СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ВЕЛИКОРОССЪ
НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

ПРАВОСЛАВЫЙ НАВИГАТОР

Бог Есть Любовь и только Любовь и Он Иисус Христос
Официальный сайт Южнорусского Союза Писателей
Омилия — Международный клуб православных литераторов
На главную Актуально ПРАВОСЛАВЫЙ НАВИГАТОР

Михаил Дмитрук

 

 

Михаил Дмитрук - писатель, публицист, сотрудник журнала "Человек и природа".

 

01.06.11. Православная вера открывает широкие перспективы перед школьниками, у которых, казалось бы, нет никаких перспектив: детям, живущим в глубинке, из бедных семей, воспитанникам детских домов. Это убедительно показала Всероссийская Олимпиада школьников по Основам православной культуры, которую третий год подряд проводил Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. 5 мая в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялось торжественное закрытие Олимпиады.

 

Система ценностей

 

Олимпиада-2011 установила новый рекорд: в ней участвовали около 80 тысяч школьников из 67 регионов России всех федеральных округов. Эти ребята стремятся к высшим ценностям, их невозможно уловить соблазнами лукавого мира, они прекрасно учатся, достойно ведут себя, показывают пример окружающим. Недаром ректор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета протоиерей Владимир Воробьёв, приветствуя олимпийцев, пожелал им укрепляться в вере самим и своим образом жизни укреплять других. Он сказал, что Олимпиада является серьёзным не только образовательным, но главное – миссионерским проектом.

Её участники убеждают сверстников личным примером, что у стремящихся к свету есть достойное будущее вопреки всем испытаниям нашего сурового времени. Даже ребята из неблагополучных семей или вообще лишённых семьи, постигая Православие, получают хорошее образование и работу, создают свои семьи, рожают и достойно воспитывают много детей.   

«Не может не радоваться сердце каждого любящего Родину свою за то, что происходит, - сказал, обращаясь к участникам торжественного закрытия Олимпиады Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. - Потому что Основы православной культуры формируют мировоззрение молодого человека, формируют систему ценностей.» Предстоятель Русской Православной Церкви сравнил  систему ценностей с навигатором, без которого можно заблудиться, а с ним найти правильный путь легко и просто. Навигатор не может работать без информации, которую он получает со спутника, а наша система ценностей… получает сигналы от Самого Бога. Поэтому «христианский навигатор» никогда не ошибается, какие бы воздействия на него ни оказывали. Обычный навигатор выходит из строя во время магнитных бурь, землетрясений и прочих обстоятельств. Но «навигатор», который представляет из себя систему ценностей, никогда не будет испорчен.

«Более всего я благодарю Бога за вас, а в вашем лице – за всех тех детей, юношей, молодых людей, которые, приобщаясь к Основам православной культуры, обретают мудрость, столь необходимую им для их жизненного путешествия, - сказал Святейший Патриарх. - И как важно пройти по этому жизненному пути, сохраняя самого себя, сохраняя жизненные принципы, сохраняя то и устремляясь к тому, что перстом Своим указывает Господь, систему ценностей, которые человек впитывает, в том числе и постигая Основы православной культуры».

Его Святейшество отметил, что Олимпиада становится не просто делом полезным, но и очень респектабельным. А внешняя сторона тоже имеет большое значение: она формирует ясное понимание того, что участие в такой Олимпиаде не только дело Богоугодное и полезное, но и престижное. Патриарх пожелал участникам Олимпиады, чтобы «их пример возбуждал инициативу и интерес ещё большего количества молодёжи.»

А организаторы и попечители Олимпиады пожелали её  участникам в ближайшем будущем «стать теми людьми, которые будут являть соотечественникам пример православного образа жизни, станут героями новой летописи подвигов православной традиции».

После таких вдохновляющих слов Главы нашей Церкви и организаторов Олимпиады все с напряжением ждали, что же скажет в своём приветствии руководитель российского образования, печально известный своими разрушительными реформами. И совершенно неожиданно, с радостным удивлением услышали признание Андреем Фурсенко  огромных возможностей участников Олимпиады:

«Дорогие друзья, ваши достижения дают уверенность, что в стране подрастает достойная смена, способная обеспечить в будущем успешное развитие страны».

 

Погружение в общественную жизнь

 

Почему же знатоки православной культуры дают министру «обрнауки» даже не надежду, а уверенность в том, что они обеспечат возрождение России? Ответы на этот важнейший вопрос, похоже, удалось найти участникам торжества в Зале Церковных Соборов.

