СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ВЕЛИКОРОССЪ
НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

О КРАХЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Омилия — Международный клуб православных литераторов
На главную Актуально О КРАХЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Сергей Калабухин

 

 

02.01.11 В литературных кругах (и не только в них) периодически возникают одни и те же споры.

Одни оплакивают гибнущую, по их мнению, русскую культуру. И литературу как часть её. Их доводы звучат так:

Издатели сделали ставку на чисто коммерческую литературу. Действительно талантливых авторов просто не печатают или превращают в «литературных негров». Всё меньше людей читает книги, а прилавки магазинов заполонило откровенное развлекательное чтиво, в массе которого практически невозможно отыскать настоящую литературу - литературу мыслей, идей и чувств. Страницы так называемых «бестселлеров» щедро удобрены матом и заполнены сценами кровавого насилия и порнографии. Тиражи упали в десятки раз по сравнению с советским прошлым.

 

Другие снисходительно вещают в ответ, что с культурой всё в порядке, а с литературой - тем более. Доводы этих:

Только давно устаревшие и выкинутые на свалку истории апологеты романтизма могли писать свои слащавые романы под лозунгом «Принцессы не какают!». Мы-то с вами прекрасно знаем, каковы эти принцессы на самом деле! Папарацци не зря едят свой хлеб. Литература стремительно развивается, её язык всё более становится народным, а раз народ у нас общается повсеместно и исключительно матом, то, стало быть, мат – неотъемлемая часть русского языка, и употреблять его в своих произведениях современные авторы просто обязаны. Ну, а насилие и секс – это тоже наши будни. Писатели не могут и не должны игнорировать правду жизни. Реализм, так сказать, во всей красе! Что же касается заполонивших книжные прилавки боевиков, любовных романов и «сказок для взрослых» (фэнтези), то и тут никакой беды нет. А совсем даже наоборот! У народа тяжёлая жизнь, и литература взяла на себя благородную миссию, стараясь развлечь людей, увести их от серых будней в яркую сказку. И народ рублём подтверждает правильность выбранной издателями политики.

           

Я всегда был сторонником первой группы, но сейчас, когда пыл очередной такой дискуссии несколько угас, неожиданно задумался: а действительно ли русская культура гибнет? И с удивлением понял: ничего подобного! Русская культура (как и все прочие) определяется не развлекательным ширпотребом, а шедеврами мысли и искусства. Именно шедевры, созданные для культурной элиты, остаются жить в веках, а всё прочее общенародное чтиво бесследно исчезает.

Сейчас некоторые бросятся обвинять меня в том, что я разделил народ на элиту и быдло. Не торопитесь. Я никого не собираюсь оскорблять или превозносить. Советская эпоха декларативного равенства осталась позади. Все люди – разные. И по положению в обществе и по интеллектуальному развитию. Оставим социальную и материальную сферы за скобками. Поговорим о культуре. Всегда, во все времена в огромной массе простого народа была, есть и будет небольшая прослойка интеллектуальной элиты. Именно она порождает и потребляет элитарное искусство. Изначально любой нормальный человек может стать частью элиты, если ему удастся соответствующе развить свой интеллект и культуру. Достаточно привести в пример древнегреческого раба Эзопа и нашего русского мужика Михайлу Ломоносова. Они оба, несмотря на неблагоприятные стартовые условия, в итоге смогли занять достойные места в рядах культурных элит своих народов, причём в высшей категории творцов! Рождение в аристократической или просто богатой семье облегчает старт, но не гарантирует финиш. Всё зависит от самого человека. Не каждый, конечно, может стать творцом, но любой может постараться развить свои культуру и разум и войти в ряды интеллектуальной элиты. Даже оставаясь далеко за пределами социальной. Это, конечно, очень трудно, но вполне возможно. Тем более, сейчас, в эпоху всеобщей грамотности и интернета.

