СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ВЕЛИКОРОССЪ
НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

ЖИТИЕ ПРАВЕДНОЙ ИУЛИАНИИ ЛАЗАРЕВСКОЙ

Бог Есть Любовь и только Любовь и Он Иисус Христос
Официальный сайт Южнорусского Союза Писателей
Омилия — Международный клуб православных литераторов
На главную Актуально ЖИТИЕ ПРАВЕДНОЙ ИУЛИАНИИ ЛАЗАРЕВСКОЙ

Ольга Камрыш

 

 

Святая Иулиания15.01.11 30-е годы XVI века, времена царствования Иоанна Грозного. При его дворе служит ключником благоверный муж, именем Иустин или Истома Недюрев. Жена его по имени Стефанида, дочь Григория Лукина из пределов города Мурома, столь же боголюбива, как и её супруг. Живут они богато, праведно и честно, имея много детей и воспитывая их в духе христианской веры. Именно в этой знатной дворянской семье и рождается наша героиня. Шесть первых беззаботных и радостных лет  жизни Иулиании проходят быстро, и со смертью матери начинаются испытания, которые стойко и покорно встречает  маленькая девочка. Поистине, праведная Иулиания являет собой удивительный пример самоотверженной, кроткой и великодушной христианки, в чем нас убеждает житие святой.

Оставшись сиротой шести лет, Иулиания была взята на воспитание  бабкою своей с материнской стороны, Анастасиею, вдовою Григория Лукина, дочерью Никифора Дубенского. Воспитывала она Иулианию в благочестии и чистоте, так же, как в свое время и ее мать. Но еще через шесть лет умирает и бабушка, пред смертью завещав двенадцатилетнюю Иулианию своей  дочери Наталье Араповой, жене Путилы Арапова.  У тетушки было  своих восемь детей, поэтому на долю племянницы немного доставалось приятного. Иулиания с детства привыкла поститься и проводить время в молитве. Сестры и тетка подсмеивались над ней, пытались увлечь праздной жизнью. Но девушка, кротко выслушивая замечания, не поддавалась влиянию. Не смотря на то, что нередко слышала Иулиания брань от тетки и насмешки со стороны сестер и слуг, она с нежностью относилась к окружающим ее людям и почитала своих родственников. В свободное время, когда другие ее сестры развлекались, она занималась рукоделием, помогала больным беднякам, шила рубашки для неимущих. По близости не было никакой церкви, поэтому у девушки не было возможности ходить на службу. Не было у нее ни учителя-наставника, ни книг, из которых могла слышать Слово Божие, но все заповеди с благоговением исполняла. Люди дивились ее разуму и благоверию. Постепенно насмешки над странной девицей сменились уважением к доброй и кроткой рабе Божией.

 В те времена девушки выходили замуж на 15 году. Но сироту Иулианию не спешили пристроить. Благочестивая и добродетельная ее жизнь привлекла внимание владельца села Лазаревское, богатого и благородного Юрия, единственного и любимого сына  Василия и Евдокии Осорьиных. Дворянское семейство это было очень богато и доброродно. Венчание проводил благочестивый священник Потапий, впоследствии названный Пименом, архимандрит Муромского Спасского монастыря. Он помогал Иулиании на новом пути жизни ее своими советами и наставлениями.

Родители и сестры мужа сразу же полюбила и оценила кроткую, трудолюбивую и мудрую невестку и поручили ей заведовать всем их большим хозяйством. Со смирением и послушанием приняла Иулиания новые заботы, но они не могли прервать ее духовных подвигов. Молитвам, посту и состраданию к бедным учила она и мужа своего. К свекрови и свекру относилась как к родным родителям, ни в чем им не прекословила, во всем была послушна и терпелива. Новые родственники были поражены ее покладистому характеру, неиссякаемому трудолюбию и удивительному разумению. По временам она скорбела, что не осталась в девстве, но помнила нравоучения своего духовника Потапия и была любящей и нежной женой. Супруг, будучи на царской службе, часто отлучался из дому в дальние города и на год, и на два, и на три. Это ее сильно огорчало, но на судьбу ни разу она не роптала и за все благодарила Бога. В такие времена по ночам помимо молитв, что было обязательным, она, будучи большой мастерицей, шила и пряла. После она продавала свои рукодельные вещи и вырученные деньги раздавала бедным или на строительство храма. Все это она делала втайне от людей. Лишь близкая служанка знала об этом, с ней Иулиания  и отправляла подаяния. В обращении со слугами Иулиания не допускала гордости и высокомерия, была внимательна и добра с каждым, всякий раз прощая их нерадивость или грубость. Она была уверена, что терпеливой добротой можно победить невежество и злобу. Старалась, как могла, помогать сиротам, вдовам и всем страждущим.

