СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ВЕЛИКОРОССЪ
НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

№6 Хажбикар БОКОВ (Россия, Москва) В духе справедливости

Омилия — Международный клуб православных литераторов
На главную Наша земля №6 Хажбикар БОКОВ (Россия, Москва) В духе справедливости

Хажбикар Боков - доктор философских наук, писатель, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

 

В духе справедливостиВ духе справедливости

 

Целый континент на географической карте мира. В его недрах - несметное богатство. Сто сорок пять миллионов двести тысяч человек всем этим владеют. Свыше ста шестидесяти наций составляют эти люди. Это - Российская Федерация.

Представляет несомненный интерес территориальное размещение населения. В большей части территории России проживают граждане 122 национальностей, составляющие всего 5 миллионов населения.

В европейской части страны, к примеру, плотность населения на один квадратный километр составляет около 70 человек, тогда как в Горном Алтае на одном квадратном километре проживают 2 человека. А вот в Ямало-Ненецком и Ненецком округах на каждого жителя приходится 3-4 километра пространства.

Очень контрастны и климатические условия. На юге - мягкий теплый климат, горы, леса, озера. Южане поставляют стране пушнину, лес, мед и многое другое. У северян иное представление о красоте природы. Для них родная среда - это неоглядные снежные просторы, долгая зимняя ночь с метелями и морозами, короткое лето с чахлой растительностью и яркими цветами. Но здесь скрыты несметные богатства, хранящиеся под мерзлой землей: нефть, газ, золото, редкие металлы. Суровый Север - подземная кладовая, скрывающая богатства России, принадлежащие всем народам страны.

Судьба распорядилась так, что российская земля стала исторической родиной для многочисленных народов. Будущее каждого человека, этноса, как и всего нашего сообщества, в решающей степени зависит от того, насколько в отношениях между отдельными людьми и народами будет господствовать дух доброты и согласия.

Мы часто слышим многозначительные слова от некоторых людей: «мой народ», «заявляю от имени своего народа». Услышав порой такие заявления, порой представляешь, что оратор говорит от имени народа, уполномочившего его на это. - «От имени всего телеутского народа, - говорит он, - заявляю... » И пусть эта нация состоит из всего лишь нескольких сот человек, но она имеет свой язык, свои обычаи, как и те, что насчитывают многие миллионы человек. Она также имеет свою историю, идущую из глубины веков.

Да, наверное, многие этносы безвозвратно затерялись во тьме веков. А в памяти человеческой остались походы более сильных племен, победившие слабые племена, прогнав их с родных мест.

Мы часто слышим с трибун, читаем в прессе: «северные народы», «народы Северного Кавказа». Речь идет о тех малочисленных народах, которые живут в своей колыбели, на своих исконных землях, любят край своих предков, искренне верят и вправе верить, что российские власти в отношении к ним всегда будут проявлять искреннее уважение, равное со всеми другими нациями во всех отношениях. Эти народы вправе рассчитывать не на милостыню от государства, а справедливой платы за всё, что они внесли в него. Но горько видеть, когда порою из среды этих гордых народов появляются вдруг лидеры, которые спекулируют именем своих народов и пытаются нажиться за счет чужого труда. Порой, как бы в угрозу России, будто от имени «своих» народов они заявляют, что предпочитают быть чьими-то колониями, чем субъектами Российской Федерации. Иногда пытаются, как бы пугать Россию, что де им достаточно возглавить вот такие «обиженные народы», и те повернутся спиной к России. Вряд ли подобные незадачливые горе-лидеры сознают, что они оскорбляют вместе с тем и память прошлых поколений своих народов, которые никогда не уполномочивали таких рвачей на подобную позорную миссию. Малочисленные, но гордые народы всегда будут с Россией и останутся в России на века.

Собирание русскими вокруг себя других народов России, в основном, не сопровождалось их завоеванием или насилием над ними. Ведь известно, что на огромных территориях Сибири и Севера не было ничьих самостоятельных государств с определенными границами и иными атрибутами. Словом, Россия строилась не так, как другие государства. Она создавалась, органически присоединяя к себе всё, что к ней прилегало, осваивая большие пространства.

И еще одна историческая особенность судьбы России.

В те далекие времена, пока Европа занималась образованием своих народов и развитием, России приходилось сдерживать бесчисленные орды завоевателей, надвигавшихся на ту же Европу. Россия как бы интуитивно ощущала своё высшее назначение быть щитом для Европы.