Элитарное искусство многослойно и требует от своего потребителя высокого уровня развития и немалого багажа знаний. Оно наполнено идеями и так называемыми аллюзиями, разглядеть, а тем более понять которые способен далеко не каждый представитель той же элиты. Просто в силу того, что человек не может знать всё то, что известно автору, на что тот опирался в своём творчестве. Поэтому элитарные произведения всегда вызывают споры и дискуссии. Перечитывая такие книги, люди каждый раз находят в казалось бы досконально известном им тексте новые откровения и повороты. Ничего подобного нет и не может быть в развлекательном чтиве. Просто потому, что у чтива изначально совершенно иная задача. Оно воздействует на чувства, а не на разум, и посему доступно любому мало-мальски грамотному потребителю.

Возьмём, к примеру, русскую литературу. Она изначально была уделом и игрушкой избранной элиты русского общества. Церковную литературу по понятным причинам я тут не рассматриваю. Народ был неграмотен, и, соответственно, писатели и поэты адресовали свои произведения небольшой группе образованной части русского общества. Кроме того, со времени правления Петра Первого представители высшего русского общества всё больше разговаривали между собою на иностранных языках, оставляя русский исключительно для общения с прислугой и народом. Таким образом, две части русского общества всё более отдалялись друг от друга, говорили на разных языках. Разумеется, не нужно понимать меня буквально! Элита знала русский язык гораздо лучше простого народа. Речь о приоритетах общения. Вспомним роман Льва Толстого «Война и мир». Там многие страницы целиком написаны на французском языке. Разумеется, до Октябрьской революции 1917 года никто эти страницы не переводил на русский. По единственной причине: читатели, которым был адресован роман, прекрасно знали французский язык. Толстой писал не для народа! То же самое можно сказать и о всех прочих классиках русской литературы досоветского периода. Так что у элиты была своя литература, выросшая на лучших образцах европейской поэзии и прозы.

А как же тогда жил народ? В темноте и бескультурье? Нет, конечно! У народа была и есть своя культура: песни, сказки, частушки, поговорки, былины и т.п. и т.д. Фольклор. Собственно, такая же ситуация сложилась и у других народов, русский тут вовсе не исключение. Совокупность народных и элитарных шедевров и составляет национальную культуру. Но при этом каждая составляющая мнит себя главной!

Когда количество грамотных среди народа стало возрастать, появился и пласт «литературы для народа». Спрос, как известно, рождает предложение. Разумеется, это была и остаётся поныне чисто развлекательная литература, лишённая каких-либо философских мыслей или идей. Рядом с элитарной литературой идей, возбуждавшей каждым своим произведением жаркие споры между читателями, всё более разрастался поток «литературной жвачки», призванный развлечь, а не увлечь. Элита обсуждала проблемы общества, поднятые в романах Тургенева, Толстого, Чернышевского, Достоевского, а простой народ зачитывался дешёвыми книжонками о любовных страстях и приключениях. Литераторы обоих направлений взяли на вооружение созданный Пушкиным язык, максимально приближенный к разговорному, но ни о каком культурном сближении народа и элиты речь не шла.

Мало обучить народ грамоте. Это только первый шаг на долгом пути повышения культуры. Нужно ещё дать людям научные и философские знания, расширить их кругозор, приобщить и к собственным, и к зарубежным источникам знаний, а вот этого-то как раз элита делать не хотела. Были, конечно, энтузиасты, которые «шли в народ», организовывали школы для крестьянских детей и т.п. Но тут нужен государственный, системный подход, а не утопические порывы одиночек. Поэтому разрыв культур сохранился. Они так и существуют параллельно до сих пор, не смешиваясь, но оказывая влияние друг на друга.

 

Почему же периодически раздаются стенания о гибели русской культуры? Тут на мой взгляд существую как минимум три причины.