Издательство Московской Патриархии учредило специальный приз для самого активного корреспондента сайта Олимпиады. Его удостоился ученик 11 класса гимназии Преподобного Сергия Радонежского при Троицко-Варненском монастыре Валентин Фролов. Приз вручил заместитель главного редактора «Журнала Московской Патриархии» Сергей Валериевич Чапнин. В своём приветствии к собравшимся в Зале Церковных Соборов он сказал удивительные слова, которые могут стать ключом к пониманию жизненного успеха знатоков православной культуры:

«Я очень надеюсь, что та способность говорить о Церкви искренне, размышляя, не навязывая своего мнения, но стараясь убедить собеседника той позицией, которую вы выражаете, сохранится. Это очень важно для современного мира, потому что социальные сети общения в информационную эпоху  становятся очень разорванными, фрагментарными. Связанно выражать свои мысли могут, к сожалению,  далеко не многие.»

После закрытия Олимпиады я разыскал Сергея Чапнина, чтобы подробнее расспросить о поставленных им проблемах.

- Сергей Валерьевич, не кажется ли Вам, что разорванность, фрагментарность общения в информационных сетях является следствием того, что оглупляющие СМИ сделали большинство людей неспособными ясно выражать свои мысли? Нам старательно навязывают клиповое  мышление – разорванное, фрагментарное, которое порождает подобные проблемы и в сетях общения?

- Да, да, безусловно, и это особенность России. А в большинстве западных стран, пусть мы и осуждаем их СМИ, но, тем не менее, в своей квалифицированной части они поддерживают высокое качество общественной дискуссии.

Сергей Чапнин рассказал, что на Западе интеллектуальные СМИ высокого уровня ставят себе главной задачей разобраться в общественных процессах и объяснить их читателям. При постоянном облагораживании общественного сознания не удивительно, что читатели не страдают фрагментарностью мышления.

Я спросил Сергея Валериевича, есть ли в России православные издания, которые поддерживают на высоком уровне общественную дискуссию, делают читателей умнее и добрее? Он ответил, что к таким изданием относятся «Журнал Московской Патриархии», журналы «Фома», «Нескучный сад», «Виноград», и в некоторой степени - «Наследник». Но всё-таки уровень профессионализма и уровень анализа общественных процессов в большинстве православных СМИ, по мнению Чапнина, пока оставляют желать лучшего.

Чтобы поднять этот уровень, надо всерьёз заниматься анализом социальных процессов в России. Журналист – он же исследователь. В отличие от историка, который исследует прошлое, журналист исследует настоящее и представляет результаты своего исследования обществу. Ему нужно иметь трезвый, с рассуждением взгляд на современную жизнь и, безусловно, знать, по крайней мере, основы богословия, чтобы не запутаться в «символических мирах», что, к сожалению, нередко происходит.

- Если использовать образ Святейшего Патриарха, то некоторые СМИ предлагают читателям «сломанный навигатор», который направляет их по ложному  пути. Почему это происходит?

- Без дерзновения мы размышляем о настоящем и будущем. Очень мало материалов, которые действительно способны сказать нам что-то новое о нас самих и о том, что происходит вокруг нас.

- Но откровения даются по силе жития. Следовательно, журналист должен вести православный образ жизни: соблюдать заповеди, участвовать в таинствах – только тогда он сможет сказать что-то новое, полезное для читателей?

- Да-да, безусловно. Но важно и не выпадать из общества при этом. А многие православные боятся слишком глубоко погружаться в общественную жизнь, и вот от этого страдает журналистика. Конечно, это должно быть разумное погружение, не ныряние с головой на мелководье, но – тем не менее.

 

С нами Бог

 

Что такое «разумное погружение в общественную жизнь», хорошо объяснила Татьяна Склярова – доктор педагогических наук, заведующая кафедрой социальной педагогики педагогического факультета ПСТГУ, руководитель рабочей группы Олимпиады. Через несколько дней после её торжественного закрытия, когда закончились все хлопоты, я взял у Татьяны Владимировны интервью по телефону:

- Что Вы считаете главным итогом прошедшей Олимпиады?

- Это удвоение количества участников. В прошлом году в Олимпиаде участвовало 45 тысяч ребят, в этом – 80. Немного изменился регламент: мы впервые провели финал на уровне регионов. Это дало им возможность получить своих победителей, которые имеют льготы для поступления в вузы.

- В какие вузы – православные?

- Нет, так как наша Олимпиада курируется Российским Советом олимпиад школьников и входит в перечень предметных олимпиад, поддерживаемых этим органом. Этот Совет оценивает  результативность олимпиад и присваивает им уровень, который обычно становится известным в конце мая. Так вот, мы получаем второй уровень: это означает, что льготу для наших победителей определяет сам вуз. Он может решить, берёт он победителя или не берёт. По прошлому году мы знаем, что многие российские вузы (например, Ярославский университет имени Демидова) взяли наших победителей не только на историю, но и на юриспруденцию без экзаменов.

- Здорово! А какой уровень – высший?

- Первый. Это когда вузы не просто выбирают, а обязаны принимать победителей олимпиад вне конкурса.

