СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ВЕЛИКОРОССЪ
НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

№24 Николай ЯРЁМЕНКО (Россия, Москва) Ломоносов и Малороссия (к 300-летию М.В. Ломоносова 1711-1765 гг.)

Бог Есть Любовь и только Любовь и Он Иисус Христос
Официальный сайт Южнорусского Союза Писателей
Омилия — Международный клуб православных литераторов
На главную Наше наследие №24 Николай ЯРЁМЕНКО (Россия, Москва) Ломоносов и Малороссия (к 300-летию М.В. Ломоносова 1711-1765 гг.)

Николай Яременко - писатель, публицист.

 

 

"Юный Ломоносов на пути в Москву" худ. Н.И. КисляковЛомоносов  и  Малороссия (к 300-летию М.В. Ломоносова 1711-1765 гг.)

 

 «Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как  вступление впереди книги»

Н.В. Гоголь 

 

 

В 2011 году исполняется триста лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова – пламенного патриота, великого русского ученого и поэта.  «Россия вошла в Европу, –писал Пушкин, – как спущенный на воду корабль. После Полтавской битвы народное образование и просвещение причалило к берегам Невы». Многих в ту головокружительную пору позвала Россия, но избранником  стал сын помора Михайло Ломоносов, познавший Русь «от темной клети, до светлых княжеских палат» (А. Майков). Все его свершения в химии, физике, металлургии и горном деле, астрономии, географии, этнографии, народном просвещении, истории,  языкознании, ораторском искусстве и поэзии имели и имеют выдающееся государственное значение. Ломоносов всегда выступал как государственно мыслящий человек, нацеленный на единение духовных и материальных ресурсов страны.  Для возведение  великого народа, населяющего Россию, «на высочайшую степень величества и славы». А.С. Пушкин о нем скажет: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения».  Своей жизнью Ломоносов стремился зажечь от своего огня как можно больше молодых сердец, стать «общей душою» будущих подвигов во славу русской культуры, быть хотя бы искрой в делах, направленных на пользу отечества.  Им, совместно с Н.Н. Шуваловым,  создан Московский университет. Россия в течение многих лет обучалась грамоте по Ломоносовской «Грамматике», знакомилась с лучшими образцами мировой литературы по его «Риторике», при этом, как сказал Пушкин, он оставался «вечным памятником русской словесности». А Вяземский назвал поэзию Ломоносова «голосом полтавских пушек»… Имея талант живописца он создавал мозаичные картины, самая известная «Полтавская битва».

В жизни помора Ломоносова немалую роль сыграли простолюдины малороссы. Это и Феофан Прокопович, церковный и государственный деятель, оратор и поэт выходец из семьи мелкого киевского торговца. Это и Кирилл Григорьевич Разумовский, граф, президент Академии наук России, гетман Малороссии из простых гречкосеев и свинопасов. Да и первым студентом Московского университета стал «безродный малороссийский  гречкосей» в последствии светлейший князь Григорий Потемкин, среди запорожских казаков званый Грицьком Нечесой, владелец «Смелянской вотчины» и сеятель Новороссии.  Первым «университетом» для Ломоносова в 1734 году стал Киево-Могилянский коллегиум, «брат» Славяно-греко-латинской академии. Коллегиум славился своими философами, риторами, историками, но слабинкой его, было отсутствие знаний по естественным наукам. Стремясь извлечь как можно больше пользы из своей поездки в Киев, Ломоносов целыми днями просиживал над изучением русских летописей, а курс лекций Ф. Прокоповича, собранных в его «Поэтике» был не только внимательно прочитан Ломоносовым, но и исписан многочисленными пометками на полях. Именно Ф. Прокопович как «синодальный вице-президент» в ту пору, раскрыв выдающиеся способности в простолюдине-поморе, настоял в Сенате, чтобы Ломоносов был включен в число избранных для отправки из Москвы на обучение в Петербургскую Академию. (Сегодня, некоторые авторы утверждают, что Прокопович знал Ломоносова как внебрачного сына Петра Великого.)  К творчеству сподвижника Петра I,  патриоту земли Русской, Феофану Прокоповичу, Ломоносов  будет обращаться всю свою жизнь. Поддержав идею К.Г. Разумовского о создании Батуринского университета и написав для него устав Малороссийского гетманского университета; обсуждая годовую смету за чаями с Государыней, («сестрой» Елизаветой?) Ломоносов предлагал присвоить имя  Феофана Прокоповича будущему университету в Батурине. Жаль, что после смерти дочери Петра, ее приемнику: великому гольштинскому «чертушке» было не до университетов, а у малороссийской старшины жадность была сильнее стремления к наукам.  

