческой поэзии было раненное в самом начале жизни сердце поэта. Раненное сердце заставляло его страдать потом от насилия, жестокости и бессмысленности, переполняющих человеческую жизнь. Исходом этой скорби стала для Некрасова, по мнению Достоевского, любовь к народу, в которой «он находил нечто незыблемое, какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило. А если так, то, стало быть, и не находил ничего святее, незыблемее, истиннее, перед чем преклониться».

В служении народу поэтическим даром проявился поэт и гражданин Некрасов. Призыв к служению своему Отечеству талантом, какой у кого есть, содержится в знаменитом стихотворении «Поэт и Гражданин» (1855-1856 гг.), ставшим своего рода программным заявлением Некрасова, его философской системой:

 

И если ты богат дарами,

Их выставлять не хлопочи:

В твоём труде заблещут сами

Их животворные лучи.

 

Лени, трусости и мелочному самолюбию противостоял поэт, когда писал:

 

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

 

Именно противостояние наряду с состраданием отличают Некрасовскую поэзию, которую можно охарактеризовать как протестно-страдальческую. Протест и сострадание – это пафос, это та сила, что водила рукой поэта. Благодаря этой силе, весь тираж первой книги Некрасова «Мечты и звуки» (1840 г.), куда вошли ранние, безликие и подражательные его стихи, был сожжён самим поэтом. Благодаря этой силе, фольклор и лубок обернулись у Некрасова подлинной народностью, ознаменованной не просто описанием картин народной жизни, но предельно точным её восприятием.  Благодаря этой силе, сам Некрасов из подражателя, подражавшего, по его же собственному признанию, всему, что читал, сделался родоначальником гражданского направления русской поэзии. «Топором» называл Белинский талант Некрасова, отзываясь о зрелых его стихах. Протест и сострадание заставили Некрасова обратиться к темам, решительно новым для поэзии, бывшим до того в ведении прозы. Таково, например, стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом» (1848 г.):

 

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашёл я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

 

Ни звука из её груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

 

И гневный протест против жестокости и бесправия, и горячее сострадание к бичуемой женщине переполняют это восьмистишие, которым, помимо всего прочего, поэт знакомит читателя со своей Музой. А Муза увлекала его в самые тёмные и неприглядные углы, и вот городские пьяницы, обобранные крестьяне, проститутки, мелкие чиновники обрели, по воле поэта, голоса и наперебой застонали с его страниц. И Некрасов действительно стал выразителем чаяний всех этих несчастных, не стонавшим вместе с ними, но требующим для них иной доли, нежелающим мириться с бездушными порядками – протестующим и сострадающим.

Даже сегодня, спустя добрых два столетия, поэзия Некрасова продолжает оставаться актуально-протестной. И дело не только в том, что многие слова его вновь обрели понятный и животрепещущий смысл, что опять появились на Руси сонмища несчастных, стонущих «в собственном бедном домишке, <…> в каждом глухом городишке» и взывающих к Некрасовской лире. Нет, речь, прежде всего, пойдёт о современной нам гражданской лирике, о наследниках и продолжателях дела Некрасова. Сегодняшняя поэзия битком набита всякого рода философией, рассуждениями и даже проклятиями. А наипаче же всего – умилением Россией и перехлёстывающей через все возможные края любовью к ней. Патриотизма, словом, в избытке. Одного только не достаёт – поэзии как таковой. И создаётся порой впечатление, что знаменитый Некрасовский призыв иные стихотворцы усвоили буквально. Многочисленные гражданские программы, изложенные в рифму, привели к тому, что вообще стихи о России стали зачастую пугать почтеннейшую публику и заставили относиться к гражданской лирике с известной долей настороженности. В самом деле, наткнувшись в очередной раз на рифмы вроде «Русь / молюсь» или «Россия / мессия», поневоле вздрагиваешь и думаешь: «Доколе?..» Не сам Некрасов, но его наследие, сохраняющее протестную мощь и являющее собой наивысший пример гражданской лирики, протестует самим фактом своего существования против практикуемого ныне подхода к поэзии и творчеству.

Сложно не согласиться с тем, что ничего нет полнее жизни или действительности. Человек за время своего существования наметил несколько способов постижения тварного мира. Религия, наука, искусство – вот три пути, могущие вывести человека за его собственные пределы. Поэзия, как вид искусства, есть способ овладения действительностью, постижения её тайн и выражения постигнутого в слове. Чем глубже проникновение в суть вещей, чем более узнаём мы в стихах действительную жизнь – не в фельетонном только смысле и не в разрозненных кусках, но в полноте и сложности, в многообразии предметов и явлений, – тем ближе эти стихи к настоящей поэзии. Мороз, лизнувший окно, оставляет на стекле чудесный узор, гармонию которого способен ощутить всякий. Но стоит обвести этот узор, как от гармонии не останется и духа. То же бывает и со стихами, которые только силятся стать поэзией. Создать «морозный узор» и облечь в него суть – тогда только выйдет поэзия, творца которой назовут со временем «народным поэтом». Никогда Некрасов не трещал о славе и величии России, никогда не призывал громить её врагов, но именно его мы считаем сегодня выразителем национального и народного духа.