Первая – это наличие в нашем недавнем прошлом советского периода, когда была предпринята реальная попытка насильно сблизить культуры народа и элиты. Но сделано это было, как и большинство начинаний советской эпохи, весьма неуклюже, так как нигде в мире ничего похожего ранее не происходило. Не было исторического опыта, на который могли бы опереться советские экспериментаторы. Да, первый шаг был успешно сделан: народ реально получил всеобщую среднюю грамотность и возможность дальнейшего культурного роста. С другой стороны, старая элита русской культуры была практически уничтожена или дискредитирована по политическим мотивам. А новая, почти лишённая корней, выросла из того же народа. То есть, движение снизу было, а вот сверху протянуть руку помощи было уже некому. И всё же уровень общей культуры советского народа был гораздо выше, чем в царское время и ныне. В СССР в свободном доступе оставались лучшие образцы русской и зарубежной литературы. Русская классика входила в школьную программу, по ней снимались фильмы, ставились спектакли. Одним словом, государство оставило «маяки», к которым нужно тянуться, и решительно пресекало любые явления, ведущие по его мнению к деградации. Да, многие книги тогда были дефицитом, но, возможно, именно это обстоятельство подвигало читателей на их поиск и прочтение. Однако классика была в обязательном порядке в каждой публичной библиотеке, издавалась многотысячными и даже миллионными тиражами. Книги не просто читали – их обсуждали! Сейчас никто ничего не ищет, а обсуждения свелись к банальным «понравилось» или «не понравилось». Обсуждать, собственно, и нечего. Отсюда и ощущение всеобщего упадка и разрушения культуры.

Вторая причина – непомерное разбухание объёма развлекательного чтива. Грамотных стало больше, а культурных меньше. Потому как с крахом советской школы и роспуском молодёжных организаций о повышении культуры народа никто больше не заботится. Ну, а если за растением не ухаживать, оно завянет.

Третья причина - власть фактически смотрит сквозь пальцы на внедрение нынешними «экспериментаторами» ненормативной лексики в литературу, театр и кино. Да, на государственных каналах телевидения и в других СМИ цензура мат отсекает. Но разве литература, театр и кино находятся вне государственных интересов и влияния? Разве они вне русской культуры, о повышении или хотя бы сохранении которой должно заботиться государство? Когда в ходу двойные стандарты, они сразу же перестают быть таковыми, а потому легко нарушаются и становятся предметом насмешек.

Пресловутый лозунг «Мат – часть русского языка» стал индульгенцией для нынешних «деятелей искусства». «Народ так говорит!» - Заявляют они. Ну и что? Во-первых, не весь народ. Во-вторых, не всегда и не везде. В-третьих, народ ещё и водку пьёт, и морды бьёт. Это беда народа, его болезнь, а не  достоинство. С бедой надо бороться, болезнь лечить, а не культивировать их. Да, принцессы тоже какают, но интересны они вовсе не этим. Раньше, в советские времена, детские сады, школы, пионерские и комсомольские организации были призваны воспитывать детей – будущий народ. Они объясняли, «что такое хорошо, а что такое плохо». С этого начиналась для детей официальная культура. Личная культура всегда начинается и заканчивается в семье.

 

Хочу задать вопрос. Чего вы сами хотите: чтобы ваши дети стали лучше, культурнее вас, или чтобы они начали пить водку, изъясняться исключительно матом и считать верхом искусства похабные анекдоты? В каком обществе вы сами хотите жить? Думаете, Пушкин, Достоевский или Горький не знали мата? Конечно, знали! Но прекрасно обошлись без него в своих произведениях, стали классиками русской литературы. Потому что они были настоящими деятелями культуры. Деятелями! Делали культуру, а не разрушали её. Нынешние апологеты мата просто плохо знают русский язык. Им не хватает словарного запаса, вот они и сбиваются на лёгкий путь матерщины. Есть, конечно, и сознательно спекулирующие на низменных вкусах и инстинктах толпы. С настоящей культурой подобные поделки не имеют ничего общего.