- Татьяна Владимировна, в своём приветственном слове Андрей Фурсенко назвал участников Олимпиады «достойной сменой, способной обеспечить в будущем успешное развитие страны». Как Вы думаете, почему министр возлагает такие высокие надежды на знатоков православной культуры?  

- Ну, потому что это дети родные для России. Они  знают историю России, они её любят, и они очень беспокоятся о будущем России.

- То есть знание истории даёт кровную заинтересованность в судьбе своей страны?

- Не только знание истории, но ещё знание духовной истории своей страны.

- Не мешает ли обилие теоретических знаний практическому освоению Православия?

- Во всех этапах Олимпиады обязательно предусмотрены задания, нацеленные на дела милосердия. Пишутся творческие работы, которые подразумевают нравственную проблематику выбора. Разные формы заданий обращены к разным сферам чувств, знаний и даже поступков.

- Святейший Патриарх Кирилл сравнил Православную веру с навигатором, который позволяет молодому человеку выбирать правильный жизненный путь, не даёт ему заблудиться. Как Вы думаете, почему наша вера указывает истинный путь, а при её отсутствии человек плутает в потёмках?

- Видимо, потому, что знание Православия даёт человеку такую вот устойчивую систему координат, в которой он ориентируется не только в своей учебной деятельности, в личной жизни, он ориентируется, что немаловажно, в прошлом и в будущем. Ведь для развития самосознания ребёнка, как преподаватель психологии могу сказать, необходимо соотношение трёх времён: прошлого, настоящего и будущего. В результате соприкосновения с историей страны, которая неразрывно связана с историей Православия, наше молодое поколение приобретает такой достаточно устойчивый, хороший, ровный оптимизм, глядя в будущее. И могу свидетельствовать по опыту проведения трёх олимпиад, что дети, воспитывающиеся даже порой в неполной семье, одним родителем или даже в системе интернатных учреждений, соприкасаясь с православной культурой, с православным воспитанием, выстраивают очень чёткую систему координат на будущее. Эти дети ориентированы на создание семьи, эти дети ориентированы на рождение детей, эти дети ориентированы на служение в Армии, на работу, на честное творческое развитие в своей родной стране. Удивительным образом, независимо от внешних обстоятельств, когда ребёнок получает эту мировоззренческую константу в своём самосознании, у него всё становится нормально.

И теперь, возвращаясь к мысли министра образования и науки, можно ответить, почему дети, изучающие православную культуру, могут обеспечить успешное развитие страны. Потому что у них есть чёткая ориентация в будущем.

…Тут я должен сделать небольшое отступление. Один талантливый и опытный учитель словесности из Москвы рассказал мне, что к нему на уроки некоторые ученики иногда приходят… пьяные или обкуренные наркотиками. Оправдываясь, они говорят, что «кайфуют» с горя, потому что не имеют денег для получения высшего образования и устройства на хорошую работу. Мол, у них нет никаких перспектив – отсюда уныние и депрессия.

А вот участники Олимпиады – несгибаемые оптимисты. Изучая православную культуру, историю своей страны, они получают возможность без экзаменов поступать в университеты на престижные специальности. Перед ними чудесным образом открываются светлые перспективы, хотя многие ребята из бедных семей, они нередко имеют одного родителя или вообще воспитываются в детдомах. Почему же в одинаковых обстоятельствах одни школьники сами закрывают перед собой все перспективы, а другие - дерзновенно открывают их?

Татьяна Склярова объяснила: отечественные психологи давно установили, что в своём развитии ребёнок сначала ориентируется на смысл, а потом осваивает деятельность. В первый год жизни он ничего не делает, только ориентируется в смыслах: кто его окружает, как его любят, как за ним ухаживают. А потом он начинает ходить, говорить, пытается сам себя обслуживать, и так далее. Эта закономерность продолжается дальше. И если до 12 лет ребёнку не дать высокий смысл жизни, то он будет пить.

- Внутренняя пустота требует заполнения какими-то суррогатами?

- Да, когда нет высокого смысла жизни, начинаются бессмысленные блуждания, поиски суррогатов.

 

Источники знаний

 

Мои знакомые, живущие в глубинке, давно уже спрашивают, когда в их школы придут «Основы православной культуры»? Они готовы организовать занятия хотя бы факультативно – но нет педагогов. Где же их взять?

- Этот вопрос не ко мне, - ответила Татьяна Склярова. - Могу рассказать только о себе и своей работе. Что мы делаем и продолжаем делать лучше всех? Наша Олимпиада так строится, что, начиная со школьного этапа, любой педагог может зайти на сайт (pravolimp.ru), зарегистрировать школу и класс и получить у нас комплект заданий. К нему прилагается комплект ключей к проверке. И педагог, и ребёнок, даже не знавшие ничего, почитав эти материалы, что-то для себя узнают. На сайте выложены все задания предыдущих лет, то есть за три года.