Адресован Некрасовский протест и патриотам-мечтателям, которые по недомыслию ли, по злому ли умыслу вот уже два десятка лет сами исходят тоской и пытаются соотчичам внушить тоску по «России, которую мы потеряли», уверяя, что кабы не 1917 год, жили бы мы ни много, ни мало в райских кущах. Ягнёнок лежал бы у нас рядом со львом, и пение псалмов доносилось бы из каждого окна. Основаны эти теории на источниках сомнительных. Прежде всего, на эмигрантской литературе, сомнительность которой в том именно и заключается, что создатели её писали о той жизни, которую они и прежде-то, вероятно, знали не слишком хорошо по причине оторванности от неё, а по прошествии многих лет, проведённых на чужбине, забыли вовсе. Вполне естественно, что людям, оказавшимся вдали от Родины и не имевшим возможности приблизиться к ней, хотелось сохранить и передать потомкам нежные воспоминания. Так появлялись пасторали à la russe – живописные поэмы, концентраты российских достоинств, не могущие, однако, считаться историческими источниками, далёкие от народной жизни и не объясняющие причин кризиса рубежа веков. Таково, например, творчество С.С. Бехтеева, утверждавшего в 1952 г. из французского города Ниццы, что де

 

…Царская Россия: – говор колокольный,

Средь боров дремучих древних келий срубы,

Радость и веселье встречи хлебосольной,

О любви заветной шепчущие губы…

 

Царская Россия: – общий труд и служба,

Твёрдая охрана мира и порядка,

Всех её сословий и народов дружба,

Вековой избыток щедрого достатка…

 

(«Царская Россия»)

 

Стихотворение это, кстати, положено сегодня на музыку и успешно исполняется как гимн потерянному раю, которого никто, между прочим, из тоскующих по нему не видел. Никто из нынешних патриотов-мечтателей не прожил в царской России ни единого дня, а потому ностальгия эта, понятная у Бехтеева, у них есть чистой воды умопомрачение.

В сказке Г.Х. Андресена «Калоши счастья» советник юстиции Кнап уверял, что в Средние века жилось гораздо лучше. Но едва только волшебные калоши перенесли его в прошлое, как советник проклял средневековье и благословил свой век. Н.А. Некрасов жил и творил в те времена, о которых с умилением грезят сегодня не знающие их чудаки. И он не просто свидетельствует, он протестует против нынешнего невежества и пустой, вредной мечтательности. Он утверждает, что та Россия – это тоже наша Родина, но это не только и не столько «древних келий срубы, радость и веселье, всех сословий дружба и достаток щедрый». А, возможно, и гораздо в большей степени – «Армячишка худой на плечах, / По котомке на спинах согнутых, / Крест на шее и кровь на ногах…» («Размышления у парадного подъезда», 1858 г.)

Тут уж и не один только Некрасов свидетельствует, вот хотя бы слова Достоевского из «Дневника писателя»: «матери пьют, дети пьют, церкви пустеют, отцы разбойничают…» Да и множество других свидетельств найдём мы в русской литературе. Но свидетельства Некрасова и протест его против самолюбования с биением себя в грудь, против выпадения из реальности в некие вымышленные миры, обладают особой ценностью, потому что именно худые армячишки и стёртые в кровь ноги всю жизнь заставляли его страдать и сделали, наконец, поэтом с особой системой взглядов. Для нас, сегодняшних читателей и почитателей творчества Некрасова, он важен, помимо всего прочего, как источник здравомыслия и благоразумия, убеждающий нас жить настоящим и смотреть в будущее, а не рваться, как кошки в покинутый дом, в прошлое.

 

Литературная газета

 
Комментарии
Виталий Серков
2012/04/08, 19:17:24
Браво, Светлана! Заблуждения опасны! Надо менять жизнь нынешнюю, а не мечтать о возврате в жизнь прежнюю, ибо известно, что дважды в одну и ту же воду войти невозможно. Для детей поэт Некрасов всегда казался несколько занудливым, ибо писал стихи грустные, а детство при любом строе самой природой нацелено на радость познания себя и природы, на радость общения с друзьями, на светлое будущее. Поэтому такую поэзию надо перечитывать в зрелом возрасте.
Angelus
2011/12/14, 14:19:23
"Замечательный современный взгляд на классику и классика!"...

