СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ВЕЛИКОРОССЪ
НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

АМФИЛОХИЙ ПОЧАЕВСКИЙ – БОЖИЙ ЛЕКАРЬ (1894 – 1970)

Бог Есть Любовь и только Любовь и Он Иисус Христос
Официальный сайт Южнорусского Союза Писателей
Омилия — Международный клуб православных литераторов
На главную Актуально АМФИЛОХИЙ ПОЧАЕВСКИЙ – БОЖИЙ ЛЕКАРЬ (1894 – 1970)

Ольга Камрыш

 

 

"Пути праведных подобно свету светятся, они переходят к нам и просвещают путь к спасению"

(Пртч. 4,18).

 

Амфилохий Почаевский12.05.11. Иаков Варнавович Головатюк родился 27 ноября 1894 года в селе Малая Иловица Волынской губернии (ныне Тернопольская область, Украина). Благочестивый крестьянин Варнава Головатюк, имея десятерых детей, воспитывал их в православной вере. Под одной крышей дружно жили дочери, сыновья, невестки, внуки. Глава семьи был мастером в различных ремёслах и брался за любую работу. Но более он был известен в округе как костоправ. Это умение у него перенял сын Иаков. Юноша помогал отцу, когда тот направлял сломанные кости, а потом подолгу выхаживал больного.

Мать семейства была богобоязненной и смиренной женщиной. Она приучила детей каждый день ходить в храм и развила в них потребность в каждодневной молитве.

В 1912 году молодой Иаков, возмужавший и окрепший, был призван в Русскую армию и, когда наступила Первая мировая война, он честно отдавал долг Царю и Отечеству на передовой. В конце войны фельдшер Головатюк попал в плен, его отправили в Альпы, где он работал у местного фермера. Ему удалось сбежать  только через три года.

  Измученный разлукой и лишениями, юноша возвращается в родное село в 1919 году и помогает отцу по хозяйству, как было до службы в Армии. Жизнь постепенно входит  в своё русло.

Иаков обладал приятной наружностью и красивым голосом. Местные девушки заглядывались на него, в тайне мечтая иметь такого мужа. Надо было думать о женитьбе, уже была сосватана невеста. Но не покидали Иакова воспоминания о суровых военных буднях, когда на глазах гибли товарищи, о годах плена, в котором он тосковал по родине. Задумавшись о смысле жизни, молодой человек долго беседовал с настоятелем приходского храма и, наконец, утвердился в своем решении избрать нелегкий путь монашества.

В 31-летнем возрасте Иаков поступает послушником в Почаевскую Лавру, смиренно исполняя все возлагаемые на него послушания.  С благословения митрополита Варшавского и всей Польши Дионисия (с 1920 по 1939 год Лавра была под его юрисдикцией) 8 июня 1932 года послушник Иакова Головатюка постригают в монахи с именем Иосиф. В 1933 году он рукоположен во иеродиакона, а в 1936 году – во иеромонаха.

Всё тяжелей положение православных обителей и храмов в католической Польше. С каждым годом растет угроза ревиндикции, т.е. передача храмов католической Церкви. Но с 1939 года Лавра снова восстановила молитвенное общение с Русской Церковью.

С первых дней жизни в монастыре, отей Иосиф вёл постническую и строгую жизнь. Профессия лекаря, данная ему от Бога, прославила нового подвижника по всей Волыни и дальше.  В Лавру съезжались люди с Буковины, Бессарабии, Галиции. Немощные и потерявшие всякую надежду на выздоровление ехали к святому монаху и находили там исцеление. С согласия монастырского начальства отец Иосиф поселился в уединенном домике на монастырском кладбище вместе с иеромонахом Иринархом, где и принимал многочисленных посетителей около 20 лет. Особенно прославился он как косотоправ. Его молитвами исцелялись самые безнадежные. Но кроткий монах не любил, когда распространялась слава о его чудесах врачевания. Сам он всегда отвечал так:

"Бог за ваше усердие и за ваши слезные молитвы послал вам исцеление, а я, грешный человек, даже не дерзаю молиться ни о чем другом, как только о прощении моих грехов". К батюшке обращались не только больные телесно (калеки, слепые, глухие), но и  терзаемые душевными недугами. Многие после бесед со святым иноком находили духовный покой и утешение в скорбях. Будучи смиренным и избегающим людской славы, он старался скрывать свои добродетели. Весь день находясь с людьми, в молитвах он проводил ночи. Но слава о чудесных исцелениях разнеслась повсюду. К отцу Иосифу ехали люди с севера и юга, с востока и запада, с Молдавии и Сахалина. Никогда и никому он не отказывал, находя время для каждого и принимая скорби и немощи страждущих в своё сердце. Так в трудах и молитвах возрастал духом благочестивый инок. Посвятив свою жизнь любви к Богу и ближнему, он получил свыше дар чудотворения и прозорливости.

