СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ВЕЛИКОРОССЪ
НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

СОРОК МУЧЕНИКОВ, В СЕВАСТИЙСКОМ ОЗЕРЕ МУЧИВШИХСЯ

Омилия — Международный клуб православных литераторов
На главную Актуально СОРОК МУЧЕНИКОВ, В СЕВАСТИЙСКОМ ОЗЕРЕ МУЧИВШИХСЯ

Ольга Камрыш

 

 

Сорок мучеников...22.03.11. В 313 году император Константин Великий издал эдикт, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания. Его зять и соправитель Ликиний, несмотря на то, что был убежденным язычником, тоже вынужден был подписать этот документ. Лицемерие поступка проявилось в том, что на территориях, подвластных Ликинию, продолжались жестокие преследования христиан. В коварных планах двуличного императора было получить власть над всей Римской империей, поэтому он тайно готовился к войне с Константином. Боясь измены, Ликиний приказал очистить от христиан свою армию.

Около 320 года в армянской Севастии стояло римское войско во главе с военачальником Агриколаем, ревностным сторонником язычества. Особым мужеством и стойкостью отличался отряд из 40 каппадокийских воинов-христиан. Трое из них: Кирион, Кандид и Домн очень хорошо знали Священное Писание. Из многих сражений дружина выходила победительницей. Язычнику Агриколаю приходилось терпеть ненавистных ему христиан, поскольку в бою они были не заменимы. Перед военными действиями и в языческие праздники военачальник приказывал совершать ритуальные жертвоприношения. Воины-христиане не признавали  языческого обряда. И вот зимой Агриколай стал в очередной раз принуждать их принести жертву идолам. Все сорок воинов отказались, заявив, что христиане поклоняются только истинному Богу, а не истуканам и, если в боях за царя земного они были неустрашимы, то за Царя Небесного стоять будут куда более твердо. В ярости Агриколай, пугая бесчестной смертью и позором, приказал отвести их в темницу. Заключенные предались усердной молитве, мужество их не покидало, так как постоянно они ощущали присутствие Божье.

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость, силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе расположение самого императора, обещая деньги и повышение в воинском звании.

Услышав очередной решительный отказ, Агриколай велел снова бросить непримиримых воинов в темницу, но теперь уже закованных в цепи. Однако старший из них, Кирион, не растерялся и сказал, что император не давал ему такого права. Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Не зная как поступить, он стал дожидаться приезда правителя области Лисия.  Через неделю, когда приехал сановник, узников представили перед судом и снова допрашивали с пристрастием. Они оставались несгибаемыми. Тогда было приказано побить несчастных камнями. Но к ужасу присутствующих все камни, брошенные в христиан, летели мимо цели.

 Узников вернули в темницу. В заточении святой Кирион наставлял своих товарищей: «Сдружившись на войне, мы теперь становимся друзьями во Христе, чтобы не разлучаться во веки и вместе совершить подвиг».

На следующий день  Агриколай решил сломить волю непреклонных воинов. Стояла зима на удивление суровая. Святых раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили на лед замерзать на ветру. На берегу растопили жаркую баню для искушения. Кто хотел спасти свою жизнь, должен был объявить, что отрекается от Христа. Только тогда он мог отогреться в бане. Страшная стужа сковала тела мучеников, и они начали замерзать. Но ни один их них не двинулся с места. Приговоренных оставили на ночь. Тела воинов обледенели, но они,  восславляя Бога священными псалмами, стойко переносили лютый мороз. К часу ночи один из узников не выдержал и бросился к бане, но лишь переступил порог, как упал замертво, не выдержав перепада температур.

К середине ночи стражники уснули, бодрствовал лишь один тюремный сторож Аглаий. Он слышал молитвы мучеников и размышлял про себя, как возможно, что воин, прибежавший из холода в тепло, помер, а эти, стоя на таком морозе, живы. Не мог забыть он и то, как камни отлетали от этих иноверцев, словно они и вправду находятся под защитой некой высшей силы. В третьем часу ночи неожиданно заблестел неземной свет над озером, лед растаял, и вода стала теплой. Взглянув на небо, Аглаий увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Стражник был потрясен этим чудом и уверовал в Бога. Он разделся и, войдя в воду, встал рядом с тридцатью девятью мучениками, дополнив отряд до сорока. Новообращенный христианин стал молиться: «Господи Боже, я верую в Тебя, как веруют в Тебя эти воины».

Наутро истязатели, надеясь увидеть воинов замерзшими, были поражены: все сорок стояли невредимыми. Тогда мучеников вывели из воды и перебили им ноги железной кувалдой, дабы предать их мучениям. Во время этой казни рядом с мучениками находилась мать самого младшего из них, Мелитона. В этот страшный момент каждый из мучеников стал ей родным сыном. Она поддерживала их словом любящей матери и убеждала мужественно претерпеть все до конца. Тела мучеников повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла следом. Юный воин скончался на руках матери. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости были брошены в реку.

Спустя три дня мученики явились во сне Севастийскому епископу, блаженному Петру, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью пришел на реку. Было не трудно найти кости: они светились в воде. Останки славных мучеников были собраны и с честью похоронены. Имена святых сохранились. Их память относится к кругу наиболее чтимых праздников. В этот день, 9/22 марта, облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров.

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников печь булочки в виде «жаворонков». Эти маленькие птички, прилет которых символизировал наступление весны, устремляются с трелями к небу, а потом «камнем» падают к земле; будто величая Господа, они взвиваются к поднебесью, а потом смиренно склоняются перед Ним. Для русских людей пение летящего ввысь жаворонка символизировал песнь славы Господу, вознесенную мучениками.

 

 

9 марта (22 марта): 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия (ок. 320). Священномучеников Михаила, Алексия, Димитрия, Сергия, Сергия пресвитеров и Николая диакона, прмч. Иоасафа и преподобномучениц Наталии и Александры(1938). Мч. Урпасиана (ок. 295). Св. Кесария, брата св. Григория Богослова (ок. 369). Прав. Тарасия (?).

 
Комментарии
Валерий
2011/06/25, 20:55:36
Три года назад меня 47 летнего крестил иерей,но ничего мне не сказал по-поводу моего имени Валерий.А разве мое имя не должно было по церковному поменяться на Уалерий?
Добавить комментарий:
* Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
 
© Vinchi Group - создание сайтов 1998-2024
Илья - оформление и программирование
Страница сформирована за 0.013705015182495 сек.