Почему мы называем Александра Пушкина «наше всё»? Потому что Пушкин постарался преодолеть пропасть между элитарной и народной культурами. Он фактически создал современный литературный язык, на котором до сих пор старается говорить и писать русская культурная элита. Ссылки Пушкина в деревню, где поэт был надолго оторван от литературной среды и был вынужден общаться только с крестьянами, слушать их рассказы и сказки своей няни – всё это подвигло поэта на эксперименты с языком. Пушкин постарался сблизить элиту и народ, но сделал это весьма осторожно, а не так, как пытаются делать нынешние «экспериментаторы». Пушкин убрал «высокий штиль» элиты, но не опустился до простонародной безграмотности. У него не может быть ситуации, когда конюх говорит, как князь, а княгиня скандалит, как кухарка. У каждого персонажа, представителя русского общества, свой язык, а вот речь автора обязана быть абсолютно грамотной, если, конечно, он сам не является персонажем произведения. Пушкин старается поднять народную культуру, а не опустить собственную, элитарную. В этом заключена определяющая разница между ним и нынешними «экспериментаторами», старающимися писать так, «как говорит народ». Поэтому Пушкин – наше всё! А нынешние бесследно сгинут. Русская культура будет развиваться и расти за счёт тех, кто тянет народ вверх, а не старается зафиксировать его в положении безграмотности и нищеты духа.

 

Мы знаем Гомера как автора двух великих поэм: «Иллиады» и «Одиссеи». Ещё мы знаем, что Гомер был слепым, и, следовательно, просто не мог столь красочно и подробно описывать природу, внешность героев и их доспехи. Из этого факта некоторые исследователи даже выводят отрицание авторства Гомера. На мой взгляд, данное противоречие вполне объяснимо. Вспомним всё того же Пушкина с его прекрасными сказками о Золотом Петушке, царе Салтане и т.д. Никто не сомневается в авторстве Пушкина, хотя всем известно, что сказки-то ему рассказывала его няня, та самая Арина Родионовна, воспетая самим поэтом. Пушкин переложил на стихи народные сказки и с тех пор по праву считается их автором. Точно такая же ситуация вполне могла быть и у Гомера. Певец не мог видеть описываемые события, но он наверняка о них слышал из уст окружающих и преобразовал услышанное в поэмы, а кто-то эти поэмы позднее записал, указав автором Гомера.

Вот так сошлись два мира: народный и литературный. В Древней Греции и крепостнической России. После Пушкина многие образованные люди старались сблизить эти два мира. Ходили «в народ», записывали сказки, песни, пословицы. Так дошли до наших дней русские сказки, собранные, например, А.Н.Афанасьевым и А.Н.Толстым. И ни тот, ни другой даже не попытались приписать их авторство себе, хотя наверняка и произвели необходимую литературную обработку текстов. Ведь что значит «сочинил народ»? Только то, что автор не смог записать созданное им произведение из-за неграмотности или по какой-либо иной причине. Даже сейчас, в пору всеобщей грамотности, когда любой может «застолбить» собственное авторство, эта проблема всё же остаётся. Существуют прекрасные рассказчики, что называется – «душа общества». Но когда они садятся за стол и пытаются записать собственные рассказы, то не могут связать двух слов! Так и уходят их устные творения «в народ», пока на их пути не встретятся очередные гомеры или пушкины. И тогда «народное» обретёт своего нового автора, а два параллельных мира вновь сольются, обогатив общую культуру.

 

Я к чему делаю такие, казалось бы, выходящие за пределы обсуждаемой темы отступления? Для того, чтобы вы поняли причины, по которым я уже не могу однозначно примкнуть ни к одной из сторон этого давнего спора. Да, с культурой у нас ныне далеко не всё в порядке, но в то же время я не могу согласиться с тем, что она гибнет!

Культура развивается. Начатый Пушкиным процесс сближения элитарного с народным, насильно ускоренный и расширенный в СССР, вновь войдёт в естественное русло. Да, сейчас он переживает, как это всегда бывает в динамических системах, резкий откат назад, но постепенно «маятник» стабилизируется. 

Посмотрите: кто кричит о крахе? Разумеется, представители и любители элитарной составляющей русской культуры. Эти крики начались не вчера. Им не первая сотня лет! Когда в России практически не было собственной литературы, и печатались только церковные тексты, элита была вынуждена довольствоваться книгами зарубежных авторов. Она выросла на них. Европейская литература оказала огромное влияние на русских писателей. Настолько огромное, что Ивана Лажечникова называли русским Вальтером Скоттом, а Михаил Лермонтов даже был вынужден написать широко известные строки: «нет, я не Байрон, я – другой». Только в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков русская литература добилась равноправного и достойного положения в мировой. В Европе её даже называют чудом. Вот только что никакой русской литературы не было, и вдруг она возникает мощным потоком и оказывает огромное влияние на мировую литературу, а потом столь же внезапно исчезает. И ныне опять её не видать.