Воцарение «искры Петра Великого» Елизаветы Петровны самым непосредственным образом отразилось на личной и на творческой биографии Ломоносова. Михайло Васильевич считал, что с приходом Елизаветы Петровны к власти будто после лютой зимы повеяло весной. Взойдя на престол, Елизавета приблизила к себе русских, она была веселого и открытого нрава, любила русские обычаи, сочиняла стихи в духе народных песен, истово соблюдала православные обычаи. Именно при Елизавете президентом Академии стал К.Г. Разумовский (1746г.) – на долгие годы «начальник» М.В. Ломоносова. В 1750 году он был назначен и гетманом Малороссии, отчего Михайло Васильевич часто распоряжения президента Академии называл «цедульками», но посвятил этому событию поэтическую идиллию «Полидор». Именно при Разумовском, через двадцать лет после создания Академии два «природных россиянина» – один из них М.В. Ломоносов наконец-то получили «место среди профессоров». Да и в деле с учреждением Химической лаборатории бывший пастух Кирилла Розум, питавший к Ломоносову «невольное почтение», сильно помог ему. А 9 сентября 1758 года К.Г. Разумовский подписал указ о печатании «Древней Российской истории» Ломоносова в Академической типографии «для пользы публики без всякого укоснения».  Для «нацсвидомитов» сразу сообщу, что слова украинец в «Российской истории» от «княжения Рюрика до Ярослава Первого», подписанной «в свет» гетманом Малороссии – нет. Другими словами, ни Владимир Мономах, ни Ярослав Мудрый, ни Владимир Святой, ни Святослав Игоревич, ни Княгиня Ольга украинцами не были. Согласно «Истории Ломоносова» все они были русскими князьями Руси.  250 лет тому назад в 1761 году, положив в основу изученные им в Киеве «Летописи», Ломоносов написал демографический трактат «О сохранении и умножении российского народа».

В семейных преданиях Ломоносовых-Корельских часто вспоминают бабушку по материнской линии и ее поморские рассказы о чудной речке Россь, куда вернутся их потомки…  По мужской линии наследников у Ломоносова нет. Зато, какова прекрасная женская линия. Предоставлю слово его лучшему биографу Евгению Лебедеву: «21 февраля 1749 года Елизавета Андреевна  родила Ломоносову дочь, получившую при крещении имя Елена. Пройдет время, Елена Михайловна Ломоносова (1749-1772) выйдет замуж за А.А. Константинова (1728-1808), бывшего студента Академического университета, библиотекаря Екатерины II.  Одна из их дочерей, Софья Алексеевна, станет женою знаменитого генерала Н.Н. Раевского. Их дочь Мария Николаевна (правнучка Ломоносова) последует за своим мужем декабристом Сергеем Волконским в Сибирь. Пушкин, который был в молодости увлечен Марией Волконской, посвятит ей поэму «Полтава» (1828), намерено позаимствовав у Ломоносова краски для описания скачущего перед войсками Петра I  и вообще батальных сцен. Кроме того, датой начала работы Пушкина над «Полтавой»  станет 4 апреля (день памяти Ломоносова)».

Сегодня, в юбилейный год Ломоносова, держа в руках 10-ти томное издание Сочинений Михаила Васильевича, понимаешь, насколько он многогранен и многолик. Однодневными торжествами здесь не обойтись. Темы, поднятые Ломоносовым, и в наши дни остры и злободневны. Как и его слова: «Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии – украшение, везде верный и безотлучный спутник».  

 
Комментарии
Dim Sydor
2011/03/04, 02:58:56
Для «нацсвидомитов» сразу сообщу, что нет слова украинец в «Российской истории» от «княжения Рюрика до Ярослава Первого», подписанной «в свет» гетманом Малороссии.

Другими словами, ни Владимир Мономах, ни Ярослав Мудрый, ни Владимир Святой, ни Святослав Игоревич, ни Княгиня Ольга украинцами не были. Согласно «Истории Ломоносова» все они были русскими князьями Руси. 250 лет тому назад в 1761 году, положив в основу изученные им в Киеве «Летописи», Ломоносов написал демографический трактат «О сохранении и умножении российского народа».

А Ломоносов был из поморов, предки которых переселились с центральной Европы мимо Прибалтики, на Ладогу на север ...

Можно думать, что русский язык Ломоносова очень близок еще к Русинскому-Карпаторусскому. Потом придет Пушкин и ополячит русский язык -аньями -еньями, неизвестными в древности, а затем стадо германо-большевиков сломает русский язык после 1917 года, выкинув из него ять и букву и с точкой "і", вікинув букву "з" с превикса "без" заменив его на "бес" и получился бес-сознательный, бес-сердечный и прочие бесии. Кстати немцо-норманы и сегодня контролируют российскую историческую науку...
Добавить комментарий:
* Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
 
© Vinchi Group - создание сайтов 1998-2020
Илья - оформление и программирование
Страница сформирована за 0.073330879211426 сек.