СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ВЕЛИКОРОССЪ
НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

№23 Николай ЯРЁМЕНКО (Россия, Москва) Полтавское подземелье Короленко

Омилия — Международный клуб православных литераторов
На главную Наше наследие №23 Николай ЯРЁМЕНКО (Россия, Москва) Полтавское подземелье Короленко

 

В.Г. КороленкоПолтавское подземелье Короленко         

   

 

Полтавский период для сапожника из Ровно, революционного демократа,  В.Г. Короленко был самым продуктивным по количеству написанного и опубликованного материала. В городе на Ворскле он поселился после ссылки за связь с польскими революционными деятелями, и прожил последние двадцать лет, до декабря 1921 года. Из Полтавы он руководил Петербургским журналом «Русское богатство», часто выступал в левых газетах с публицистическими статьями. Главными темами писателя-демократа были: защита еврейства («Дом №13», «Дело Бейлиса», «Сорочинская трагедия»),  изображение негативных сторон быта русского народа, борьба с государственной властью России (сказалась на генетическом уровне неприязнь поляков к империи).  И хотя он не был среди «пламенных революционеров», прибывших с Лениным в «запломбированном вагоне», они его признавали своим. А за публицистику «полтавского периода» его можно смело отнести к ненавистникам и душителям России. Как это и сделал в Государственной думе В.В. Шульгин или редактор «Полтавского вестника» В. Иваненко, обвинявший писателя в  «одностороннем гуманизме», попрекавший его тем, что он чуток только к воплям и стонам евреев, но совершенно не обращает внимания на то, что эти революционеры убивают помещиков, министров, губернаторов и представителей полиции. Не разделяли взглядов Короленко в «Киевлянине», «Черниговских губернских ведомостях»,  «Харьковских губернских ведомостях», «Новом времени», столыпинской газете «Россия» и многих других изданиях. Критика патриотами Руси «общечеловеческих взглядов» Владимира Галактионовича и реалии жизни после 1917 года, все же привели писателя к неприятию революционного террора, что он и высказал в письмах к Луначарскому.

Хочу остановиться на некоторых полтавских «реалиях жизни» Короленко, а именно:       

 – «Сорочинской трагедии», после которой В. Шульгин сделал категорическое заявление: «Писатель Короленко – убийца Филонова». И тем не менее  Галактионович оправдывал террористов, участие «бомбистов» в гибели губернатора края и Столыпина в Киеве, защищал, вместе с Лениным, Мордку Богрова родом с Полтавщины.

– Защите евреев от петлюрчиков и гайдамаков, пришедших на Полтавщину с лозунгом: «Хай живе вильна Украина без жидов и ляхов».                                                    

 – А так же его участие в защите от чекистов потомства породнившихся Гоголя и Пушкина,  проживавших в Полтаве.

Репортаж Короленко о «Сорочинской трагедии» относится к смутным временам,  долгое время прозываемых «первыми революционными». Жители местечка Сорочинцы (сегодня здесь проходит ежегодная национальная ярмарка,  описанная Гоголем) тогда Миргородского уезда Полтавской губернии, подстрекаемые шинкарями-революционерами решили закрыть «монополки» и перейти на подворную торговлю самогоном. Собрав местных пьяниц, революционеры устроили  погром «царевых погребов». На усмирение пьяного бунта и на выручку побитого пламенными революционерами помощника исправника Барабаша прибыл  статский советник Филонов с сотней казаков, не поскупившийся на шомпола и нагайки. Короленко неистовствовал в защите «прав человека на самогон» не хуже Ковалевых, «правозащитников чеченских бандитов», или торговцев  спиртовым суррогатом. Через некоторое время Филонов, как и губернатор Полтавщины были убиты бомбистами. П. А. Столыпин, впоследствии принявший участие в крестном ходе в Полтаве, тогда заявил: «В государстве сила не может стоять выше права». «Где аргумент – бомба, там естественный ответ – беспощадность кары». Так по приговору военно-полевых судов, против которых выступал Короленко, казнено – 860 человек, а от рук террористов (бомбистов-народовольцев и прочих «пламенных революционеров») погибло – 17 тысяч. 

Впоследствии жители Сорочинцев «прокатят» Владимира Галактионовича на выборах в Государственную думу, а в 1917 году освистав, просто выгонят его с местечка.

Мечтая разделить Россию на части по национальностям, Короленко приветствовал появление украинского «вийска», но знакомство вышло не радостным. Вот как об этом вспоминает И. Чериковер.  «Гайдамаки в Бахмаче, Кременчуге, Глобине, Ромодане нападают на еврейских пассажиров, избивают их и грабят». Внимание общества к погромам, чинимым украинским воинством, привлек В. Короленко, вмешавшись в насилие, что творили гайдамаки в Полтаве. С первых дней своего прихода в Полтаву гайдамаки и синежупанники (свитки военнопленным, назвавшимся украинцами, справила Германия) стали избивать на улице евреев. Некоторых евреев арестовывали и отводили в здание Виленского военного училища и начинали жестоко сечь и избивать шомполами, заставляя проделывать «немецкую гимнастику», бить друг друга по лицу, требуя откупного.  При этом кричали: «Мы им дали равноправие, а жид Троцкий идет войной на Украину». Против этого насилия выступил в местной социалистической газете «Наша мысль» В. Короленко  со статьей «Стыд и грех». Против Короленко в защиту украинского воинства встала тогдашняя власть в лице члена Рады Макаренко и самого «головного отамана» – Симона Петлюры.  Как и сегодняшние оранжоиды и  «социалисты самостийныки», не соглашаясь с идеями Короленко, проводя в стенах вуза его имени – петлюриады. Бывшие профессора марксизма-ленинизма, в петлюровско-мазепинском экстазе, «воспитывая нацсвидомое учительство»  казакоманят и синежупанят,  поменяв лишь лозунг:  «Хай живе вильна Украина без кацапив».  Солидарен с писателем-демократом сегодня  лишь бывший парторг Полтавского зенитного училища. Этот «украинский сын еврейского народа» С. Бульба,  будучи губернатором области по квоте, социалистов не жаловал, как и Короленко каноническое православие…