Россия всегда была единой, сильной державой. Эта державность - объективная необходимость, вытекающая из ее геополитического положения, из состава ее населения и огромного пространства, которое она занимает. Почему мы сегодня повторяем эту известную истину? Потому, что некоторые «теоретики» склонны ставить вопрос чуть ли не о физическом существовании России. Вместе с распадом Советского Союза, как державы, кое–кому видится и развал России - государства, которое собиралось тысячелетним трудом многих поколений россиян, их отвагой и героизмом.

История России уже не раз подтверждала ту истину, что одновременно с ослаблением государства начинают рушиться его основные институты. Так, в 1917 году ослабла держава, затем стали рушиться традиционные государственные структуры. А они-то и были тем стержнем, на котором держалась конструкция единой державы в 1917 году. Почти такая же ситуация сложилась в СССР в конце прошлого века. Рухнула советская держава после того, как разрушились несущие её конструкции. Как бы к ней ни относились, сколько бы недостатков в ней ни было, на ней «крепились» политические и общественные институты, на ней держались национальные отношения.

Что поможет вновь укрепить нашу державу? В основном, говорят, это может сделать лишь свободная экономика. Но ведь экономика - одна часть государства, конечно, тесно связанная всеми своими действиями и с политическими, общественными институтами, и с национальными отношениями, и с религией, и с общественным сознанием. Однако, попытка на фоне всеобщей разрухи построить одну лишь экономику, как нечто отдельное, ничего не дает. Россия имеет свои традиции, свою историю, свое мировоззрение. Всё это в комплексе нужно воссоздать.

Российский народ должен представляться в мире со всем своим достоинством. В нем должно жить твердое, четкое сознание национальной гордости, стремление использовать свои собственные силы в сохранении великой державы.

В мире есть и другие великие державы. Но историческая миссия России общемировая - держать цивилизованное равновесие между Западом и Востоком. Сохраняя и исполняя эту роль, она была и будет всеобщей опорой и щитом региональной и глобальной безопасности. Только в качестве великой страны наша Россия может выполнять это свое предназначение на планете.

Сегодня у России много внутренних проблем, решения которых зачастую тонут в трибунном славословии. Взять те же вопросы национальных и межнациональных отношений. Чиновники разных рангов с различных трибун то и дело демонстрируют свою осведомленность о наличии в России ста шестидесяти шести наций. Они как бы пытаются ошеломить всех своей высокой компетентностью, особо подчеркивая, что это многомиллионное, многонациональное население России, живущее ныне в восьмидесяти девяти субъектах Федерации, должно быть обустроено в ином административно-территориальном порядке, чем сейчас.

Порой создается впечатление, что за шумными спорами, пересыпанными наукообразными терминами и далеко не всем понятными иностранными словами, теряется сам человек. И голос жителей российской глубинки, похоже, не достигает слуха этих теоретиков. Между тем, простые люди скромны в своих требованиях: помогите со строительством жилья, школ, медицинских учреждений, решить проблему транспорта, связи, отопления и прочего необходимого для нормальной человеческой жизни.

Так не лучше ли и тем «национал-лидерам» вести дело так, чтобы несметные богатства нашей единой для всех Родины - России поставить на службу всем ее гражданам, и достоинство каждого человека оценивать не по его национальности, а по его вкладу на общую пользу Родине? Однако, некоторых из «лидеров», видно, заботят большие проблемы ставшего модным с некоторых пор самоопределения или суверенитета наций. Из интегрирующего фактора такое самоопределение превращается в фактор, сдерживающий единение людей, расчленяющий их по этническому признаку, препятствующий становлению подлинных братских отношений между ними. И это порой выдается за заботу о чистоте нации. Между тем, прикрываясь стремлением к такой «чистоте», на практике «отцы наций» ущемляют элементарные интересы представителей других национальностей. Людей фактически вытесняют с мест, где они родились, где жили их предки. Появились различные теории, оправдывающие такие, мягко говоря, негуманные действия. Однако все это преподносится под флагом «национального возрождения» и не находит сурового правового осуждения.

Наша жизнь, к сожалению, полна примеров подобных жестокостей. Теперь эти кровавые деяния порой именуются формами проявления средневековья. Напрасно, однако, кивают на ту далекую эпоху: не было в ней тех неоправданных жестокостей, которые совершают люди «цивилизованного» века. Наши предки жили вместе, роднились, многие имели общие корни происхождения. В наше же время иные политиканы пытаются решать в кровавой схватке спорные вопросы, которые их мудрые предки с успехом разрешали мирным путем. История не знает конфликтов между древними народами, которые бы разрешались с помощью каких-то случайных людей. А ныне кто только не берется выступать в роли судей. Даже те, кто вообще не знает ни традиций, ни обычаев конфликтующих между собой народов.