 

Конечно, элите обидно. Где нынешние пушкины, чеховы, толстЫе и достоевские? Караул! Культура гибнет! Успокойтесь, господа и дамы. Количество гениев на столетие в среднем неизменно. Они есть и сейчас, но возможно заняты не литературой, а бизнесом, политикой или спиваются в заброшенной деревушке. Чтобы талант раскрылся, нужны благоприятные условия и усилия самого носителя этого таланта. Даже если нынешний достоевский что-то и пишет, то издателям его творения не нужны. А критики, которые могли бы его отыскать и указать перстом на нового гения русской словесности, заняты не поиском талантов или разгромом бездарей, а рекламой чтива. Им нужно содержать семьи и кушать самим. За критику сейчас не платят, а вот реклама чтива в цене!

И развлекательное чтиво, как бы ни воротили от него нос снобы, не вчера родилось. Оно было в ходу и в среде той же элиты, когда о грамотности простого народа никто и не помышлял. Те же любовные «французские романы», которыми зачитывались девушки и дамы, например. А чем так уж сильно отличается от нынешнего приключенческого или фэнтезийного романов бывший когда-то столь популярным в среде элиты «рыцарский роман»? Людям действительно хочется иногда просто развлечься. Ничего постыдного в таком желании нет. А раз есть желание и спрос на его удовлетворение, то… Вопрос исключительно в качестве развлекательного чтива, а вовсе не в его количестве. Если качество рассчитано на непритязательный вкус малокультурной толпы, то вполне естественно, что элита считает себя ущемлённой и начинает возмущаться падением уровня культуры. Издатели, конечно, иногда пытаются заполнить возникший дефицит элитарного чтива, вбрасывая на прилавки книги Пелевина, Акунина и им подобных. Но издавать чтиво для толпы гораздо проще и выгодней в наше время культурного отката. «Народные» тиражи всегда превышали и превышают «элитарные».

 

Итак, мой вывод.

Русская литература не может погибнуть. Она уже состоялась! Это не сиюмоментное явление. Русский фольклор и русская классика никуда не делись. Они навсегда останутся в мировой культуре. Обогатятся ли они новыми именами и произведениями? Несомненно! Довольно скоро алчные издатели утратят свою власть. Уже сейчас электронные публикации всё более теснят бумажные издания. Пресловутая «борьба с пиратством» - на самом деле судорожные попытки коммерсантов от культуры удержать в своих руках власть и доходы. Сами писатели, как и во времена Пушкина, оставившего после своей смерти огромные долги, практически не могут прожить на свои гонорары. За исключением весьма немногочисленной горстки производителей именно коммерческого развлекательного чтива. Нынешним пушкиным и достоевским больше нет необходимости обивать пороги издательств. Всего лишь нужны новые белинские, которые могли бы отыскать их произведения в электронной бездне интернета и указать взыскующим новых гениев русской словесности. Всего лишь… 

 