Круг погромных эксцессов, связанных с «золотым периодом» украинского национального строительства, завершился к маю 1918 года поправением курса и диктатурой «национального большевизма». Но и здесь Короленко не остался в покое, пришлось «спасать» от большевистского расстрела потомков Пушкина и Гоголя…                                                                               

Предоставим слово Софье Николаевне Данилевской, правнучке гениальных русских поэта и писателя. («Слово и дело», №4, 2001г.) «В 1918 году в наше имение Васильевку, которое ранее принадлежало матери Гоголя, ворвались чекисты. Злобствуя, они разгромили сапогами мебель. Порубали саблями портреты. Книги, что хранились во флигеле, выбросили во двор и подожгли. Но шел дождь и они плохо горели…  Чтобы спасти детей от голода, я выехала в Полтаву, каждый раз рискуя попасть в облаву». Когда Софии Николаевне задали вопрос: «Почему вы не сказали чекистам, что являетесь потомками Пушкина и наследниками Гоголя?», Данилевская тихо ответила: «Тот, кто ворвался к нам на рассвете и грозил наганами, не знал этих имен!» «Да! – повторила правнучка Пушкина, –  они не знали этих имен. (Хотя нас и приучали, что та революционная власть была самая образованная.) Один Короленко, узнав, что нашей семье грозят расстрелом, пришел утром в наш дом.  Он предложил нам передать в Полтавский пролетарский народный музей все вещи Гоголя, которые хранились в нашей семье более 80 лет». «Я оповестил уже всех высоких чиновников города о вашем  бесценном даре!» – сказал Владимир Галактионович.» 

«Моя мама, в знак благодарности за спасение нашей семьи от расстрела, преподнесла Владимиру Галактионовичу неопубликованные  письма Гоголя. Нас под конвоем отвели  вниз, на Панянку, и разрешили занять подвал кожевенного завода. Мама, дочь генерала, радовалась, что нам даровали жизнь, и всячески расхваливала наше жилье».  Правозащитник-демократ, сострадая потомкам классиков, остался жить в своем особняке, где сейчас расположен музей его имени.

В своей книге «Двести лет вместе» А.И. Солженицын приводит  раннесоветские наблюдения И. Ф. Наживина о тех днях («В.Г. Короленко: Летопись жизни и творчества»): «В Кремле, в управлении делами СНК, всюду невероятная неряшливость и неразбериха. Всюду латыши, мадьяры, китайцы и евреи, евреи, евреи.

Даже свободолюбивый Короленко наряду с сочувствием к евреям, страдающим от погромов, записывает в своем дневнике весной 1919 года: «Среди большевиков – много евреев и евреек. И черта их – крайняя бестактность и самоуверенность, которая кидается в глаза и раздражает. <…> Большевизм на Украине уже изжил себя. Мелькание еврейских физиономий среди большевистских деятелей (особенно в чрезвычайке) разжигает очень живучие юдофобские инстинкты». Потомок польских русофобов не воспринял русофобов-большевиков…

24 января 1922 года Совет Народных Комиссаров  УССР, считая публициста В.Г. Короленко «идейно близким», принял постановление присвоить имя писателя  Полтавскому педагогическому институту.  В.И. Ленин  неоднократно справлялся о здоровье демократа, посылая в Полтаву «врачей из Москвы» и Луначарского.

В наши дни НПЦ «Эмпатия» провел социологический опрос студентов Полтавского педагогического университета  им. В. Короленко и сельских учителей в одном из районов области. Был поставлен вопрос: «Назовите произведения Короленко». Только у 12% опрошенных  имя писателя ассоциируется с «Детьми подземелья», остальные не знают, что он написал, а 60% – кто он…  

 
Комментарии
никола
2011/02/08, 13:24:46
да честно говоря я и при советской власти знал только название книги дети подземелья,но ведь должны же быть какие то светские "светила",что бы на них ориентир держать,не духовные а светские.Не был бы короленко нашелся бы кириенко.Думается нечего прошлое ворошить,как не знали его,так и не будут знать,символ веры и благочестия как в кино про бедного гусара
Валентин
2011/02/08, 04:07:24
Мало кому интересен Короленко, думаю!
Только если в связи с теми кошмарными событиями и людьми, в них участвовавшими.
А вот что случилось с неопубликованными письмами Н.В.Гоголя, которые Короленко "прихватизировал" - было бы интересно узнать.
Татьяна
2011/02/07, 18:20:39
По-новому посмотреть на ЗАШТУКАТУРЕННЫЕ биографии знаменитостей очень интересно и полезно. Спасибо.
Дети подземелья
2011/02/07, 08:07:58
Где мона смеяться ?
abgam
2011/02/07, 08:07:14
Ничаво не понял
Добавить комментарий:
* Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
 
© Vinchi Group - создание сайтов 1998-2024
Илья - оформление и программирование
Страница сформирована за 0.019121170043945 сек.