 Спустя некоторое время (1570-1572 гг), случился великий голод, который повлек за собой множество смертей. Иулиания продолжала с большим усердием творить милостыню втайне от родственников. Свою утреннюю и вечернюю еду отдавала голодным, сама при этом довольствовалась минимальным количеством. Вскоре начался мор, множество людей гибло от голода и чумы. Люди боялись заразы и запирали дома от прохожих. Блаженная же тайно своими руками в бане омывала зараженных, лечила их и молилась об их исцелении, а умерших помогала хоронить. Так она прожила в доме свекра и свекрови  много лет, ни в чем, не проявляя непослушания и не ропща на судьбу. Василий и Евдокия полюбили Иулианию как родную дочь. Преставились родители мужа в глубокой старости в монашеском чине. Невестка большую часть имущества извела на милостыню, творя память по умершим.

Так прожила Иулиания с мужем своим много лет по закону Божьему и родила 10 сынов и три дочери. Немало ударов судьбы пришлось претерпеть праведной.Четыре сына и две дочери умерли во младенчестве. Но она об умерших младенцах не скорбела, а благодарила  Бога. О живых же радовалась.

Спустя некоторое время погиб старший ее сын от руки слуги. Было это большим горем для родителей. Скорбела Иулиания о душе сына своего, что принял напраснуую смерть. Но и здесь настолько тверда оставалась, что хватало сил и слов для утешения мужа. Через некоторое время и другого сына на царской службе убили. Все ночи Иулиания без сна проводила, со слезами моля об отпущении грехов чадам своим умершим. Эти события так потрясли праведницу, что решила она удалиться в монастырь, но муж уговорил ее остаться ради  детей, нуждающихся  в заботе и воспитании. Тогда умолила она мужа, чтобы не иметь более супружеского сожития и устроила себе и ему отдельные спальные места. С этого времени праведная Иулиания стала более строга к себе,  в посте  и сне тело свое изнуряя. Спала не более 2 часов по ночам на жесткой пастели, подкладывая себе под ребра ключи железные, а под голову полено. Жизнь ее стала непрестанной молитвой и служением. Прожила Иулиания с мужем своим после разлучения плотского десять лет.

Вскоре супруг ее преставился, и Иулиания утешала детей своих, сильно горевавших о том. Свою долю наследства она раздала нищим и по церквям. И впоследствии, сама нищенствовала, но всегда старалась, чем могла, помочь тем, кто был в более тяжелом положении. При царе Борисе (Годунове) был великий голод, но и тогда, распродав все свое имущество, пекла хлеб, которого хватало и домашним, и просящим. Наконец, дошла она до крайней нужды. Созвав всех слуг, предложила им свободу. Оставшимся она велела собирать лебеду и древесную кору, чтобы готовить из этого хлеб. По  молитвам Иулиании хлеб тот оказывался вкуснее того, что испечен был из муки. Нищие тянулись к дому праведной за живительным хлебом. В те времена страшней была беда не от голода, а от душевного развращения. Отчаяшиеся люди опускались до страшных преступлений. Долгом своим Иулиания считала уберечь души близких и слуг. Ее влияние было очень сильно, а молитвы горячи, так что ни один из близких ее не запятнал себя преступлениями. Все три года голода Иулиания не позволяла себе и окружающим впадать в уныние. «Ни опечалися, ни смутися, ни поропта, но паче первых лет весела бе», — вспоминал ее сын.

Когда приблизилось время ее кончины, она занемогла. Это случилось в день Рождества 1603 года. Но и тогда праведная заставляла себя вставать по ночам и неустанно молиться. Так прошло 6 дней, а в самый день кончины, исповедовавшись и причастившись, благословила своих детей и заповедовала им жить в страхе Божием. Последними словами ее были «Слава Богу за все! В руки Твои, Господи, предаю дух мой». И 2 января 1604 года в с. Вочнево Нижегородской губернии, куда в свое время загнал  семью голод, преставилась праведная Иулиания, И все увидели сияние вокруг ее головы.

Положив святое и многотрудное тело ее во гроб дубовый, отвезли в пределы муромские и погребли у церкви святого Лазаря, в селе Лазаревском, в лето 1604 января в десятый день. Село Лазаревское находилось в 4 верстах от Мурома.

Праведную Иулианию Лазаревскую называют также Иулианией Муромской.
Память ее празднуется 2 января в день преставления и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых
.

 

 

2 января (15 января) Православная Церковь празднует: 

Предпразднство Богоявления. Свт. Сильвестра, папы Римского. Прав. Иулиании Лазаревской, Муромской. Преставление, второе обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца. Мч. Василия. Прп. Сильвестра Печерского, в Ближних пещерах. Сщмч. Феогена, еп. Парийского. Праведная Иулиания Лазаревская,  Муромская

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
* Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
 
© Vinchi Group - создание сайтов 1998-2020
Илья - оформление и программирование
Страница сформирована за 0.0030779838562012 сек.