Тоже мне "современный"!.. Совершенно в духе Совка (тьфу-тьфу-тьфу, не к ночи будь помянут...)
Angelus
2011/12/14, 13:57:53
Бедная наша Россия! Насколько "заполитизированы" мозги у русского человека вообще и у русской интеллигенции в частности! Заниматься чистой поэзией или чистой метафизикой в России всегда считалось преступлением перед "страдающим народом". Писать стихи о "цветочках-лепесточках" в то время, как "народ страдает" - "пир во время чумы"...
Болезнью "заполитизированности" страдали даже такие лучшие (разумеется, лучшие - по моей субъективной оценке) умы России, как А.С.Хомяков, Тютчев, Достоевский, Вл.Соловьёв, некоторые философы "Серебряного века". (Л.Толстого в сей список не включаю, ибо он - "отдельная песня".) Н.А.Бердяев тоже поначалу страдал сей болезнью (если не ошибаюсь, он даже одно время состоял в партии эсеров, или, во всяком случае, сочувствовал ей), но впоследствии, слава Богу, выздоровел.
Уже до дыр зацитировано известное высказывание Е.Евтушенко (впрочем, очень уважаемого мною) - "Поэт в России - больше, чем поэт". Нет, если поэт ещё и философ, то это можно только приветствовать. Но на деле чаще всего оказывается, что и поэт, и философ в нашей богоспасаемой России - ещё и политик... Господи, когда же, наконец, в России поймут, что ПРОСТО поэт - это на самом деле НЕСОИЗМЕРИМО БОЛЬШЕ, чем это самое "больше, чем поэт"!
В искренности сострадания Некрасова "униженным и оскорблённым" не сомневаюсь, упаси Бог. Но одна искренность и сострадание униженным, как ни благородны они, ещё не делают человека ПОЭТОМ. Как искусно ни рифмуй агитку, Поэзии из неё не получится.
Кое-что у Некрасова мне наравится - например, "Зелёный шум" (очень христианское стихотворение, вышедшее из-под пера не очень христианского поэта), и ещё, помнится, понравились одни стихи, где выведен некий муж-подкаблучник, прощающий жене все её выходки ("Сердце моё, исходящее кровью, / Всевыносящей любовью / Полно, друг мой!"....) . И ещё кое-что, из лирического. Но, на мой взгляд, лучшие стихи Некрасова - как раз те, что вне политики.
Социальная несправедливость, увы, будет всегда - и я вовсе не считаю, что с ней не надо бороться (хотя, опять же, не считаю, что в этой борьбе все средства хороши) и что в этой борьбе невозможно достичь неких успехов. Но Поэт на то и Поэт, чтобы сознание у него не определялось бытием (сколько бы ни толдычили всякие марксисты, что сознание якобы У КАЖДОГО человека определяется бытием). Как говорит пословица, "чем проклинать тьму, лучше зажечь свечу". Или, как любил повторять тот же Л.Толстой, "делай, что дОлжно - и пусть будет, что будет".
Лорина Тодорова
2011/12/12, 03:17:15
"СТРАДАНИЕ и ПРОТЕСТ"- заглавие построено на оппозиции двух идеогенетичиских идей: не мочь ( = страдать) / необходимым быть (= необходимо делать) ,т.е. слабой модальной идие "мочь" - "не мочь" противопоставлена Идея Объективного Долга поэта и этот долг воплощается в творчестве НЕКРАСОВА. Даже несколько примеров , предложенных Читателю Автором статьи г-жой Светланой Замлеловой, прекрасно иллюстрируют идею, заложенную в заглавии статьи:"Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан"..известнейший силлогизм, который повторяют так часто , интегрируется на базе сочетания и идентификации двух самых важных идеогенетических позиций: позиция первая, "быть" - идея существования, т.е. это идея, с (в) которой каждый из нас начинает осознавать, что ОН или ОНА существует. Однако встает вопрос, как осмыслить свое существование? Накрасов, как-поэт патриот, поэт-защитник и страдалец о Судьбе своего народа, выбирает самую сильную модальную позицию:НЕОБХОДИМЬІМ БЬІТЬ = НЕОБХОДИМО ЗАЩИЩАТЬ ИНТЕРЕСЬІ НАРОДА! - ЭТО И ЕСТЬ ОПЕРАТИВНАЯ ОСНОВА ОБЪЕКТИВНОГО ДОЛГА. Некрасов не говорит о Субъективном долге = ДОЛЖНЬІМ БЬІТЬ, а объективном, т.е. ДОЛГЕ, который касается каждого жителя России.
Статья земечательная и в резюмированной форме полностью исчерпывает цель, поставленную в самом заглавии.
Для меня имя НЕКРАСОВА свяазано, естественно, с Волгой...

Большое спасибо Автору г-же С. Замлеловой за чистую, объективную статью об одном из самых скромных и светлых русских поэтах!

с искренним уважением Лорина Тодорова
Vera Lind
2011/12/09, 17:29:49
Спасибо. Храни Бог Светлану Замлелову. На таких писателях, литераторах, публицистах держится совесть и самосознание России. Сейчас страна находится в неадекватном её историческому значению положении, деградирует морально, умственно и физически с каждым днём. Надо удержаться на краю пропасти, будем молиться. Спаси и помоги Господи!
Мария Московская
2011/12/08, 23:15:33
Замечательный современный взгляд на классику и классика!
Виктор Балдоржиев
2011/12/08, 12:26:32
К месту и времени Н. А. Некрасов. Он и 4 декабря повторил бы с неутолимой тоской: "Люди холопского звания сущие псы иногда, чем тяжелей наказания, тем им милей господа..."
Добавить комментарий:
* Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
 
© Vinchi Group - создание сайтов 1998-2020
Илья - оформление и программирование
Страница сформирована за 0.085580110549927 сек.