СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ВЕЛИКОРОССЪ
НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

КУЛЬТУРА ОТ ИСТОРИИ

Бог Есть Любовь и только Любовь и Он Иисус Христос
Официальный сайт Южнорусского Союза Писателей
Омилия — Международный клуб православных литераторов
На главную Актуально КУЛЬТУРА ОТ ИСТОРИИ

Сергей Смолянников

 

 

Сергей Смолянников - историк, писатель, публицист, член Всеукраинского Союза писателей-маринистов, живёт в Киеве.

 

 

29.10.11. Если спросить зрелого человека, какая юбилейная дата приходится на 29 октября с.г., то без раздумий будет получен ответ – День Комсомола. Правда, затем последует заминка, вот только дата, видимо, некруглая. И удивляться нечему, действительно день 29 октября вошел в наши сердца и души, как день нашего юношества и молодости. Но, все же, есть юбилейная дата – 35 лет со дня принятия в Советском Союзе основополагающего Закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

 

 

Нет смысла его пересказывать, ибо возможности получения его электронной версии позволяют ознакомиться с ним незамедлительно. Другое дело – изучить этот закон, внимательно пройтись по каждой его статье, и обратить внимание на тот уровень требовательности и ответственности, который он возлагал на граждан. И еще стоит вспомнить и то, что, как бы мы ни относились к советской эпохе, уровень государственного спроса за сохранение памятников истории и культуры, был высоким.

А что сегодня? А сегодня эта проблема актуальна для всего содружества и постсоветского пространства, особенно для России и Украины.

 

                   ПРАВДА

 

Фото 1: Как бы мы ни относились к советской эпохе, уровень государственного спроса за сохранение памятников истории и культуры, был высоким.

 

Стоит вспомнить, что охране подлежат литературные (книги и рукописи) и исторические (здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями, жизнью исторических деятелей) памятники. Памятники градостроительства и архитектуры (архитектурные ансамбли и здания, исторические центры, остатки древней планировки и застройки городов). Памятники археологии (остатки древних укреплений, поселений, захоронений, скульптурные изваяния, наскальные изображения и древние орудия труда). Произведения монументального, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, документальные памятники (государственные документы и акты, кинофотодокументы, звукозаписи), имеющие национальное и международное значение.        

Наверное, стоит вспомнить и то, что начало охраны памятников истории и культуры относится к античной эпохе, когда римский император Майориан издал эдикт против разрушения гражданами существующих зданий, использования их в качестве каменоломен. Идеи охраны памятников истории и культуры, близкие современным, возникли в эпоху Возрождения вместе с интересом к античному искусству и развитием коллекционирования. Интерес к истории и памятникам старины возрос в эпоху Просвещения вместе с формированием науки. В период Великой французской революции памятники истории и культуры впервые были объявлены всенародным достоянием, были национализированы частные художественные собрания. Во многих государствах Европы памятники национальной истории и культуры были взяты под государственную опеку.

В это же время были созданы первые государственные инспекции во Франции, в Пруссии, а со временем и в Италии, в Польше.   После варварского разрушения фашистами в период Второй мировой войны  многих европейских городов и ценнейших художественных памятников деятельность в сфере охраны памятников значительно активизировалась.  Разработкой вопросов охраны памятников истории и культуры в международном плане занимается ЮНЕСКО. По его инициативе принято несколько международных конвенций: «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи собственности на культурные ценности», «Об охране всемирного и природного наследия».

На историческом пространстве нашего содружества меры по охране отдельных памятников старины впервые были приняты Петром I. Далее были известные декреты, подписанные Ульяновым-Лениным, а после Великой Отечественной войны известность получило постановление Совета Министров СССР от 14 октября 1948 «О мерах улучшения охраны памятников культуры», на основании которого были осуществлены огромные по объему работы по восстановлению разрушенных фашистами городов и памятников в Ленинграде, Новгороде, Пскове, Киеве, Волгограде, Севастополе и других городах.

Наступила эра отдельно взятых независимостей, а с ней и «независимого от истории» отношения к общенародному достоянию. И хотя в каждом новом государстве есть национальное законодательство, определяющее, что разрушение и порча памятников истории и культуры караются законом, ситуация выглядит совсем иначе.

 

                                           Охрана памятников

 

Фото 2: Наступила эра отдельно взятых независимостей, а с ней и «независимого от истории» отношения к общенародному достоянию.

 

Можно привести сотни примеров варварского отношения к тому, что осталось нам в наследство. Но я хочу остановиться только на одном примере в родном Киеве. Это – знаменитая на весь мир Андреевская церковь - православный храм в честь апостола Андрея Первозванного, построенная в стиле барокко по проекту архитектора Бартоломео Растрелли в 1754 году. Как известно, расположена она на крутом правом берегу Днепра, над исторической частью города - Подолом. Вниз от нее идет, не менее известный Андреевский спуск, соединяющий верхний город с нижним. Тот самый спуск, который был воспет русскими писателями - Михаилом Афанасиевичем Булгаковым в «Белой гвардии», он же был прекрасно описан Иваном Алексеевичем Буниным в очерке «На “Чайке”». Это тот самый Андреевский спуск, который стал площадкой съемок «кинокомедии всех времен и народов» по пьесе «За двумя зайцами» - творения  украинского драматурга Михаила Петровича Старицкого.

 

                             Андреевская церковь, Киев

 

Фото 3: Такой была  Андреевская церковь во времена Старицкого, Булгакова, Бунина. 

 

 

                     Андреевская церковь, Киев

 

Фото 4: Такова «лицевая часть» Подола сегодня.

 

 

                    Андреевская церковь, Киев

 

Фото 5: А это общий вид Андреевского спуска, где  жемчужина исторического места – Андреевская церковь –ушла на второй план. На первом – «новые хатынки», по стилю ничем не уступающие шедевру зодчества  Бартоломео Растрелли…

 

Можно ли украсть Гайд-парк или московский старый Арбат, или Невский проспект? Вряд ли. А Андреевский спуск в Киеве? Видимо можно, если на фоне обхода законодательства об охране памятников истории и культуры провести «культурную революцию», которая бульдозерами, ломами и «условными единицами вложений» пройдется по Андреевскому...

И чтобы не было потом нам обидно, когда будут пичкать нас сказками и историями, которые мы потеряли…

 
Комментарии
Инкогнито
2011/10/29, 20:58:20
Прекрасная статья! Она очень болезненно воспринимается, т.к. мое поколение, появившееся во время Великой Отечественной, не смогло видеть эти шедевры! Но, пишите, г-н Смолянников со всей жестокой правдой пишите и с иллюстрациями, наполняйте души читателей той красотой, которая была доступна нашим бабушкам и дедушкам, чтобы почтить их память!

с уважением Лорина Тодорова
Владимир Глазков
2011/10/29, 19:28:28
Комментарии, как говориться, излишни.
Добавить комментарий:
* Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
 
© Vinchi Group - создание сайтов 1998-2019
Илья - оформление и программирование
Страница сформирована за 0.024312019348145 сек.