Во время Великой Отечественной войны, первые удары которой приняла на себя  многострадальная Украина, полностью оккупированная неприятелем, отец Иосиф убежденно проповедовал о скором освобождении и избавлении от фашистских захватчиков. Не думая об опасности, он горячо и открыто разоблачал раскольников – автокефалистов, обвиняя их в предательстве истинной веры предков. В августе 1941 года была создана автономной Украинская Церковь, находящейся в составе Московского Патриархата. Одновременно стали активизироваться раскольники-автокефалисты.

 Немецкие оккупационные власти, желая вызвать к себе симпатию со стороны населения и в то же время не допустить опасного влияния православной Церкви на умы верующих, поддержали открытие так называемых автокефалических церквей. 4 мая 1942 года фашисты официально признали УАПЦ, которая, хотя и называла себя православной, по сути имела раскольничий характер и наряду с обновленцами, пытались разрушить устои канонической Церкви. Это было на руку гитлеровцам, так как православные священники на проповедях призывали людей бороться против фашистских захватчиков. В "Послании" митрополита Сергия, которое зачитывалось на всех службах, говорится: "Церковь благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу".

«Новая» церковь получила поддержку не только со стороны немецких оккупантов, но и со стороны бандеровцев, мельниковцев и других бандитских формирований. Война, объявленная Церкви автокефалистами, была беспощадной. Духовные лица и миряне, отказавшиеся уйти в раскол, подвергались беспощадным гонениям. Их арестовывали, устраивали мучительные допросы и, увозя в лес, расстреливали без суда и следствия. Не раз враги Патриаршей Церкви пытались уничтожить и батюшку Иосифа. В конце войны в Почаев прибыл карательный отряд бандеровцев, чтобы расстрелять инока, но крестьяне, предупредили об операции монахов, и те спрятали отца Иосифа в Лавре. Когда Советская Армия освободила Украину от фашистов, лидеры УАПЦ сбежали в Польшу, но долго еще бандеровцы и прочие бандиты нарушали мирную жизнь, убивая и грабя людей. Постепенно с фронта возвращаются мужчины, в том числе и православные монахи, в храмах возобновляются богослужения. Первое время советские власти лояльно относятся к Церкви.

Всё так же в Лавру спешили больные к чудотворцу отцу Иосифу, исцелявшему самых безнадежных и тех, от кого врачи уже отказались.  Не раз врачи пытались с помощью властей запретить медицинскую практику «недипломированного врача». Но этого им не удавалось, поскольку среди благодарных клиентов батюшки были и сильные мира сего. Тысячи людей после общения со ним пришли к вере.

В 1953 году отец Иосиф был возведён в сан игумена. Постепенно гонения на Церковь усилились. Батюшка мужественно обличал безбожные законы и наставлял на путь истинный колеблющихся в вере. Несколько раз приходили к нему то бандеровцы, то сотрудники ГПУ. Но по Божьему провидению старец оставался невредимым. Когда над Лаврой нависла угроза закрытия, отец Иосиф стал одним из вдохновителей народного сопротивления уничтожению святой обители. Однажды ночью, батюшку схватили и поместили в психиатрическую больницу. Там его постригли и обрили, велели снять крест, на что он категорически отказался. Тогда санитары сами сорвали с него крест, раздели, накололи какими-то лекарствами и отвели в палату к буйным душевнобольным пациентам. Три месяца несчастный провёл в больнице. Люди, узнав, где находится батюшка, стали писать письма руководству с просьбой об освобождении. О его заключении узнала дочь Сталина Светлана Аллилуева. Ей удалось освободить старца в благодарность за то, что он ранее исцелил ее от душевной болезни. Чтобы не подвергать опасностям Лавру, Отец Иосиф поселился в родной Иловице у своего племянницы. Очень скоро и туда потянулись потоки больных и немощных со всей страны. К батюшке везли и одержимых бесами. Горе, переполнявшее людские сердца, отец Иосиф переживал как свое, сострадая страждущим и снисходя к немощным. Отец Иосиф ежедневно служил молебны, а после службы, окропив всех святой водой, приглашал за обеденный стол. Обеды были необыкновенные. После братской трапезы все пели церковные песнопения и читали духовные стихи. Отец Иосиф имел бархатный баритон, и окружающие с радостным и светлым чувством слушали его.

