СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ВЕЛИКОРОССЪ
НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

№27 Николай ГОЛОВКИН (Россия, Москва) Троицкий иконописец

Яндекс цитирования
Бог Есть Любовь и только Любовь и Он Иисус Христос
Официальный сайт Южнорусского Союза Писателей
Омилия — Международный клуб православных литераторов
На главную Наша вера №27 Николай ГОЛОВКИН (Россия, Москва) Троицкий иконописец

Н. ГоловкинНиколай Головкин – поэт, эссеист, публицист. Член Союза писателей России. Член секции поэзии Московской городской организации Союза писателей России. Член Международного клуба православных литераторов «Омилия» (Украина): http://omiliya.org/  Родился 4 ноября 1954 года в Ашхабаде (Туркмения) в семье потомственных москвичей. Литературной деятельностью занимается с 1968 года. В 1977 году окончил факультет русской филологии Туркменского государственного университета имени А.М. Горького. В 2009 году награждён юбилейной медалью «55 лет Московской городской организации Союза писателей России:1954-2009». Публиковался в альманахе «Пушкинское кольцо-2010», журналах «Русский Дом», «ВЕЛИКОРОССЪ», «Элита России», «Клуб», «Природа и человек», «Наше поколение» (Молдова), газетах «Московский Литератор», «Вёрсты», «Гудок», «Россия», «Трибуна»,  «Русь Державная», «Русский вестник», «Московский железнодорожник», «Вечерняя Москва», «Наша губерния», на сайтах patriarchia.ru, pravoslavie.ru, fondsk.ru, «Одна Родина», «Русское единство», Русская народная линия, СТОЛЕТИЕ и др. В 2010 году стал лауреатом Международного Рубцовского конкурса «Звезда полей». Автор книг: «Поэтическое излучение» (стихи, 1994), «Свет в конце тоннеля» (стихи, эссе, рассказы1999), «Иван-чай. Диалоги о России» (публицистика, эссе, рассказы, 2005), «Февральская лазурь» (стихи, 2010), «Троицкий иконописец» (эссе, рассказы, 2010). Живет в Москве.

 

 

Троицкий иконописецТроицкий иконописец

 

На протяжении столетий насельники Троице-Сергиевой Лавры сохраняли заветы своего родоначальника, «великого молитвенника Земли Русской» — преподобного Сергия Радонежского. На поприще духовного просвещения здесь трудилось множество иноков и монастырских старцев.

Один из них — известный троицкий иконописец XVI века, келарь (хранитель припасов обители) Евстафий Головкин. Дошедшие до наших дней его иконы украшают иконостас Троицкого собора Лавры.

 

***

Когда в 1422 году были обретены мощи преподобного Сергия Радонежского (память 18/5 июля) и их поместили в этом белокаменном соборе, над ними была утверждена первая икона «Явление Богоматери преподобному Сергию». В разные периоды в монастыре было создано множество икон с изображением этого чудесного явления. Наиболее прославлена из них — икона Евстафия Головкина.

…Однажды, глубокой ночью, преподобный Сергий читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею:

—  Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение.

Едва он произнес эти слова, как был услышан голос:

— Пречистая грядет!

Преподобного Сергия внезапно осиял Неземной Свет. Он увидел Божью Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный благоговейно склонился перед Божьей Матерью.

— Не бойся, избранниче мой, — изрекла Она. — Я пришла посетить тебя, услышана молитва твоя об учениках твоих; не скорби больше и об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу Я неотступна буду от места сего и всегда буду покрывать его…

Божья Матерь стала невидима. А преподобный Сергий долго был в оцепенении. Только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой.

Явление Божьей Матери в келье преподобного Сергия — на месте нынешней Серапионовой палаты — было в одну из пятниц Рождественского поста 1385-го. Память о посещении Божьей Матерью Троицкой обители и Ее обетовании свято хранилась учениками преподобного Сергия.

В 1585-м при государе Феодоре Иоанновиче было завершено изготовление серебряной раки для мощей преподобного Сергия, а верхнюю крышку деревянного гроба решено было разобрать на иконы. Эти иконы — реликвии и были написаны Евстафием Головкиным: «Явление Богоматери преподобному Сергию» — в 1588 году, а «Преподобный Сергий Радонежский с Житием» — в 1591.

Излишне говорить об особой ответственности такого предприятия. Оно связывалось единым замыслом прославления преподобного: в 1592 году исполнялось двести лет со дня его преставления. Серебряная рака и надгробная икона в золотом окладе — вклад царя Феодора Иоанновича, сына Иоанна Грозного, и его супруги Ирины Годуновой как моление о чадородии — были актом государственной важности.

 

***

Вообще государи благоволили к Евстафию Головкину. Достаточно сказать, что он был доверенным лицом самого Иоанна Грозного. Троицкий келарь Евстафий был одним из немногих, кого царь посвятил в тайну гибели своего сына — Иоанна. Трагедия произошла 19 ноября 1581 года.