 
Комментарии
Виктор Мельников
2011/01/12, 10:02:57
Прочитал статью Сергея Калабухина " О крахе русской культуры". Заинтриговало название.Содержание статьи навело на размышления,которыми и хочется поделиться. Тема для разговора конечно серьёзная. Даже очень.Многое автор конечно не раскрыл. Но зато после прочтения, что-то закипело в мозгах. А говорят,что из солдатского окопа не видать войны. Ещё как видно!
Всем известно,что и писатель и читатель - продукт общества.Но скольких его представителей /причём,самых лучших,интеллигентнейших/ потеряли мы во время революции,Гражданской войны,и т.д.,и т.д.! Кто погиб, а кто эмигрировал.
По выражению нашего коломенского поэта Олега Кочеткова,наш народ "слишком верит печатному слову".Тем паче - голубому экрану.А с экрана Владимир Владимирович Путин провозглашает своим любимым писателем...Михаила Жванецкого, поставив его повыше классика Салтыкова-Щедрина.
А что в наших школах? Года два назад был я на литературной олимпиаде в одной из библиотек нашего города. Собрались ученики 5-10 классов.Цитата из Пушкина - лес рук,из Лермонтова - "лес" пореже.А из Некрасова - ни одной руки!.. "Однажды в студённую зимнюю пору..." и "Не ветер бушует над бором..." - не знает никто! Заговорили о Гаррри Поттере - опять лес рук! Как же так получается,что у нас своего-то одного не знают?
Ну и как тут ни вспомнить добрым словом ушедший двадцатый век,"отжившую" советскую эпоху! Тогда и учителя,и государство воспитывало и детей,и взрослых - на лучших образцах! Были,конечно,перекосы: не без этого.Но на прилавках книжных магазинов,в отличие от дня сегодняшнего, всегда можно было найти то,что нужно для воспитания в человеке совестливости,порядочности.Конечно,был "самиздат".Но кто в нём участвовал? Професионалы! Один Максимов чего стоил! А сейчас кто в "самиздате"? Дилетанты!
Да,тогда была могучая страна и мощная индустрия,которая даже сейчас сохраняет свой потенциал.Во время перестройки закрывались заводы,а журналы выжили. Ни один не закрылся! С маленькими тиражами они цеплялись за жизнь! Но сохранили себя! Другое дело,какими тиражами они сейчас выходят к читателю. "Наш современник" - 9000 экз. "Новый мир" - 5800 экз. "Знамя" - 4000 экз. "Москва" - 3600 экз. "Октябрь" - 3000 экз. "Дружба народов" - 2100 экз. "Молодая гвардия" - 2000 экз! На всю страну! Некогда самую читаемую...
Сейчас на смену ниспровержению и разрухе приходит собирание и строительство. Не последняя роль здесь принадлежит и литературе.Но что пока сейчас большей частью на прилавках? Боевики,дамские слащавые романы,никем не конролируемый "самиздат". Лучшие образцы современной литературы это Валентин Распутин,Василий Белов,Леонид Бородин,Сергей Есин,Юрий Козлов,Александр Сегень,Владимир Личутин,Виктор Лихоносов,Дмитрий Балашов, Тимур Зульфикаров, Алексей Варламов, Борис Екимов, Владимир Маканин, Роман Сенчин можно приобрести, конечно,поехав в столицу на книжную ярмарку.Кто ищет - тот всегда найдёт.
Мы живём в эпоху больших перемен: к лучшему или к худшему - это уж как Бог даст. И,как всегда в эпоху перемен ломаются "устаревшие" стереотипы в литературе. Помните двадцатые годы прошлого века? Прозаики - те народ более мудрый: много не начудили,а поэты в одном из своих манифестов предлагали даже Пушкина "сбросить с корабля современности".