Обеспокоенные притоком больных людей в село, власти настроили некоторых  родственников против «лжедоктора». У отца Иосифа было девятнадцать племянников и племянниц. Как-то один из них, работавший трактористом, в декабре 1965 года заманил его на свой трактор и увез в глухие места. Там он его избил и столкнул в болото. Отец Иосиф восемь часов пролежал в ледяной воде. Обеспокоены долгим отсутствием батюшки, его начали искать и обнаружили еле живого. Старца срочно отвезли Почаевскую Лавру и в ту же ночь, полагая, что пришел его последний час, постригли в схиму с именем Амфилохий. Никто тогда не надеялся, что он доживет до утра. Но сила Божия поставила отца на ноги, и он выздоровел. Он снова поселился в своем селе. Везде, где жил старец, у Почаевского кладбища и в доме своей племянницы в Иловице, были им выращены великолепные сады. Подвижник очень любил и тонко чувствовал природу. Рядом с его домом много было голубей, которых он прикармливал, а в саду - множество цветов. Весна для него была райской порой, а весенний лес - раем. Не любил отец Иосиф телевизионных программ, которые обкрадывают и опустошают человеческую душу. После их просмотра не хочется молиться, и сердце далеко от Бога.

Имея доброе сердце, отец Иосиф не любил злых людей, ибо зло не свойственно природе человека. Зло так же относилось к старцу. Наступил последний 1970-й год в его жизни. Батюшка предвидел свою смерть – его неоднократно пытались отравить. За четыре месяца до своей кончины он со слезами сказал: "Ах, как страшно будет, когда застучит мерзлая земля по крышке гроба". Святой в молитвенном созерцании умом глубоко уходил в себя. Зная помыслы окружающих, добрые и злые, он благодарил за добро и прощал за зло. Уже после смерти батюшки отравительница его, раскаявшись, призналась в своем злодеянии.

 

Божий угодник преставился 1 января 1971 года (по новому стилю). Шел сильный снег. Односельчане и природа плакали, прощались со своим дорогим старцем.

С того времени и по сегодняшний день на месте погребения схиигумена Амфилохия происходят чудеса исцеления людей. Он и по смерти лечит, утешает, назидает.

И с тех пор, на протяжении более 30 лет, не было дня, чтобы на могиле старца не горели свечи, не служили панихиды, не молились паломники. И завтра к нему пойдут с надеждой нуждающиеся в его любви и покровительстве.

12 мая 2002 года 16 архиереев во главе с Блаженнейшим Владимиром митрополитом Киевским и всея Украины, совершили чин прославления преподобного Амфилохия. Этот день стал днём памяти святого. Он явил пример благостной жизни во Христе и оставил неизгладимую память в сердцах верующих, для которых был и есть заступник и милостивый помощник.

Отец Амфилохий учил, что корень безбожия в ожесточении человеческих сердец, неспособных вместить любовь Божию: "Грех, как сеть, опутывает сердце и злоба, как оковы, сковывает его. Злые люди убили праведного царя, злые люди глумятся над православным народом. Великое счастье, говорил он, что Господь сподобил нас родиться в православной стране, от православных родителей, в православной вере, а многие народы не знают Православия. Как же нам надо благодарить Бога за эту Его милость к нам!".

 

Использовались материалы: Пресс-служба Союза Православных Граждан Украины, Ж-л «Мир Божий» №2, Сайты:  www.pochaev.org.ua, www.Kiev-orthoox.org, www.otechestvo.org.ua.

 

 

29 апреля (12 мая): Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (286-299). Прп. Мемнона чудотворца. Прп. Нектария Оптинского (1928). Мчч. Диодора и Родопиана диакона (284-305). Свт. Василия Острожского (1671). Трехсот мучеников, в горах Дудиквати и Папати (Турция) пострадавших (XVII-XVIII). Прп. Амфилохия Почаевского (1970).

 
Комментарии
Konstantin Sergeyev
2011/05/12, 20:16:25
В честь Святыя Троицы трех имен носителю: Иакове, Иосифе и отче Амфилохие, моли Всемилостивого Бога да очистит сердца, зараженные грехом, и Твоим предстательством спасет души наша. Аминь.
Наталья Грибеник
2011/05/12, 20:03:50
Мощи преп.Амфилохия находятся в пещерном храме Почаевской Лавры,рядом с мощами основателя Лавры преп.Иова Почаевского.Вот какой степени святости смог достичь угодник Божий в годы гонений на веру православную!
Добавить комментарий:
* Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
 
© Vinchi Group - создание сайтов 1998-2020
Илья - оформление и программирование
Страница сформирована за 0.0043768882751465 сек.