Нынешние «судьи» считают, что это ответная реакция людей на резкое изменение порядка в нашей общности, сложившейся за несколько десятилетий, изменение образа жизни, личностных взаимоотношений. Но факт остается фактом: свыше семидесяти лет наши народы в своих взаимоотношениях соблюдали традиции интернационализма. Границы между национальными образованиями не были границами между людьми, все производимое в любом уголке СССР было общим достоянием всего советского народа.

В наше время разгораются драматические конфликты между нациями, люди отгораживаются друг от друга по этническим признакам, пытаются силой оружия разрешать надуманные споры. Началась грубая ломка быта, интернационалистического фундамента экономики, культуры и вообще всей нашей жизни.

Некоторые утверждают, что в этой ситуации не последнее место занимают и псевдорелигиозные аспекты, в частности, так называемый «религиозный фундаментализм», то есть стремление ряда общностей, по существу не имеющих отношения к глубокой вере, обособиться на основе определенного единомыслия.

Другие объясняют неустойчивость нынешнего положения тем, что под воздействием чрезмерной централизации управления обществом, игнорирования местных особенностей, происходило большое перемещение людей. А миграция - закономерный процесс в условиях единого государства, вызванный экономическим развитием страны и естественным движением рабочей силы в районы освоения природных богатств. Люди находили себе место для более полной реализации своих возможностей по приобретенной специальности, профессии. Но вот парадокс. Именно в этом закономерном явлении была заложена основа для последующих осложнений, которые на определенном этапе перерастали в открытую враждебность. Дело в том, что здесь формировались новые группы населения по национальным признакам, образуя меньшинства по отношению к аборигенам - коренным жителям данной местности. Следовательно, зарождались противоречия между ними. К тому же во вновь образуемых группах населения были и такие, кто своим поведением и образом жизни вносил разлад в устои уже сложившегося общества. А некоторые с презрением относились к культуре, обычаям, традициям коренных жителей.

И еще причиной враждебности считают обстоятельства, связанные с национальной интеллигенцией. Часть ее, живущая жизнью своих народов, поднялась до уровня общечеловеческого мышления и интернационалистического сознания, свободного от национальной ограниченности. Другая же её часть смотрит на общечеловеческие проблемы только через этнические. И она, выдвигая из своей среды лидеров для нации, прививает этот взгляд своему народу, прежде всего, молодому поколению. Она устремлена к власти любой ценой. Представители этой части интеллигенции, обогащаясь нечестными путями и занимая ведущие позиции в экономике, стремятся к политическому лидерству, к занятию руководящих должностей, к управлению той или иной республикой, краем, областью, округом. Для достижения этой цели они используют любые средства, вплоть до насильственных.

Многие утверждают, что развал Советского Союза со всей своей могущественной государственной системой, верно или неверно ориентированной на социализм с интернационалистической идеологией, стал одной из причин таких осложнений в межнациональных. отношениях.

При той системе не могло произойти ничего подобного, ибо силой подавлялись любые межнациональные ссоры. В настоящее время старые взаимные претензии оживают, способствуя обострению межнациональных конфликтов, а раз исчезли жесткие административные властные структуры, то представляется, что будто уже нет преград перерастанию словесных конфликтов в различные столкновения.

Неустойчивому состоянию межнациональных отношений способствует также подмена интернационалистической ориентации национально-экономическими и гегемонистскими тенденциями во взаимоотношениях наций. Не затухают, а усиливаются тенденции стремления обособиться от других национальных сообществ. Поразительно живучими и способными к быстрому разрастанию оказались элементы национального эгоизма, националистической ориентации. Под оболочкой интернационалистической сущности, образовавшейся в «новой общности» - советского народа - они сохранялись, набирались силы и ждали своего часа. И он пробил.

Сформировавшаяся националистическая ориентация сознания взяла направление на гиперэтнические идеи. А аргументированного, обоснованного противовеса ей нет. Но где же сотни, тысячи теоретиков, пропагандистов и агитаторов идей интернационализма? Они существуют, но их вроде бы и нет. Многие из них переродились, точнее сказать, поменяли кожу, докторами и академиками всплывали они на волне восхваления недавней системы и идеологии; теперь же выступают в роли критиков прошлого. Как видно, они превратились из интернационалистов в националистов, сепаратистов.

Карьеристы-экстремисты преобразовали межнациональные отношения в то звено, взявшись за которое, можно, как им думается, развалить все общество и на ее развалинах создать множество подобий государств, где приятно царствовать и утолять жажду власти, играя судьбами сбитых ими с толку легковерных людей. Ну а если их планы провалятся? Всё равно они не в проигрыше - останутся у них награбленные миллионы. С ними, да еще и с приставкой «экс», они будут жить неплохо. Неважно, в какой стране.