Но жизнь,самый справедливый судья: она расставила всё по своим местам.Где те,кто кричал? Велимир Хлебников,Алексей Кручёных... Их и знают-то лишь филологи.А ведь Кручёных прожил долгую жизнь... А вот Сергей Есенин,который прожил всего тридцать лет и писал без новаций,нормальным человеческим языком,не боясь прослыть ретроградом.А его стихи до сих пор в народе живут, и на них слагают песни.
В жизни поэтов и писателей далеко не всё так просто. Вот про Льва Толстого ходят же сказки,что он и землю пахал,и детей учил в народной школе,и при всём том "Войну и мир" написал! Мне ведом этот каторжный писательский труд! Да,Толстой был работяга! Но в литературе. И что, у него оставалось ещё времени пахать,идти за плугом? Ведь он,когда писал свой знаменитый роман,одних только исторических документов переворошил уйму! Может и хаживал за плугом,но наверно после того,как слуга подведёт к крыльцу запряжённую лошадь и скажет: "Лев Николаевич,пахать подано!" Что-ж так не пахать! А ты попробуй по-крестьянски: от зари,до зари!
В статье Сергея Калабухина много идёт речи о великом нашем писателе Льве Николаевиче Толстом.Автор убедительно доказывает,что общество было неоднородно и до революции в России и,естественно,потребности в чтении у людей были разными. Тот же Толстой умел учитывать,потому и оставил нам прекрасные образцы "чтения для народа": "Кавказского пленника" и замечательные русские сказки в своей обработке. Впрочем,он и сам писал интересные и мудрые сказки,которые с удовольствием читают до сих пор дети и взрослые.
Свершилась Октябрьская революция,которая провозгласила всех равными.Но увы! Спустя много лет после неё читательские вкусы и пристрастия отнюдь не стали одинаковыми.Помню,во времена моей юности,наши девчонки зачитывались Эдуардом Асадовым. И бабули-пенсионерки тоже. Называли его великим поэтом...
Наверное,так оно и будет продолжаться.И пускай себе читают сегодня "дамские" романы.Большой беды в этом нет. Ведь вы посмотрите,как наши женщины работают! На двух, да на трёх работах! А ещё пашет она бедная на своём приусадебном участке,как,извините,лошадь! Или торгует целыми днями на рынке. Или есть другой вариант: ездит на работу в столицу,встаёт в четыре часа утра. Ну когда ей Достоевского читать? Ведь серьёзное, вдумчивое чтение - это та же работа. А наша с вами современница и так уже наработалась... Так что,не спешите её осуждать. Как гласит шутливая поговорка: "Дайте мне райские условия,и я стану ангелом". А у нас не то,что "райских", - обычных человеческих-то условий, и тех часто нет!
Так что,как ни крути,а судьба литературы напрямую связана с судьбой общества. Тем более в России, где господствующее направление умов всегда напрямую связано с ролью литературы. А роль литературы зависит от судьбы книги как таковой.
Наступила новая эпоха. На смену ниспровержению и разрухе приходят собирание и строительство. Не последняя роль здесь принадлежит и литературе.Как показала практика,литература может сплотить народ,а может и способствовать его разобщению. Так что правильный разговор завёл Сергей Калабухин. И как тут не вспомнить строки Александра Блока: " Да,и такой,моя Россия,/Ты всех краёв дороже мне.
Инна Радиновская (fainalife@gmail.com)
2011/01/04, 15:48:18
Спасибо Вам, Сергей, за мудрость, искренность и профессионализм, которые Вы ярко продемонстрировали, поделившись с нами своими взглядами на проблемы в области современной литературы. Браво!!!
Разрешите и мне присоединиться к Вам:

