СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ВЕЛИКОРОССЪ
НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПРЕСВИТЕР ИОАНН (ПЕТТАЙ)

Яндекс цитирования
Бог Есть Любовь и только Любовь и Он Иисус Христос
Официальный сайт Южнорусского Союза Писателей
Омилия — Международный клуб православных литераторов
На главную Актуально СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПРЕСВИТЕР ИОАНН (ПЕТТАЙ)

Ольга Камрыш

 

 

Пресвитер Иоанн Петтай29.01.11. Прежде чем начать повествование о свщмч. Иоанне, хотелось бы уточнить некоторые факты истории Эстонии. Как известно, с 1710 г. вплоть до 1918 г. Эстляндия и Лифляндия были присоединены к Российской империи. С 1783 года Ревельская губерния (северная Эстония) была названа Эстляндской, а современная южная Эстония с северной Латвией образовали Лифляндскую губернию.  Первоначально народы Прибалтики были крещены в православие, а с XIII века обращены в другие конфессии христианства. Но в XIX – начале XX веков начинается массовый переход эстонских крестьян в православие. С этого времени организуются эстонские и латышские приходы, входящие в Санкт-Петербургскую епархию, появляются православные храмы (особенно много церквей возводится  в начале XX века), службы в церквях ведутся на национальном языке.

Иван (Яан) Петтай родился  1 января 1894 года в местечке Каролен Верроского уезда Лифляндской губернии.  Отец, Михаил Яковлевич, был эстонским крестьянином-батраком, мать Мария Константиновна – русская. Семья была верующая, поэтому детей воспитывали по всем канонам православия.  Несмотря на крестьянское происхождение, мальчику старались дать хорошее образование. После окончания Рижского духовного училища в 1910 году, он поступает в Рижскую Духовную семинарию. Но Первая мировая война рушит все планы. С приближением фронта к Риге учебное заведение было  эвакуировано в глубь России – Нижний Новгород. Студентам пришлось снимать частное жилье, что было по карману лишь тем, кто регулярно получал деньги из дома. Родители Ивана не могли себе это позволить, и юноша вынужден был, не доучившись один год, прекратить обучение. В этом же, 1915 году,  Иван поступает на юридический факультет университета в г. Юрьев (Тарту). И опять война вмешивается в его судьбу. Армия несла огромные потери, из-за нехватки офицерского состава начали мобилизовать студентов. В 1916 году бывший студент Петтай зачисляется юнкером во Владимирское военное училище и через полгода в звании прапорщика отправляется на фронт в пехотный полк царской армии. Иван Михайлович стал настоящим боевым офицером, уважаемым среди солдат. В июле 1917 года он был тяжело ранен и пролежал в госпитале до декабря. В это время обстановка изменилась – произошел государственный переворот, к власти пришли большевики. Петтай решил вернуться домой и помогать родителям по хозяйству. Но давняя мечта юности - стать священником - не покидала его. Во многих церквах отсутствовали настоятели. Несмотря на неблагоприятное время для священства,  Иван Михайлович, твердый в своем желании, подал прошение епископу Ревельскому Платону (Кульбушу) на рукоположение в священники. В октябре 1918 года новоиспеченный иерей Иоанн (Петтай) с матушкой Ксенией прибыли в село Пенуя Лифляндской губернии, что не далеко от границы с Латвией. Приход, который возглавил о. Иоанн, был небольшим – православные эстонцы с соседних деревень. В декабре того же года о. Иоанн получил письмо от сестры, в котором сообщалось, что мать при смерти, а отец тяжело болен. Передвигаться по стране было опасно, но молодой священник не раздумывая отправился в путь. В г. Валга разместились части Красной армии и был введен комендантский час. Прибыв в этот город в 11 часов вечера, пресвитер, одетый по всем правилам церковного этикета, был задержан патрулем и доставлен в тюрьму для выяснения личности. Это произошло 7 января 1919 года. Вроде бы недорозумение должно было быстро разрешиться, поскольку в эти годы еще не было сильных гонений на священнослужителей.  Должно было, но не разрешилось. Следователь, который вел данное дело, некий Микельсон, дважды допрашивал о. Иоанна, пытаясь найти хоть какие-то доказательства контрреволюционной деятельности  заключенного. Священник честно рассказал про свою жизнь и о цели своего путешествия. Следователь отправил запросы в разные места и получил ответы, подтверждающие искренность подследственного. Мало того, пришли письма с  родины и с места жительства, характеризующие о. Иоанна с самой лучшей стороны. Кароленский волостной исполком подтвердил личность заключенного: «Каролинский волостной исполком рабочих в Верроском уезде сим удостоверяет, что гражданин Кароленской волости Яан Микков Петтай... действительно сын мызного батрака имения Каролен... состоял в последнее время священником... должен был приехать в Кароленскую волость к своим родным, ибо мать его при смерти...», а внизу приписка: «Петтай защищал интересы рабочих...». От председателя Кароленского волостного совета безземельных и рабочих депутатов Яна Летуса пришла характеристика: "...всегда держал в слове и действиях сторону бедных и безземельных". От рабочих имения Каролен (25 подписей) прислано пписьмо с просьбой об освобождении: " Он жил среди нас, и мы можем смело засвидетельствовать о том, что он – нашего товарища Михаила Петтай сын и никакой вины, заслуживающей наказания, не подметили".  Уже этого было бы достаточно для оправдательного приговора. С места жительства пресвитера пришло прошение от супруги его, Ксении Владимировны Петтай: «Все его прихожане могут свидетельствовать о том, как он всегда и во всех отношениях относился к беднейшим и обездоленным и с какой теплотой он всегда отстаивал их интересы. Сам он сын батрака и уже поэтому, зная тяжёлое положение этого класса, всегда оставался верным ему». Местные власти добавили свое ходатайство: « Удостоверяет, что прошение жены Яна Петтай согласуется с действительностью, и при этом сей комитет заявляет желание – освободить Яана Петтай из-под ареста».

Но не таких писем ждали хранители правопорядка и защитники интересов рабочих и крестьян.  Для власти о. Иоанн был, как красная тряпка для быка. Отпускать его они не собирались. Микельсон постановил держать попа Петтая до выяснения новых обстоятельств; и со спокойной совестью передал дело другому следователю. А тот, другой, не долго думая, с легкостью написал: «Расстрелять». Так, одним росчерком пера решили судьбу человека только за то, что он был православным священником.

Приговор привели в исполнение через три недели после ареста, 29 января 1919 года. Священномученик Иоанн Петтай был расстрелян в возрасте 25 лет и погребен на Тартуском кладбище.

 

 

 

Использованы материалы книг:

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века». Игумен Дамаскин (Орловский).

«Новомученики Санкт-Петербургской епархии». Иеромонах Нестор (Кумыш).

 

16 января (29 января ): Поклонение честным веригам ап. Петра. Память прав. Максима, иерея Тотемского. Сщмч. Иоанна пресвитера. Мучеников Спевсиппа, Елевсиппа, Меленвсиппа, бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и  Иовиллы. Мч. Данакта чтеца.

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
* Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
 
© Vinchi Group - создание сайтов 1998-2019
Илья - оформление и программирование
Страница сформирована за 0.019094944000244 сек.