Думается, что всё же разум победит безумие, алчность сепаратистов и предотвратит грядущее недоразумение - плод необузданного национализма.

И все-таки, почему растущему национальному самосознанию должна сопутствовать обособленность от других народов? Ведь такой способ удовлетворения потребностей этнического самосознания ничего, кроме межэтнических стычек, не несет. Жизнь подсказывает другие пути и формы реализации права нации на самоопределение. Федерализация, к примеру, дает широкое поле самовыражения, самостоятельной деятельности любого этноса в рамках единого государства и не отрицает определенный суверенитет. Напротив, она предоставляет возможность и помогает самоопределившемуся этносу решать все проблемы, касающиеся его жизни. Полномочия же, отражающие интересы всего сообщества, остаются за федеративным государством.

Это относится к тем этносам, которые имеют компактные территории расселения. Там же, где этнические группы малочисленны и не имеют единой территории, тоже можно успешно решать всю совокупность проблем, связанных с потребностями растущего национального самосознания в области культуры, языка, литературы, истории, религии.

Опыт нашей страны, перспективы ее развития говорят, что Россия - это федеративное государство с крупными региональными и административно-территориальными образованиями. Только такая Россия может стать и единой, и сильной. Программа социально-экономического, культурного развития каждого региона и каждого субъекта ныне, как видно, становится делом всей России.

В период расцвета административно-командной системы невозможно было выразить мысль о перестройке вообще ни в какой форме, а о территориально-государственной - тем более. Наша пропаганда озвучивала лишь поверхностно идеи интернационализма, обволакивая их патокой иллюзий о достигнутой в стране полной гармонии интересов всех наций. Органы власти и общественные организации хлопотали над реализацией многочисленных мероприятий, разрабатываемых на основе и в точном соответствии со спускаемыми сверху постановлениями, распоряжениями, декретами. Весь многочисленный и тяжеловесный идеологический аппарат сверху донизу занимался искусственной подгонкой нашей жизни под принятые постановления там наверху. Было принято начинать изложения многочисленных отчетов со слов: «В соответствии с постановлениями ЦК КПСС от... » В них в розовом свете рисовались взаимоотношения людей разных наций. Если и бывали взрывы в межнациональных отношениях, то их выдавали за «отдельные недостатки и узкие места» в идейно-воспитательной работе.

Не принято было возражать против безапелляционного утверждения, что национальный вопрос у нас решен, а для скептиков добавляли: «в том виде, каким он достался советской власти». Время же показало, что даже сама формула о его решении противоречит диалектическому пониманию многогранности и сложности этой проблемы.

Во-первых, еще не было преодолено социально-политическое, экономическое и культурное неравенство между нациями, народностями. Последствия неравенства переносятся на межнациональные отношения, создавая ту ситуацию, в которой мы ныне оказались и которую с успехом используют национал-карьеристские, сепаратистские элементы, создавая у отдельных наций недовольство государством.

Во-вторых, в исторической памяти любой нации есть трагические страницы прошлых конфликтов. Отождествляя нашу страну с Россией столетней давности, а русский народ - с эксплуататорской верхушкой, националкарьеристы и сепаратисты сеют ненависть ко всему русскому, адресуя ему преступные действия в период культа личности Сталина по отношению к ряду наций. Даже в тех перекосах в национальных отношениях, которые допущены в период застоя, сепаратисты обвиняют опять-таки русский народ, который, по их утверждениям, в национальных республиках посредством руководящих кадров русского происхождения эксплуатировал другие нации, не давал им развиваться.

Вместе с тем, кадры оценивались в основном количеством проводимых мероприятий без учета их результатов, лишь бы они соответствовали букве партийных директив. В основе многих решений не было учета взаимных интересов людей разных национальностей. Конечно, это не означает, что государство вообще не должно было вмешиваться в национальную жизнь людей. Самотек наносит вред сфере национального развития, межнациональных отношений. Думается, что активная интернационалистическая деятельность представительных и исполнительных органов власти, их воздействие на сознание людей, обманываемых сепаратистами, будет только на пользу национальному развитию. Сепаратистским кругам, в основе действий которых заложены не национальные, а карьеристские интересы, только на руку невмешательство государства вообще в жизнь республик. Ведь одной из форм борьбы национал-сепаратистов и карьеристов за власть является антироссийский накал страстей. И это не случайно. Единство народов России, ее монолитность - это гарантия против обмана народов и вовлечения их в пресловутые национал-сепаратистские игры.