В 1583 году Грозный приезжал в монастырь оплакивать несчастную кончину Иоанна Иоанновича. Во Вкладной монастырской книге об этом записано так: «Лета 7091 мес. генваря в 6 день был Царь и Государь у Живоначальныя Троицы, у Великих Чудотворцев Сергия и Никона в обители. И на заутрени Богоявленьева дни, слушал заутреню и обедню в средней церкви. И призвал к себе Келаря старца Евстафия, да старца Варсонофия Якимова, да тут же духовник его стоял близко Архимандрит Феодосий: только трое их; и учал Государь Царь рыдати и плакати и молити о том Келарю старцу Евстафию и старцу Варсонофию Якимову втайне, — а Архимандрита Ионы тута не призвал, — чтоб его сыну Государю Царевичу Иоану учинили в особь поминание по неделям от субботы до субботы в Никоне Чудотворце, да в средней церкви панихиды пети ежеден над кутиею и на обеднях поминати в веки, докуды обитель сия святая стоит и до скончания века. А Казначею давати деньги из казны в те церкви в Никон Чудотворец да в среднюю церковь. И о том поминанье, о Царевиче Иоане, плакал и рыдал и умолял Царь и Государь, шесть поклонов в землю положил со слезами и рыданием».

При избрании на царство Бориса Годунова Евстафий Головкин находился на Земском соборе и подписал грамоту от Троице-Сергиева монастыря.

 

***

Чудотворные иконы его письма охраняли и охраняют Россию. В 1657 году царь Алексей Михайлович (1645–1676) брал в польский поход «Явление Богоматери преподобному Сергию». В 1703 году эта икона участвовала во всех походах Петра I во время войны со шведским королем Карлом ХII.

В наши дни в Троицком соборе Лавры по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице. Особая служба в честь Явления Божией Матери Преподобному совершается в обители 24 августа, на второй день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Другая икона Евстафия Головкина из иконостаса Троицкого собора — «Преподобный Сергий Радонежский с Житием» — также сопровождала русскую армию в походах.

Во время Отечественной войны 1812 года случилось так, что московское народное ополчение не имело знамени. Оно выступило в поход под хоругвями с изображением Успения Богоматери и святого Николая Чудотворца. Митрополит Московский Платон Левшин, находившийся на покое в Вифанском монастыре, «подобно Сергию, некогда благословившему Великого князя Димитрия на брань с Мамаем», 14 июля послал Александру II с наместником Троице-Сергиевой Лавры Самуилом образ преподобного Сергия, созданный Евстафием Головкиным. К иконе прилагалось послание, в котором Митрополит, выражая надежду на победу, сравнивал Москву с градом Иерусалимом, Наполеона с Голиафом, а Александра с Давидом.

21 июля игумен Самуил отдал послание и образ императору, а тот вручил ее московскому ополчению. После изгнания французов из Москвы складень был возвращен в Лавру и поставлен на свое место в Троицком соборе.

 

***

Традиция средневекового иконного портрета, ярким представителем которой в России стал Евстафий Головкин, сложилась первоначально в Византии. Но уже с первой трети ХV века можно говорить о распространении «портретов» русских преподобных. Появление их изображений стало одной из существенных характеристик национальной духовной культуры этого времени, отмеченной широким утверждением монашеских идеалов и осмыслением значимости монашеского служения для жизни русского общества.

На примере Евстафия Головкина и царских мастеров той эпохи видно и то, что с развитием культурной жизни в стране меняются и авторские записи на иконах: во второй половине XVI века они становятся пространными, а их репрезентативный характер не может скрыть новое, более значимое положение художника.

 

***

Я вновь и вновь приезжаю в это святое для каждого русского человека место. Устремляясь вместе с паломниками и туристами к Троицкому собору, мы неизбежно проходим через множество древних захоронений, ныне никак не обозначенных на земле Лавры. После своей кончины в 1603 году где-то здесь был погребен и Евстафий Головкин.

 
Комментарии
Владимир Василенко
2011/07/24, 09:30:22
Уважаемый Николай! С большим интересом читал Вашу публикацию "Троицкий иконописец". Почерпнул много нового для себя.
Владимир Глазков
2011/06/12, 19:00:25
Спасибо за ТАКУЮ тему. И спасибо за изложение; читал, сопереживал и радовался тому, что лелеет "Великороссъ" на своих страницах память о русском взгляде на мир. Не мудрёном, но - мудром. Важно это. Может, и нет ничего важнее. Спасибо, Николай Алексеевич.
Lorina Todorova
2011/06/09, 11:18:52
НИКОЛАЙ, ВЬІ ТАК ХОРОШО ПРЕДСТАВИЛИ СОБЬІТИЯ, ЧТО У МЕНЯ БЬІЛО ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО Я ЖИВУ С НИМИ!!! И, КОГДА Я КОНЧИЛА ЧИТАТЬ, ТО У МЕНЯ КРУЖИЛАСЬ ГОЛОВА...
Лорина Тодорова
2011/05/31, 16:54:53
Спасибо за такое подробное представление событий в описательном стиле, с цитатами древних записей! , что придает описанию правдоподобность и вызывает у читателя настоящее ЛЮБОПЬІТСТВО: А чем же все кончилось? Да, конец в чисто русском духе - ГДЕ ЖЕ ЗАХОРОНЕН Евстафий Головкин - основной герой этого увлекательного рассказа! По своей сущности, этот рассказ очень убедительно показывает РОЛЬ, ВЕЛИКУЮ РОЛЬ человека-ИЗБРАННИКА! с уважением к Автору текста Лорина Тодорова
Добавить комментарий:
* Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
 
© Vinchi Group - создание сайтов 1998-2019
Илья - оформление и программирование
Страница сформирована за 0.11456894874573 сек.