Что есть Культура? Откровенье?
Иль развлечений карнавал?
А может, - встреча Света с тенью?
А может, - церемониал?..

Культура!.. - Одухотворенье материи,
И плоть Мечты,
И Метроном, и Пробужденье,
И Вечный Поиск Красоты!..

С Уважением и Благодарностью - Инна Радиновская, поэтесса.
Алексей Курганов
2011/01/04, 10:57:41
С главными тезисами статьи, конечно же, нельзя не согласиться (подчёркиваю «конечно же», потому что ни один здравомыслящий человек не станет им оппонировать), хотя по частностям имею своё мнение (и тоже подчеркну: не противоположное, а именно с в о ё). А теперь конкретнее:
Согласен: нецензурная лексика в повседневном обиходе - это отвратительно, хотя , как медик, таких людей могу понять. Они, как правило, страдают различными психологическими комплексами, чаще всего - нереализованным самовыражением. Использование же нецензурных слов в литературных текстах - дело несколько иное, поскольку у литературы в числе основных её функций есть и такая как отражение действительности. Проще всего считать, что такие авторы- «матерщинники» обладают скудным словарно-литературным запасом (увы, вынужден и себя отнести к таковым), но, тем не менее, считаю допустимым использовать в литературных текстах нецензурные слова и выражения, правда, при строгом соблюдении одного условия: если нецензурщина ОРГАНИЧЕСКИ вписывается в сюжет. Примеров предостаточно: «Тропик Рака» Миллера, «Самовар» Веллера, некоторые стихотворения Губермана (и это лишь навскидку, что пришло на ум именно сейчас) - а это довольно серьёзные и уж никак не «проходные» авторы. Кстати, то же самое можно сказать и о откровенных интимных сценах (и опять пример –тот же веллеровский «Самовар»). Называю их так не от лукавства или деликатности, а по причине того, что до сих пор никто не может провести чёткую границу между эротикой и порнографией. Думаю, она никогда и не будет проведена, потому как понятия нравственности трактуются из года в год, из века в век все шире и всё вольнее. И опять в подтверждение этому хочу привести конкретный пример: «Тёмные аллеи» Бунина. Помнится, этот сборник называли порнографическим не только советско-партийные идеологи, но и некоторые уважаемые до сих пор литературоведы (если кому интересны конкретные фамилии, рекомендую обратиться к работам «буниноведов») – а сейчас тот же рассказ о тётушке и гимназисте (названия не помню) можно считать чуть ли не образцом целомудрия! То же самое можно сказать и о пушкинских «Луке Мудищеве» и «Гаврилиаде», первое из которых в оригинале не стеснено автором всё в той же нецензурщине.
Элита и простолюдье. Не вижу трагедии в разделении общества на такие группы и не вижу причин, по которым они должны объединяться. Отсюда такое же моё отношение к Чтению (да-да, именно с большой буквы1) и к т.н. чтиву. Как сказал господин Паратов из «Бесприданницы», «у каждого –свой вкус. Одному нравится арбуз другом –свиной хрящик». (Заранее приношу извинения поклонникам творчества Александра Николаевича Островского, если процитировал не дословно.).
- Что касается коммерциализации культуры вообще и литературы в частности, то это логичное проявление тех рыночных отношений, которые сейчас властвуют в нашей жизни. Единственное, что можно противопоставить этому явлению – введение цензуры, причём обязательно на государственном уровне. Ноя, как человек именно что здравомыслящий, понимаю, что это предложение – из области утопий, и наши власти на это никогда не пойдут, да и если бы решились на это, то такая попытка обречена на неудачу. Джина, выпущенного из бутылки, загнать обратно –задача , которую, могут решить только Личности, а с таковыми сейчас у нас –увы и ах…. Поэтому нет и предмета для спора. Не о чем конструктивно говорить.
И ещё одна мысль именно о Личности: чтобы решать какие-то вопросы культуры г л о б а л ь н о, а не проводить «косметику», нужен общенациональный духовный лидер типа Толстого или Шолохова. Помнится, Ельцин хотел назначить на это место Солженицына, но он бы не потянул. Во-первых, совершенно средний по творческому уровню писатель, а во-вторых, человек с откровенно антисталинскими позициями в обществе, где многие воспринимают образ и деяния Сталина позитивно, лидером быть не может. Да и как писатель (имею в виду творческий уровень) он довольно-таки средний (во всяком случае, с теми же Шаламовым и Лихачёвым, тоже «отметившимися» в «лагерной» теме –никакого сравнения). Сейчас же в нашей культуре нет не то что лидера, за которым бы наше общество пошло, но даже авторитетного человека (писателя, художника, актёра), к мнению которого общество прислушалось бы. Отсюда многие наши сегодняшние беды в отношении воспитания культуры и нравственности.
В заключение хочу поблагодарить автора за поднятую тему. Она была и остаётся (и ещё надолго останется) актуальной, об этом нужно говорить и если не ожидать каких-то конкретных решений, то хотя бы делать каждому для себя определенные выводы. Если мы, конечно, захотим их сделать и делать. Это тоже большая проблема.
Евгений
2011/01/03, 13:27:59
Безграмотно и наивно.
Геннадий
2011/01/03, 11:36:30
Всё наладится с приходом к власти русских националистов. А пока надо писать о том, чтобы это быстрее произошло.
Инкогнито
2011/01/03, 01:30:46
Как правильно написано, и как грустно, что многие творцы так и останутся не раскрытыми, ибо все правила в интернете диктуют пока что накрученные рейтинги и репутации. На подлинность таланта, который не унизится до подобных вещей, никто не обращает никакого внимания...
Добавить комментарий:
* Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
 
© Vinchi Group - создание сайтов 1998-2024
Илья - оформление и программирование
Страница сформирована за 0.012131929397583 сек.