Дилетантство чиновников, их некомпетентность, скрашиваемая рабским послушанием, дорого обходились нашему Отечеству. Особо опасный, а то и непоправимый вред причиняется обществу, когда дилетанты вторгаются именно в тончайшую и чувствительную область национальных отношений. К примеру, представляется справедливым утверждение, что не появись на свет предложенный кем-то проект Указа о введении чрезвычайного положения в Чечне и направлении в республику контингента внутренних войск, не было бы той трагедии, что случилась с Чечней. Многие люди и ныне считают, что затянувшееся чрезвычайное положение в ряде так называемых «горячих точек» и присутствие там значительного количества вооруженных сил едва ли может способствовать установлению мира между соседними народами.

Между прочим, уместным представляется в связи с событиями в Чечне обратиться к далекому прошлому и позиции главы русского государства к решению именно чеченской проблемы.

Император Российского государства Александр II заявлял: «Подданство России Вас не лишит национальной самобытности. Будете жить и управлять по своим адатам (обычаям), сохранится неприкосновенность религии, никто не будет вмешиваться в ваши внутренние дела ...

Россия никогда не смирится с отсутствием Кавказа.

Кавказ жизненно важен для государства как (ворота) к южным морям... Администрация и суд будут из ваших выборных людей. Вы много десятков лет воюете храбро, но ваши лучшие люди гибнут. Нет никакого разумного основания и дальше губить людей. Если вы прекратите войну, ваш народ сохранится и ему будет лучше жить. Государство будет охранять вас от врагов и блюсти ваши интересы. Залечатся раны, утихнет вражда, забудутся обиды, и вы будете жить достойной жизнью и управляться по справедливым законам...»

Это было заявлено в 1861 году. В том же году закончилась война в Чечне.

Не понаслышке, а по жизни и опыту многолетней работы среди людей разных национальностей мы знаем, насколько надо быть деликатным, каким обладать тактом, знаниями, чтобы не ошибиться в советах и рекомендациях в республиках, не обидеть человека неосторожным словом и поступком. Особенно же чувствительны в этом отношении малочисленные народы. Людей тревожит надвигающаяся угроза среде их многовекового обитания: вырубка лесов, загрязнение горных рек и озер, что отрицательно влияет на их традиционную хозяйственную деятельность и образ жизни. Настоящим бедствием для коренных народов юга Сибири, как, впрочем, и северных народов России, становится нашествие дельцов, за бесценок скупающих пушнину, панты, ценные сорта рыбы. И тут нужна, в прямом смысле слова, защита коренных народностей от откровенных грабителей.

Равнодушие же властей к законным претензиям коренных народов объективно толкает людей искать защиту своих интересов у экстремистских вожаков.

Среди практических работников, ученых, в печати, да и в парламенте, то утихает, то вновь вспыхивает горячий спор вокруг вопроса: есть ли в нашем государстве продуманная национальная политика? Ответ чаще всего следовал отрицательный. Думается, что в самом вопросе не совсем точно расставлены акценты. Было бы вернее задаться вопросом, кто конкретно занимается разработкой теоретических положений государственной национальной политики, кто практически осуществляет организацию и контроль за исполнением решений правительственных органов, затрагивающих сферу интересов национальных объединений? И тогда бы обрисовалась полная картина, побуждающая задуматься над многими проблемами.

В последние годы область национальных отношений превратилась в своего рода оселок, на котором оттачивают свои перья некоторые представители пишущей братии. Стало прямо-таки престижным под видом принципиального отношения к жгучим проблемам национальной жизни республик выплескивать на страницы газет, в эфир и на телеэкраны такой мутный поток словоблудия, в котором личная амбициозность и дилетантство преподносятся как образцы прогрессивного взгляда на события.

Именно в наши дни остро ощущается потребность в многообразной организационной работе по совершенствованию межнациональных отношений. Люди нуждаются в том, чтобы сорвали маски с лиц национал-карьеристов, экстремистов-сепаратистов всех мастей, пытающихся под лозунгами борьбы за демократию и независимость толкать миллионы людей России на раскол, обрекать их на одиночество и нищету. Следует в масштабах государства ясно и четко представить наиболее приемлемые пути и формы организации территориально-национальных формирований, которые бы упрочивали единство российского общества и создавали бы для каждой нации благоприятные условия самовыражения и развития культуры, национальных традиций и обычаев. Вместе с тем, нужно пресекать всякие провокационные высказывания с различцых трибун о скорой гибели наций путём ликвидации всех их вековых обычаев, традиций и форм их существования.

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
* Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
 
© Vinchi Group - создание сайтов 1998-2024
Илья - оформление и программирование
Страница сформирована за 0.01082706451416 сек.