- Вы имете в виду, что таким образом и педагоги, и школьники могут получать знания Основ православной культуры?

- Конечно - весь методический ресурс, целиком и полностью.

- Выходит, человек, живущий в глубинке, который стремится к Православию, может заочно освоить этот предмет?

- Да, и мы стараемся все материалы выкладывать на сайте. У нас постоянно кто-то на нём дежурит, мы общаемся с жителями глубинки. Но плохо, если у кого-то нет Интернета. Тогда мы можем помочь только по телефону Горячей линии, который бесплатен по всей России.

В данной ситуации все эти компьютерные и цифровые технологии можно использовать во благо. Мы стараемся это делать.

- Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьёв говорил мне, что Ваш университет готов поставлять педагогов для преподавания Основ православной культуры.

- Да, наш педагогический факультет поставляет педагогов, но это не решит проблему в масштабах всей страны. Мы сейчас работаем над тем, чтобы сделать образовательную программу для подготовки педагогов, которая была бы технологичной и доступной для реализации в любых вузах.

Так как сейчас преподавание Основ Православной культуры идёт в формате эксперимента, то и подготовку педагогов мы тоже пытаемся запустить в формате эксперимента. Сейчас мы над этим работаем и надеемся, что к следующему учебному году будем уже объявлять набор студентов на бакалаврскую программу основ педагогики по профилю преподавателя религиозной культуры.

- Татьяна Владимировна, Вы удивительно оптимистичный человек, как и все ребята, приехавшие на закрытие Олимпиады в Храм Христа Спасителя. Скажите, пожалуйста, на чём основан Ваш оптимизм, светлый взгляд в будущее России?

- Как и  для всех христиан – на вере в Бога. Как сегодня хор пел: «С нами Бог! Разумейте языцы и покаряйтеся, Яко с нами Бог!» Что нам делать остаётся? Только так.

 

«Диковинка»

 

После окончания торжественного закрытия Олимпиады я решил что-нибудь приобрести на память об этом празднике. Несколько прилавков предлагали обычную церковную продукцию, которую можно купить во многих православных магазинах. Я равнодушно прошёл мимо лакированных изделий и глянцевых изданий. Но один прилавок вызвал удивление и радость. Здесь были представлены изделия, выполненные руками тех самых бедных родителей и детей из русской глубинки, о которых с таким сочувствием говорили организаторы торжества. Быть может, некоторые из этих ребят были участниками Олимпиады.

Некоторым может показаться странным, что благотворительный Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям «Русская Берёза» в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя занимался… торговлей. Но дело в том, что эта продажа была очень необычной: её целью было не обогащение, а… милосердие.  

Руководитель фонда Оксана Михайловна Гарнаева рассказала мне, что "Русская Берёза" на торжественное закрытие Олимпиады привезла в Зал Церковных Соборов монастырскую лавку. В ней открылась благотворительная ярмарка "Диковинка", где продавались изделия подопечных фонда (малоимущих семей из русской глубинки), продукция православных монастырей, храмов и организаций, помогающих в возрождении разрушенных святынь. Участники Олимпиады могли приобрести прекрасные вязанные коврики, кофточки, носочки, выполненные руками русских тружениц. Такими  покупками посетители делали очень доброе дело: для большинства подопечных фонда реализация своих изделий через ярмарку "Диковинка" - единственная РЕАЛЬНАЯ возможность заработать.

Продукция православных храмов и монастырей необыкновенна. Это и мыла, сваренные в собственных монастырских мыловарнях, и чудодейственные мази, сделанные по старинным русским рецептам, и лыковые мочалки - абсолютно никакой химии, всё очень полезное для здоровья. Реализация таких изделий даёт средства для восстановления наших храмов и монастырей.

«Слава Богу, что в России ещё есть такие люди, которые сохранили вековые традиции по изготовлению уникальной продукции, ведь это так нужно всем нам, позабывшим своё исконное, русское», - сказала Оксана Гарнаева.

Благодаря этому фонду держатся наплаву тысячи малоимущих семей в российской глубинке. И я могу с радостью сообщить подопечным фонда, что они имеют прекрасный шанс на жизненный успех – участие в Олимпиаде, победа в которой откроет перед ними двери престижных вузов. Но даже простое изучение православной культуры даст им тот самый «жизненный навигатор», о котором говорил Патриарх. С ним они не собьются с правильного пути и достигнут заветной цели.   

 
Комментарии
Юлия Воинова
2011/06/02, 00:40:53
Спасибо, что "открыли" мне издание Великороссь. Полезная и актуальная информация
Добавить комментарий:
* Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
 
© Vinchi Group - создание сайтов 1998-2020
Илья - оформление и программирование
Страница сформирована за 0.077970027923584 сек.